Ii. фонды оценочных средств для проведения государственного экзамена
В.В. Агеева, Л.И. Сосковец
Издательство
Томского политехнического университета
2015
УДК ББК | |
Междисциплинарный государственный экзамен: программа итоговой аттестации для студентов ИСГТ, обучающихся по специальности 036401 «Таможенное дело», профиль подготовки – «Таможенный менеджмент» / сост. Л.И. Сосковец, В.В. Агеева; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. С. |
Программа итоговой аттестации по междисциплинарному государственному экзамену предназначена для студентов ИСГТ, обучающихся по специальности 036401 «Таможенное дело», профиль подготовки – «Таможенный менеджмент».
Программа содержит перечень разделов, тем и вопросов по дисциплинам, входящим в итоговый междисциплинарный экзамен, описание процедуры проведения экзамена, перечень литературы, рекомендуемой для подготовки к экзамену, примеры экзаменационных билетов.
Рецензенты:
Начальник Томской таможни
А.М.Шишкин
Главный государственный таможенный инспектор ОТОиТК №2
Томского таможенного поста Томской таможни
Е.В. Канаева
© ФГАОУ ВО НИ ТПУ, 2014
© Сосковец Л.И., Агеева В.В. 2014
© Обложка. Издательство Томского
политехнического университета, 2015
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 036401 – Таможенное дело, №1117, утвержденного "08" ноября 2010г.
ГОС Высшего профессионального образования, направление – 036401 – Таможенное дело, квалификация – специалист.
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА на заседании кафедры ИСТ
29 декабр 2014 г.; протокол № 6.
2. Разработчики:
к.и.н., В.В. Агеева,
д.и.н., проф., Л.И. Сосковец
Ответственный составитель: д.и.н., профессор Сосковец Л.И.
3. Рецензенты:
Начальник Томской таможни ____________ Шишкин А.М.
Главный государственный
таможенный инспектор ОТОиТК №2
Томского таможенного поста
Томской таможни ____________ Канаева Е.В.
4. Программа СОГЛАСОВАНА с ИСГТ, СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.
5. Зав. выпускающей кафедрой ____________ Трубникова Н.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ИЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО» | |
I. ВЫПИСКА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА | |
II. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА III. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, ВКЛЮЧЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН IV. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 036401 «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО» V. ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАЧ VI. ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ VII. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА, СО СПИСКАМИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО СПЕЦИАЬНОСТИ 036401 «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО», ИЗДАННЫЕ В ТПУ IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ X. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ | |
ВВЕДЕНИЕ
Междисциплинарный экзамен является обязательным компонентом итоговой аттестации выпускников высшего профессионального образования выпускника – дипломированного специалиста, наряду свыпускной квалификационной работой (ВКР). Междисциплинарный экзамен выступает в качестве одного из заключительных этапов образовательного процесса, который требует самостоятельной познавательной деятельности выпускника. В связи с этим, целью междисциплинарного экзамена является выявление и объективная (экспертная) оценка уровня теоретической и практической подготовки выпускников, степени их подготовленности к самостоятельной профессиональной деятельности в выбранной объектной (предметной) области (таможенное дело) и соответствие этого уровня требованиям Федерального образовательного стандарта.
Уровень подготовки выпускника определяется:
- составом (целостной системой), полнотой и глубиной усвоенных теоретических и эмпирических знаний о строении, функционировании, использовании объектов и средств профессиональной деятельности в различных сферах общественного разделения труда и жизни общества;
- составом (целостной системой) теоретических и практических знаний о методах и способах исследования, разработки, производства, сбыта и реализации продукции конкретного вида и назначения (технология, программа, вещество, продукт, услуга и т.п.) как отражение этапов преобразования объекта деятельности (инновационного процесса);
- стремлением, готовностью применять полученные знания и умения в практической профессиональной деятельности; реализовывать приобретенные общекультурные и профессиональные компетенции;
- умением самостоятельно и эффективно использовать теоретические знания при решении проблем и задач, определяемых видом (видами) профессиональной деятельности, к выполнению которых выпускник должен быть подготовлен
Междисциплинарный госэкзамен носит комплексный, системный характер и ориентирован на выявление целостной системы знаний в области таможенного дела.
