Классификация рыночных структур

Издержки и их виды

Издержки производства - это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара.

Постоянные издержки — это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла.

Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме.

Общие издержки — те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства.

Общие = Постоянные + Переменные

Классификация рыночных структур

Для упрощения анализа в экономической теории принято выделять четыре базовых модели

▪ совершенную конкуренцию;

▪ чистую монополию;

▪ монополистическую конкуренцию;

▪ однородную и неоднородную олигополию

Совершенная конкуренция

Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:

Неценовая конкуренция отсутствует

Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико,

Свобода входа и выхода на рынке.

Олигополия- это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.

Основные черты

Небольшое количество фирм в отрасли

Однородность или дифференцированность продукта

Барьеры

Чи́стая монопо́лия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.

Характерными чертами данной ситуации являются:

уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты,патентные права, особые привилегии (лицензии)].

3) Характеристика рынка совершенной конкуренции – – это рынок, на котором выполняются следующие условия

Каждая фирма имеет очень небольшую долю от общего выпуска. Считается, что объем продаж одной фирмы составляет не более 1% от рыночного объема продаж. Отсюда следует, что на этом рынке функционируют не менее 100 фирм.

2) Тип товара

Товар является стандартизированным (однородным).

Считается, что вход на рынок и выход с него для производителей свободны.

4)Уровень информированности

классификация рыночных структур - student2.ru

ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОВЕРШЕННОКОКУРЕНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

Функцией предложения о цены называют зависимость величины предложения от данного товара. Можно показать, что кривая предложения совершенно конкурентного предприятия в коротком го предприятия в коротком периоде представляет собой возрастающую

 
  классификация рыночных структур - student2.ru

ветвь кривой предельных затрат, которая лежит выше минимума средних переменных затрат. При более низком, чем minSAVC, уровне

рыночной цены кривая предложения сливается с осью цен (участок ОР4 на рис. 4.4, 6).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

С НЕИЗМЕННЫМИ, ВОЗРАСТАЮЩИМИ

И УБЫВАЮЩИМИ ЗАТРАТАМИ

Кривая предложения отрасли в длительном периоде характеризует соотношения цена≈объем предложения, после того как производственные мощности и количество предприятий будут приведены в соответствие с изменившимися условиями спроса.

Различают три типа отраслей: с неизменными, возрастающими и убывающими затратами. В отраслях с неизменными затратами кривая предложения длительного периода имеет вид горизонтальной прямой; в отраслях с возрастающими затратами она имеет положительный наклон; в отраслях с убывающими затратами наклон отрицателен.

Долгосрочное равновесие отрасли с неизменными затратами представлено на рис. 9.14.

классификация рыночных структур - student2.ru

В отрасли с неизменными затратами вход в нее новых предприятий и увеличение выпуска отрасли не повлияет на затраты уже функционирующих предприятий.

Таким образом, отрасль имеет неизменную в длительном периоде цену предложения. Это значит, что выпуск отрасли может возрастать или падать в соответствии с изменениями условий спроса без изменения цены продукции. Ее кривая предложения длительного периода имеет вид горизонтальной линии (SL на рис. 9.14, а).

Долгосрочное равновесие отрасли с возрастающими затратами представлено на рис. 9.15, а.

классификация рыночных структур - student2.ru

Кривые SATC, LATC и SMC всех предприятий (и действующих, и вновь вступивших в отрасль) сдвигаются вверх (рис. 9.15, б).

Отраслевая кривая предложения длительного периода, SL, проходит через все точки долгосрочного равновесия.

Основная особенность этой кривой ≈ ее положительный наклон. В отличие от отрасли с неизменными затратами, в которой рост выпуска не влияет на цены продукции в длительном периоде, в отрасли с возрастающими затратами рост объема выпуска сопровождается повышением цен продукции. В такой отрасли рост цен продукции оказывается необходимым стимулом увеличения объемов выпуска.

Процесс приспособления предложения к изменениям спроса в отрасли с убывающими затратами представлен на РИС. 9.16. Рост выпуска в отрасли такого типа сопровождается снижением цен ее продукции.

классификация рыночных структур - student2.ru

7 Эффективность Паре́то — такое состояние некоторой системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.

Таким образом, по словам самого Парето: «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением»

Значит, признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда.

Характеристика монополии

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов.

параметрам очень близки к ситуации чистой монополии, чем к какой-либо другой рыночной модели.

Коробка Эджуорта

Коробка Эджуорта — используемая в микроэкономике графическая конструкция, состоящая из двух диаграмм с кривыми безразличия.

Коробка создаётся в результате соединения двух систем координат, каждая из которых соответствует экономическому субъекту. Расположенные друг напротив друга точки отсчёта систем координат изображают состояния, в которых один из субъектов располагает всеми единицами обоих благ, а другой не располагает ни одной. Пространство, ограниченное четырьмя осями двух систем координат, графически представляет все теоретически возможные распределения обоих благ. Длина каждой из осей измеряет количество изображаемого блага.

