Задачи статистики на современном этапе экономического развития

Общее понятие статистики. Статистика как наука, область практической деятельности и учебная дисциплина.

Термин "статистика" происходит от латинского слова status, что в средние века означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен немецким ученым Готфридом Ахенвалем (1719-1772 гг.), и означал он тогда государствоведение.

История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизни общества.

Развитие статистической науки, расширение сферы применения практических статистических исследований, ее активное участие в механизме управления экономикой привели к изменению содержания самого понятия "статистика".

В настоящее время термин ''статистика" употребляется в трех значениях:

• отрасль практической деятельности ("статистический учет") по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни; эту деятельность на профессиональном уровне осуществляет государственная статистика - Государственный комитет по статистике Российской Федерации и система его учреждений, организованных по административно-территориальному признаку, а также ведомственная статистика (на предприятиях, в объединениях, ведомствах, министерствах);

• совокупность цифровых сведений, статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;

• отрасль общественных наук, специальная научная дисциплина, изучаемая в высших и средних специальных учебных заведениях.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики» экономическая статистика и ее отрасли, социальная статистика и ее отрасли.

2.Предмет и метод статистики. Задачи статистики: общие и частные. Основные социально-экономические явления и процессы, изучаемые статистикой.

Предметом статистикиявляется количественная и качественная оценка соц.-экономических явлений и процессов общественной жизни.

К методам относятся:

1. Способы расчетов обобщающих показателей;

2. Наглядность изображения статистических данных;

3. Метод статистического наблюдения;

4. Метод сводки и группировки результатов наблюдения;

5. Метод средних величин;

6. Метод балансовых построений;

7. Графический метод;

8. Индексный метод;

9. Метод корреляции.

Задачи статистики на современном этапе экономического развития.

1. Сбор и обработка исходной информации должны происходить с учетом рыночных отношений.

2. Статистические показатели, применяемые в исследованиях, должны совершенствоваться параллельно совершенствованию бухгалтерского учета.

3. Определение прогнозов развития экономики на основе обобщения факторов, проявление этих событий.

4. Обеспечение возможности принятия правильного решения и оценки их эффективности.

5. Выявление резервов, повышение эффективности производства.

6. Расширение гласности и доступности статистической информации при сохранении конфиденциальности.

7. Своевременное обеспечение информацией законодательных, исполнительных и хозяйствующих органов.

8. Статистические приемы и методы исследования можно применять лишь в тех случаях, когда предварительно доказано, что изучаемые совокупности статистически однородны.

3.Основные категории (понятия) статистики: понятие и содержание.

Статистическая совокупность – это множество явлений, имеющих один или несколько общих признаков и отличающихся между собой по значениям других признаков. Каждое отдельное явление, подлежащее статистическому изучению, называется единицей совокупности. Признак – это свойство, характерная черта явления, подлежащая статистическому изучению. Признаки классифицируются:§ Качественные (атрибутивные);§ Количественные. Качественные признаки – выражают существенное неотъемлемое свойство предмета. Противоположные качественным признаки называют альтернативными (например, мужчина – женщина). Любой качественный признак можно свести к альтернативному (например, студент обучающийся на «отлично» – студент не обучающийся на «отлично»). Признаки, отдельные значения которых различаются по величине, называются количественными (например, возраст, рост, вес). Признаки, исходя из их значения для характеристики изучаемого явления делятся на существенные и несущественные. Деление это условное и определяется цельюисследования.

Вариа́ция — различие значений какого-либо признака у разных единиц совокупности за один и тот же промежуток времени.

Статистическая закономерность– это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регуляр­ности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины (условия), порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно.

Сущность закона больших чиселзаключается в том, что в числах, суммирующих результат массовых наблюдений, высту­пают определенные правильности, которые не могут быть обна­ружены на небольшом числе факторов. Закон больших чисел порожден свойствами массовых явлений. Важно помнить, что тенденции и закономерности, вскрытые с помощью закона боль­ших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного, индивидуального случая.

Статистический показатель есть количественно-качественная обобщающая характеристика какого-либо свойства статистической совокупности в условиях конкретного места и времени.

Наши рекомендации