Программа экзамена является обязательным элементом организации и проведения итоговой аттестации выпускника. Она включает: перечень требований к итоговой государственной аттестации (требования к результатам освоения Основной образовательной программы), состав дисциплин, включенных в экзамен; перечень теоретических разделов, тем и вопросов, охватывающих основное содержание каждой из таких дисциплин; рекомендуемые для подготовки к госэкзамену источники учебной информации; образцы экзаменационных билетов и/или задач; критерии оценки качества ответов экзаменующихся.
Перечень учебных дисциплин, включенных в междисциплинарный государственный экзамен, определяется требованиями ФГОС по специальности «Таможенное дело», Образовательного стандарта ТПУ.
Программа построена в виде учебных разделов, позволяющих дать интегральную оценку знаний, умений и навыков, сформированных общекультурных и профессиональных компетенций выпускника специальности 036401 «Таможенное дело», профиля подготовки «Таможенный менеджмент». Содержание вопросов, представленных в Программе, является основой для составления экзаменационных билетов к итоговому междисциплинарному экзамену. В состав билета входят два вопроса. Каждый из вопросов относится к одному из разделов, при этом включение вопросов одного раздела в билет не допускается. Вопрос носит комплексный характер. т.е. требует демонстрацию знаний нескольких теоретических разделов ряда учебных дисциплин, включенных в программу госэкзамена.
Экспертной оценке на госэкзамене подвергаются устные ответы экзаменующихся на вопросы экзаменационного билета и на вопросы членов ЭК.
Максимальный балл, который может получить за один из двух ответов экзаменационного билета, составляет 50.
Оценка результатов сдачи госэкзамена осуществляется по 100 бальной системе с последующим переводом в четырехбалльную шкалу оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующей системе:
Итоговая оценка | Традиционная оценка | Литерная оценка |
96 - 100 | Отлично | A+ |
90 - 95 | A | |
80 - 89 | Хорошо | B+ |
70 - 79 | B | |
65 - 69 | Удовлетворительно | C+ |
55 - 64 | C | |
55 - 100 | Зачтено | D |
0 - 54 | Неудовлетворительно/не зачтено | F |
Решение об оценке, выставляемой каждому экзаменующемуся в отдельности, ЭК принимает коллегиально и утверждает путем голосования ее членов, простым большинством голосов.
Студенты, получившие неудовлетворительную оценку по результатам сдачи МДЭ, подлежат отчислению. Повторные (не более двух раз) итоговые аттестационные испытания могут быть назначены не ранее, чем через три месяца и не более, чем через пять лет после прохождения итоговой аттестации впервые.
Программа госэкзамена доводится до сведения выпускников не позднее, чем за 1 месяц до проведения экзамена.
I. ВЫПИСКА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА:
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
· способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК-1);
· способностью проявлять гражданскую позицию и ответственное отношение к исполнению обязанностей (ОК-2);
· владением культурой взаимоотношений, взаимопонимания и сотрудничества, способностью предотвращать конфликтные ситуации, уважительно относиться к окружающим (ОК-3);
· владением навыками сохранения и содействия обеспечению охраны окружающей среды, умением соблюдать правила безопасности жизнедеятельности (ОК-4);
· способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности (ОК-5);
· способностью применять математические методы и методы системного анализа для решения задач профессиональной деятельности (ОК-6);
· способностью применять иностранный язык в сфере профессиональной деятельности (ОК-7);
· владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); .
