Многообразие рыночных структур
Содержание
I.Введение………………………………………..………………………………4
II.Методические указания к выполнению конкретных тем контрольных работ по экономической теории…………………………………………………….…6
1.Рынок: сущность и функции. Субъекты и объекты рынка. Многообразие рыночных структур…………………………………………………….………..6
2.Конкурентный рыночный механизм и его функции…………………...……8
3. Спрос. Кривая (закон) спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.........10
4. Предложение. Кривая (закон) предложения……………………………..…12
5. Рыночное равновесие. Экономический смысл рыночного равновесия…...15
6. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене и доходу…………..18
7. Эластичность предложения и фактор времени……………………………..21
8. Основные постулаты теории поведения потребителя.
Функции полезности…………………………………………………………….23
9. Бюджетные ограничения. Кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля..25
10. Цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы фирм…...…27
11. Издержки и доход фирмы. Классификация издержек………………...…30
12. Теории прибыли. Экономическая и бухгалтерская прибыль……………..32
13. Понятие совершенной конкуренции ее характерные черты………...……34
14. Совершенная конкуренция. Определение цены и объема. Два подхода к их определению………………………………………………………………….36
15.Совершенная конкуренция. Случай максимизации прибыли и минимизации убытков в краткосрочном периоде. Случай закрытия………...38
16. Фирма и отрасль: цена равновесия. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде…………………………………………………...……...42
17. Несовершенная конкуренция и ее виды……………………………………45
18. Чистая монополия и ее характерные черты.
Определение цены и объема…………………………………………………….48
19. Понятие и характерные черты монополистической конкуренции.
Определение цены и объема…………………………………………………….50
20. Понятие и распространение олигополии…………………………..………52
21. Специфика ценообразования на рынке ресурсов………………………….54
22. Сущность спроса на ресурсы.
Производный характер его возникновения……………………………..……..56
23. Кривые спроса на продукты. Оптимальное соотношение ресурсов.
Правило наименьших издержек и максимизации прибыли…………………..58
24. особенности предложения на рынке ресурсов. Рынок труда.
Определение заработной платы и производительности труда……………….60
25. Роль профсоюзов в формировании трудовых отношений. Методы повышения заработной платы по профсоюзам…………………………..…....62
26. Рынки капиталов. Капитал и процентный доход……………… ...……….64
27. Воздействие ставки ссудного процента на инвестиционные решения… 67
28. Рынки земли. Рента и земельный налог. Цена земли……………...………69
29. Предпринимательский доход и экономическая прибыль……………..…..71
Микроэкономика часть, раздел экономической теории, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, явлений. В центре внимания микроэкономики находятся субъекты, фирмы, предприниматели с их потребностями, желаниями и приоритетами, а также экономические отношения между ними. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Смысл микроэкономического анализа состоит в том, чтобы выяснить способы эффективного испрлозщования объема производства в соответствии с потребностями. Предмет исследования микроэкономики – это поведение человека (домохозяйства, фирмы), старающегося удовлетворить свои потребности, внешне выступающего в форме спроса, путем потребления экономических благ. Однако следует понимать, что любое потребление наталкивается на ограничение, поскольку в курсе микроэкономики обосновывается, что потребности индивида являются неограниченными, а вот ресурсы имеют ограниченный характер. Причем данная ограниченность является относительной. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Следовательно, основная проблема, которая встает перед обществом – это проблема выбора. Данная проблема порождает конкуренцию за использование ограниченных ресурсов или конкуренцию между альтернативными целями, возможными направлениями использования ресурсов.
Успешное освоение курса микроэкономики во многом зависит от понимания методологических предпосылок этой теории и ее исходных понятий. Под методологией понимается совокупность способов познания, применяемых данной наукой. В роли общенаучных способов микроэкономика, как и любая другая отрасль научных знаний, использует диалектико-материалистический принцип. Основными методами диалектической логики являются восхождение от абстрактному к конкретному и единство исторического и логического. В качестве локальных методов используются традиционные методы, применяемые в экономической теории: анализ, синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, сравнение, экономико-математическое моделирование и т.д.
Микроэкономика представляет собой раздел экономической теории, посвященный изучению спроса, потребления индивида и фирмы. Несомненным достоинством является ярко выраженная ориентация курса микроэкономики на человека с его потребностями, вкусами и предпочтениями.
Выбор темы контрольной работы осуществляется по последней цифре номера Вашей зачетной книжки. Например, если это - "0", то Вы можете выбрать одну из тем под номерами 10, 20 и т .д.
Тема 1. Рынок: сущность и функции. Субъекты и объекты рынка.
Многообразие рыночных структур.
План
1. Рынок: содержание и функции.
2. Субъекты и объекты рыночного хозяйства.
3. Типология рынка. Многообразие рыночных структур.
Цель данной темы контрольной работы состоит в рассмотрении рынка как экономической категории, а также выявлении особенностей функционирования многочисленных рыночных структур.
Разрабатывая первый вопрос плана необходимо отметить, что рынок как экономическая категория прошел достаточно долгий эволюционный путь, прежде чем сформировалось его современное определение. В связи с этим следует раскрыть основные объективные условия возникновения рыночного хозяйства. Здесь важно подчеркнуть, что объективная необходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Исследуя содержание рынка необходимо выделить два подхода к его определению, которые связаны, с одной стороны с определением рынка как совокупности покупателей и продавцов, а с другой стороны рассмотрения его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта. Сущность рынка как экономической категории выражается в выполняемых им функциях. К числу важнейших функций относятся регулирующая функция, стимулирующая функция, ценообразующая функция, контролирующая функция, посредническая функция, информационная функция, функция экономичности, функция реализации интересов рыночных субъектов.
Во втором вопросе необходимо рассмотреть субъекты и объекты рыночного хозяйства. Раскрывая первый вопрос, становится понятно, что рынок – это взаимоотношения между экономическими субъектами. Экономические субъекты – это агенты рыночных отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. В данном вопросе следует отметить, что всех субъектов рыночного хозяйства подразделяют на три группы: домашние хозяйства, фирмы (предприниматели) и государство. В данном вопросе необходимо остановиться на основных видах деловой активности, осуществляемой каждой из этих групп. В этом же вопросе следует рассмотреть понятие объекта рыночных отношений.
Третий вопрос посвящен рассмотрению типологии рыночного хозяйства и видам рыночных моделей. История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый деформированный. В данном вопросе следует охарактеризовать каждый из вышеперечисленных видов рынка. В этом же вопросе необходимо рассмотреть и модели рыночного хозяйства, сложившиеся в различных странах под влиянием разнообразных факторов. Среди данных моделей выделяют американскую, японскую, немецкую, шведскую, французскую, южно-корейскую, китайскую модели.
Литература
1. Экономическая теория: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений / Под ред. Камаева В.Д. М., 2004.
2. Экономическая теория: Учебник. – Изд. Испр. И доп. / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М., 2004.
3. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. М., 2004.
4. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: учебник для вузов. СПб., 1999.
5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М., 1999.
6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб., 1998.
7. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб. 1999.
8. Нуреев Р.М. курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд., изм. М., 2004.
9. Овчинников Г.П. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х т. СПб. 1997.
10. Томпсон А., Формби Дж. Экономика фирмы / пер. с англ. М., 1998.
Задания
1. Охарактеризуйте основы товарного производства и рынка. Выделите элементы рыночного механизма и раскройте взаимосвязи между ними.
2. Укажите общие и отличительные черты рынков потребительских и инвестиционных товаров, а также рынков ресурсов – труда, капитала и земли.