Задачи статистики на современном этапе экономического развития
Общее понятие статистики. Статистика как наука, область практической деятельности и учебная дисциплина.
Термин "статистика" происходит от латинского слова status, что в средние века означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен немецким ученым Готфридом Ахенвалем (1719-1772 гг.), и означал он тогда государствоведение.
История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизни общества.
Развитие статистической науки, расширение сферы применения практических статистических исследований, ее активное участие в механизме управления экономикой привели к изменению содержания самого понятия "статистика".
В настоящее время термин ''статистика" употребляется в трех значениях:
• отрасль практической деятельности ("статистический учет") по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни; эту деятельность на профессиональном уровне осуществляет государственная статистика - Государственный комитет по статистике Российской Федерации и система его учреждений, организованных по административно-территориальному признаку, а также ведомственная статистика (на предприятиях, в объединениях, ведомствах, министерствах);
• совокупность цифровых сведений, статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;
• отрасль общественных наук, специальная научная дисциплина, изучаемая в высших и средних специальных учебных заведениях.
Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики» экономическая статистика и ее отрасли, социальная статистика и ее отрасли.
2.Предмет и метод статистики. Задачи статистики: общие и частные. Основные социально-экономические явления и процессы, изучаемые статистикой.
Предметом статистикиявляется количественная и качественная оценка соц.-экономических явлений и процессов общественной жизни.
К методам относятся:
1. Способы расчетов обобщающих показателей;
2. Наглядность изображения статистических данных;
3. Метод статистического наблюдения;
4. Метод сводки и группировки результатов наблюдения;
5. Метод средних величин;
6. Метод балансовых построений;
7. Графический метод;
8. Индексный метод;
9. Метод корреляции.
Задачи статистики на современном этапе экономического развития.
1. Сбор и обработка исходной информации должны происходить с учетом рыночных отношений.
2. Статистические показатели, применяемые в исследованиях, должны совершенствоваться параллельно совершенствованию бухгалтерского учета.
3. Определение прогнозов развития экономики на основе обобщения факторов, проявление этих событий.
4. Обеспечение возможности принятия правильного решения и оценки их эффективности.
5. Выявление резервов, повышение эффективности производства.
6. Расширение гласности и доступности статистической информации при сохранении конфиденциальности.
7. Своевременное обеспечение информацией законодательных, исполнительных и хозяйствующих органов.
8. Статистические приемы и методы исследования можно применять лишь в тех случаях, когда предварительно доказано, что изучаемые совокупности статистически однородны.
3.Основные категории (понятия) статистики: понятие и содержание.
Статистическая совокупность – это множество явлений, имеющих один или несколько общих признаков и отличающихся между собой по значениям других признаков. Каждое отдельное явление, подлежащее статистическому изучению, называется единицей совокупности. Признак – это свойство, характерная черта явления, подлежащая статистическому изучению. Признаки классифицируются:§ Качественные (атрибутивные);§ Количественные. Качественные признаки – выражают существенное неотъемлемое свойство предмета. Противоположные качественным признаки называют альтернативными (например, мужчина – женщина). Любой качественный признак можно свести к альтернативному (например, студент обучающийся на «отлично» – студент не обучающийся на «отлично»). Признаки, отдельные значения которых различаются по величине, называются количественными (например, возраст, рост, вес). Признаки, исходя из их значения для характеристики изучаемого явления делятся на существенные и несущественные. Деление это условное и определяется цельюисследования.Вариа́ция — различие значений какого-либо признака у разных единиц совокупности за один и тот же промежуток времени.
Статистическая закономерность– это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины (условия), порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно.
Сущность закона больших чиселзаключается в том, что в числах, суммирующих результат массовых наблюдений, выступают определенные правильности, которые не могут быть обнаружены на небольшом числе факторов. Закон больших чисел порожден свойствами массовых явлений. Важно помнить, что тенденции и закономерности, вскрытые с помощью закона больших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного, индивидуального случая.
Статистический показатель есть количественно-качественная обобщающая характеристика какого-либо свойства статистической совокупности в условиях конкретного места и времени.