5.2.Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
общепрофессиональными:
· способностью самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (ПК - 1);
· владением методами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками использования компьютерной техники, программно-информационных систем, компьютерных сетей (ПК -2);
· способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК -3) ;
· способностью понимать экономические процессы, происходящие в обществе; анализировать тенденции развития российской и мировой экономики (ПК-4);
· способностью анализировать потенциал регионального, отраслевого и функционального строения национальной экономики (ПК -5);
· способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (ПК -6);
в применении таможенных процедур, взимании таможенных платежей и осуществлении таможенного контроля:
· умением осуществлять контроль за соблюдением участниками ВЭД законодательства Российской Федерации при таможенных процедурах (ПК -7);
· владением навыками применения форм и технологий таможенного контроля товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом (ПК -8);
· владением навыками применения технических средств таможенного контроля и профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (ПК -9);
· владением навыками применения основных правил интерпретации ТН ВЭД и осуществления контроля достоверности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД (ПК -10);
· умением применять правила определения страны происхождения товара и навыки осуществления контроля достоверности сведений, заявленных о стране происхождения товара (ПК -11);
· умением применять методы определения таможенной стоимости и навыки контроля заявленной таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров (ПК -12);
· владением навыками заполнения и контроля таможенной документации: грузовой таможенной декларации (ГТД), декларации таможенной стоимости (ДТС), корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС), таможенного приходного ордера (ТПО) (ПК -13);
· владением навыками по исчислению таможенных платежей и контролю правильности их исчисления, полноты и своевременности уплаты (ПК -14);
· умением применять порядок взыскания задолженности по уплате таможенных платежей (ПК -15);
· умением контролировать соблюдение валютного законодательства Российской Федерации при перемещении через таможенную границу товаров, валютных ценностей, валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней (ПК -15);
· умением осуществлять контроль за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ПК -16);
· умением обеспечивать в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности (ПК -17);
· владением навыками по выявлению фальсифицированного и контрафактного товара и назначению экспертизы (ПК -18);
· умением использовать методологию формирования и применения системы управления рисками (СУР) в области профессиональной деятельности (ПК -19);
· способностью обеспечивать экономическую безопасность страны при осуществлении профессиональной деятельности (ПК -20);
· владением навыками сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, Всемирной таможенной организацией и иными международными организациями, занимающимися таможенным делом (ПК -21);
в правоохранительной деятельности:
· умением выявлять, фиксировать, предупреждать и пресекать административные правонарушения и преступления в сфере таможенного дела (ПК -22);
· умением квалифицировать факты и обстоятельства в сфере таможенного дела, совершать юридически значимые действия (ПК -23);
· способностью противостоять злоупотреблениям в сфере профессиональной деятельности (ПК -24);
· умением оценить угрозы экономической и иных видов национальной безопасности Российской Федерации и реализовать меры по их предупреждению или устранению (ПК -25);
· умением сохранять и защищать государственную и иную охраняемую законом тайну при осуществлении служебной деятельности (ПК -26);
· владением навыками по составлению процессуальных документов и совершению необходимых процессуальных действий при выявлении административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела (ПК -27);
в управленческой деятельности:
· умением осуществлять подготовку типовых решений по управлению деятельностью таможенных органов и их структурными подразделениями (ПК -28);
· умением оценивать качество и эффективность деятельности таможенных органов (ПК - 29);
· умением планировать, организовывать, координировать, стимулировать и контролировать деятельность персонала структурного подразделения таможенного органа (ПК -30);
· умением осуществлять отбор, расстановку кадров, планировать профессиональное обучение и проводить аттестацию персонала таможенных органов (ПК - 31);
· умением оценивать состояние и перспективы развития таможенных органов, планировать и прогнозировать деятельность их структурных подразделений (ПК -32)
· владением навыками по планированию и организации исследований в области управления, внедрению инноваций в области профессиональной деятельности, управлению инновационными проектами (ПК -33);
· владением навыками по организации взаимодействия в области профессиональной деятельности (ПК -34);
· способностью определять место и роль таможенных органов в системе государственного управления (ПК -35);
в информационно-аналитической деятельности:
· владением навыками применения в таможенном деле информационных технологий, средств обеспечения их функционирования (ПК -36);
· владением навыками применения методов сбора и анализа данных таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики для принятия управленческих решений во внешнеторговой деятельности и деятельности таможенных органов (ПК -37);
· владением навыками обеспечения информацией в области таможенного дела государственных органов, организаций и отдельных граждан и информационной поддержки внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации (ПК -38);
· умением использовать информационные системы и информационное сопровождение в профессиональной деятельности (ПК - 39);
· владением навыками использования электронных способов обмена информацией и средств их обеспечения, применяемых таможенными органами (ПК -40);
· владением методами анализа финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД (ПК - 41);
· владением методикой расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов (ПК -42);
· владением навыками анализа и прогнозирования поступления таможенных платежей в федеральный бюджет государства (ПК - 43);
в научно-исследовательской деятельности:
· умением разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в области таможенного дела (ПК -44);
· умением проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности, критически оценивать полученные результаты и делать выводы (ПК -45);
· способностью представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах (отчетах, справках, докладах, научных публикациях), владением навыками ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре (ПК -46) .
II. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
К фондам оценочных средств, позволяющим установить уровень профессиональной подготовленности выпускника и соответствие уровня и содержания подготовки требованиям квалификационной характеристики специалиста по таможенному делу, относятся материалы государственного экзамена, который представляет собой профессионально ориентированный междисциплинарный экзамен по специальности, включающий перечень экзаменационных вопросов профилирующих дисциплин специальности.