Продукция, доходы, прибыль и рентабельность
Проду́кция — термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности. Представляет собой совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия, отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны за определенный промежуток времени
Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. В частном смысле под доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения:
· Доходы государства — доходы, получаемые государством за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи и используемые для осуществления государственных функций.
· Доходы организации — увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от реализации товаров и услуг.
· Доходы населения — личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду[2].
При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Понятие «прибыль» многозначно и обычно различаются:
· бухгалтерская прибыль — разница между принимаемой к учёту суммой доходов и допустимыми расходами (издержками); при одинаковых условиях бухгалтерская прибыль зависит от стандартов учёта (например, МСФО, РСБУ);
· экономическая прибыль — более неформальный показатель — это остаток от общего дохода после вычета всех издержек, разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами, такими, как: некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, иногда даже «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников в коррупционных условиях, дополнительные премии работникам и т. п.
Рента́бельность (нем. rentabel[1] — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.
19. Цена: понятие, функции цен. Виды цен на сельскохозяйственную продукцию.
Цена -это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
В современной экономической науке (в частности, в ценообразовании) четко обозначилась тенденция изменения пропорции между теоретическими и практическими вопросами в пользу последних. Практика, однако, свидетельствует, что решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка. В связи с этим, посвящая большую часть учебно-методического пособия прикладным вопросам ценообразования, считаем необходимым хотя бы коротко остановиться на современном толковании категории «цена».
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены:
Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий момент в понимании категории «цена» —обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования. Так, в условиях административно регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли», других природных ресурсов, рабочей силы, не являющихся объектами купли-продажи. В условиях рыночной экономики, когда большая часть товаров и услуг является объектами купли-продажи, значительно большие масштабы имеет и ценообразование.
Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.
В силу того, что теоретическое толкование цены в настоящее время остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Разумеется, можно предложить и другие формулировки категории «цена» применительно к современным условиям. Лучшему пониманию этой категории поможет анализ функций цены.
Функции цен - наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена»
Функции цен характерны для любого вида цен.
Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции:
§ учетная
§ перераспределительная
§ стимулирующая
§ функция балансирования спроса и предложения.
Выполняя учетнуюфункцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.
Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.
Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения последних.
Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики и т. д.
Двигаясь к потребителю, продукция сельскохозяйственного производства проходит несколько стадий - от товаропроизводителя к закупочным предприятий, организаций или к посреднику, которые, в свою очередь, скер рва ее на промышленную переработку или в торговую сеть для продажи населению Аграрные предприятия для реализации продукции могут использовать и другие каналы, в том числе торговый рынок На кажд ом этапе движения цена имеет соответствующую структурру.
Под структурой цены предприятия понимают удельный вес в ее составе отдельных частей стоимости - себестоимости и прибыли Структура цен находится в неразрывной связи с их уровнем, который является степенью мульт ражения стоимости продукции в них. Уровень цен производителя определяет также уровень розничных цен на важнейшие продукты питания и другие товары народного потребления и тем самым влияет на реальную заработную плату населения страны
От уровня цен необходимо отличать масштаб цен отражающий денежную единицу определенного наименования из ее кратными частями
Дальнейшее движение продукции от производителя к потребителю формирует новый вид цены и ее структуру из соответствующих составляющих, присущих разным уровням и субъектам хозяйствования (рис 142)
Рис 142 Составляющие структуры цены единицы продукции
На практике, в системе народного хозяйства, действует много видов цен, которые выделяются по разным квалификационным признакам
По характеру обслуживания оборота различают следующие виды цен
Оптовые цены \" За ними закупочные предприятия, организации и фирмы реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями предприятиям-заказчикам, а также предприятиям и организациям, осуществляющим Розн рибну торговлю Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию состоят из фактических затрат на производство продукции и прибыли предприятия-производителя, размеров прибыли, налога на добавленную стоит ость, суммы акцизов и лицензионного сбора, если товар облагается ним.
Закупочные цены - такие, по которым аграрные предприятия и население продают свою продукцию для государственных нужд с целью дальнейшей переработки Эту функцию могут выполнять снабженческо-сбытовые, заготовительные организации й, оптово-посреднические фирмы, предприятия оптовой торговли и другие юридические лица, в уставе которых предусмотрена эта деятельность Закупочная цена включает оптовую цену предприятия-производителя, налог на добавленную стоимость, акцизный и лицензионный сборы, а также расходы, которые понесли предприятия в связи с закупкой, хранением, фасовкой, транспортировкой и реализацией, и прибыль, необходимую для нормальной хозяйственной деятельности.
Розничные цены их самостоятельно определяют торговые предприятия и реализуют за ними товары в розничной торговле независимо от того, кому продукция продается Составляющими розничной цены является цена, по которой приобретенные т товары, и торговая наценка предприятий розничной торговли, за счет которой покрываются издержки обращения и создается определенный доход Обязательной составляющей торговой наценки является налог на добавленную стоимость и спецподатоок.
Цены торгового рынка складывающиеся в процессе реализации продукции предприятиями всех форм собственности, в том числе и населения, их уровень формируется с учетом спроса, предложения и уровня цен в государственной и кооперативной и торговой сети.
Комиссионные цены - такие, по которым предприятия потребительской кооперации принимают сельскохозяйственную продукцию от аграрных предприятий различных форм собственности, в том числе и население их размер зависит от уровня цен н на торговом рынке региона в соответствии с уровнем розничных этин.
Сравнительные цены используют для характеристики уровня динамики производства валовой продукции сельского хозяйства
Залоговые цены - это цены для закупки продукции или предоставления кредита аграрным предприятиям под залог
Цены на строительную продукцию, или сметные положены в основу расчета сметной стоимости сооружения объектов строительства За ними аграрные предприятия рассчитываются со строительными организациями, принимают на баланс здания и сооружения, в определяют размер амортизацииї.
Цены и тарифы на услуги устанавливаются предприятиями грузового и железнодорожного транспорта на перевозку грузов, предприятиями бытового обслуживания, связи, банками, юридическими и консультационными конторами на разных омные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые населению.
Мировые цены - денежное выражение международной стоимости товаров, которые реализуются на мировом рынке Для определенных товаров они могут определяться уровнем цен стран-экспортеров, для других - уровнем цен бирж и аукционов или в ведущих фирм миру.
По степени влияния государства на их формирование выделяют следующие виды цен
Свободная, или договорная ее самостоятельно определяет предприятие непосредственно на рынке, реализуя товар Уровень цены устанавливают по договоренности, согласно экономических интересов покупателя и товаропроизводителя Однако государство некоторый ной степени может влиять на эти цены посредством налогообложения и кредитования отдельных групп субъектов хозяйственной деятельности, проводя антимонопольную политикку.
Регулируемая цена ее уровень регулирует государство Под влиянием государства могут формироваться ценах на основные продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, причем могут устанавливаться нижняя и верхняя границы цены соотв но к рыночной ситуации и обеспечения допустимого уровня рентабельности предприятий Регулирование цен может осуществляться с помощью установления определенного размера торговых надбавок продовольственные ООО ары либо через предоставление дотаций отдельным отраслям и производстваам.
Фиксированную цену устанавливают государственные органы на ограниченный круг товаров
По способу фиксации различают следующие виды цен
Контрактные которые устанавливаются по соглашению сторон и зарегистрированы в контракте Могут пересматриваться лишь в исключительных случаях
Трансфертные цены составляют основу взаиморасчетов, когда реализуется продукция между производственными подразделениями одного предприятия
Биржевые цены используются в случае реализации продукции через биржи