классификация рыночных структур - student2.ru

классификация рыночных структур - student2.ru

Множество точек взаимного касания кривых безразличия двух индивидов образует контрактную кривую СС - множество точек взаимовыгодного обмена. Это точки, в которых один участник обмена достигает самой высокой для себя кривой безразличия при заданной кривой безразличия другого участника.

 
  классификация рыночных структур - student2.ru

Точки, составляющие контрактную кривую, получили название Парето-оптималъных - из них нельзя перейти на более высокую кривую безразличия, не столкнув при этом другого участника обмена на более низкую. Отклонение от Парето-оптимальной позиции означает увеличение предпочитаемости для одного индивида и уменьшение предпочитаемости для другого.

26. Модель дуополии Курно

Дуополия – на рынке действуют 2 производителя.

Модель Курно исходит из того, что на рынке действуют только две фирмы и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.

классификация рыночных структур - student2.ru

Модель закрыта, т. е. число фирм ограничено и не меняется в процессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит о возможной продолжительности этого движения.

27. Общая характеристика олигополии и её виды

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Общая характеристика:

• Малое число фирм производителей и большое число покупателей;

• Вид продукта стандартный (уголь, нефть) и дифференцированный (автомобиль, оборудование);

• Объем выпуска каждой фирмы составляет от 25% до 50% рыночной потребности;

• Наличие препятствий входа на рынок;

• Существует возможность влиять на рыночные цены;

• Имеет место неценовая конкуренция.

Виды олигополии:

• Однородная – на рынке действует несколько предприятий, производящих однородную продукцию.

• Неоднородная – на рынке действует несколько предприятий производящих дифференцированную продукцию.

• Дуополия – на рынке действуют 2 производителя.

• Олигопсония – на рынке действует несколько потребителей и много продавцов.

28. Положительные и отрицательные внешние эффекты

Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц.

1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

29. Общественные блага.

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства

30. Антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование – совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Индустриально развитые страны имеют значительный опыт антимонопольного регулирования.

Обычная экономическая мера — ограничения на рост цен для монопольных производителей. Что касается монополизма в области новых и новейших технологий, то он, как правило, преодолевается посредством конкуренции, и задача государства — поощрять ее разными способами

31. Государственное регулирование монополии.

классификация рыночных структур - student2.ru

32. Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция — это отрасль, в которой действует относительно большое количество фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, между которыми существует ценовая и неценовая конкуренция.

классификация рыночных структур - student2.ru классификация рыночных структур - student2.ru

Картель.

Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

Для картеля характерно наличие следующих признаков:

▪ договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);

▪ сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

▪ объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;

▪ совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;

▪ наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

В мировой практике выделяются следующие виды картелей:

1. Денежный картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи Цен).

2. Долевой картель:

▪ квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров;

▪ территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.

3. Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и так далее в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.

4. Калькуляционный картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и об одинаковом содержании расчетов.

5. Кондиционный картель, определяющий условия реализации товара.

6. Контингентированный картель, устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты).

7. Кризисный картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.

8. Патентный картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.

9. Производственный картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.

10. Региональный картель, определяющий области сбыта.

11. Ценовой картель, устанавливающий для участников цены товара.

Основнаяцель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

На рынке конкурируют две фирмы (ситуация дуополии), рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции, фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые издержки (МС1=МС2). С учетом этих допущений модель картеля может быть представлена, как на рис. 7.4.

классификация рыночных структур - student2.ru Рис. 7.4. Модель картеля

Виды ренты

1.Земельная – плата за использование земельного участка и природных ресурсов, её подвиды:
а) абсолютная – часть прибавочной стоимости, присваиваемой владельцев земельного участка в силу монополии частной собственности

б) дифференциальная – добавочная прибыль владельца земельного участка за счёт затрат труда в результате улучшенного условия землепользования, лучшего участка земли, дополнительного вложения денежных средств.

2.Экономическая — это плата за ресурс, поступающий на рынок в ограниченном количестве, определяется как разница между резервированной ценой труда и рыночной стоимостью товара

3. Финансовая – цепочка последовательных платежей с фиксированным размером, выплачиваемых регулярно
4.Мёртвая – арендная плата за неиспользуемую собственность (землю, недвижимость и т.п.)

5.Пожизненная – договор о выплате физическому лицу регулярных сумм с наследованием его собственности (чаще всего – недвижимости)

6.Постоянная — это неограниченные сроком окончания (бессрочные) договоры о выплате. Наиболее часто встречающийся на практике вариант – ежеквартальные выплаты.

Издержки и их виды

Издержки производства - это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара.

Постоянные издержки — это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла.

Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме.

Общие издержки — те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства.

Общие = Постоянные + Переменные

Классификация рыночных структур

Для упрощения анализа в экономической теории принято выделять четыре базовых модели

▪ совершенную конкуренцию;

▪ чистую монополию;

▪ монополистическую конкуренцию;

▪ однородную и неоднородную олигополию

Совершенная конкуренция

Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:

Наши рекомендации