Практическое занятие №1. Мировая экономика и закономерности ее формирования

УДК 339.9

Яковлева, Е.А. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст] : методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки к практическим занятиям бакалавров 080100.62 «Экономика» /Е.А. Яковлева; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова». – Воронеж, 2015. – 67 с.

Печатается по решению учебно-методического совета ФГБОУ ВО «ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова» (протокол № ... от ...................... г.)

Рецензент доктор экономических наук, профессор ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления о закономерностях, тенденциях и противоречиях, которые присущи современному мировому хозяйству и международным экономическим отношениям.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

· изучение закономерностей, тенденций и противоречий, которые присущи мировому хозяйству и МЭО;

· изучение основных факторов, под влиянием которых формируются и развиваются мировое хозяйство и МЭО;

· изучение основных субъектов мировой экономики (МЭ) и МЭО и той роли, которую они играют в мировом хозяйстве при изменяющейся расстановке сил;

· изучение современных проблем конкурентоспособности;

· изучение современных теоретических направлений на проблемы развития мирового хозяйства в целом и глобализации, в частности;

· изучение позиции и роли отдельных субъектов МЭ и МЭО;

· изучение места, роли, форм и эффективности использования ресурсов в современном мировом хозяйстве;

· изучение отраслевых аспектов развития МЭ;

· изучение потенциала и перспектив воздействия МЭ и МЭО на глобальные экономические и политические процессы.

В результате освоения дисциплины студент должен:

– знать: показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов на национальном и мировом рынка; типовые зарубежные и отечественные методики расчета экономических и социально-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов, регламентирующую ее нормативно-правовую базу; источники формирования информационной базы, характеризующей функционирование экономических систем в сфере международной экономики; инструментальные средства, используемые для обработки информации; современные социально-экономические процессы на макро- и микроуровне и закономерности их развития в условиях глобализации мировой экономики; отечественные и зарубежные источники получения информации; современные технические средства и технологии; механизмы формирования рабочих групп для реализации экономического проекта.

– уметь: осуществлять поиск и анализ информационных данных по деятельности хозяйствующих субъектов на национальном и мировом рынках; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; использовать источники экономической, социальной, управленческой информации для анализа экономических явления и процессов для выявления проблем и определения способов их решения; осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы; анализировать и выявлять тенденции развития социально-экономических процессов и явлений с использованием отечественной и зарубежной статистики, оценивать риски и последствия влияния факторов внешней среды; анализировать и представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи; применять современные технические средства и информационные технологии для решения экономических задач в сфере национально и международной экономики; организовать работу малого коллектива, рабочей группы.

– владеть: современными методами сбора, обработки и анализа социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; навыками сбора, анализа и обработки данных для решения экономических задач; методами и приемами проведения аналитических расчетов в российской в зарубежной практике; методологией исследования социально-экономических процессов в условиях трансформации современной геополитики; навыками подготовки и оформления информационно-аналитических обзоров и отчетов; навыками использования современных технических средств и информационных технологий при решении исследовательских и аналитических задач; навыками и приемамиформирования и управления рабочими группами.

Студент по результатам освоения дисциплины должен обладать следующими компетенциями:

- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ок - 13);

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на национальном и мировом рынках (ПК-1);

- способен на основе типовых методик, а также действующей российской и зарубежной нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных текущих и стратегических экономических задач в сфере международной экономики (ПК-4);

- способен выбрать оптимальные инструментальные средства, используемые в российской и зарубежной практике, для комплексной обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей в условиях глобализации мировой экономики и трансформации современной геополитики (ПК-8);

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

· - способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11).

Практическое занятие №1. Мировая экономика и закономерности ее формирования

Вопросы для обсуждения:

1. понятие мирового хозяйства

2. Этапы развития мировой экономики

3. Основные характеристики современной мировой экономики

4. Международное разделение труда – основа формирования мирового хозяйства

Задания:

1. Проанализировать основные этапы развития мирового хозяйства.

2. Назвать основные рыночные закономерности, которым подчиняется мировая экономика.

3. Назвать основные черты проявления неравномерности развития стран в современной мировой экономике.

4. Охарактеризовать основные группы стран в современной мировой экономике.

5. Равнозначны ли понятия «свобода торговли» и «открытая экономика»? Пояснить.

Тест

1. Мировая экономика и международные экономические отношения в широком смысле слова:

а) совокупность частей национальных экономик мира;

б) сумма всех национальных экономик мира;

в) совокупность территорий мирового экономического пространства;

г) все ответы верны.

2. Международные экономические отношения возникают:

а) на основе движения всех факторов производства;

б) на основе развития внешней торговли;

в) при взаимодействии экономических агентов;

г) все ответы верны.

3. Международные экономические отношения – это:

а) хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами;

б) экономические отношения между юридическими и физическими лицами;

в) внешнеэкономические связи;

г) все ответы верны.

4. Основными формами межхозяйственных связей являются:

а) международная торговля;

б) международное движение капитала;

в) миграция рабочей силы;

г) все ответы верны.

5. Коренной причиной развития международных связей является:

а) интеграция различных стран;

б) различие в наделенности стран факторами производства;

в) международное разделение труда;

г) все ответы верны.

6. Тенденцией современной мировой экономике является:

а) индустриализация;

б) интернационализация;

в) постиндустриализация;

г) интеграция.

7. Уровень участия страны в мировом хозяйстве характеризует:

а) международное разделение труда;

б) интернационализацию национальной экономики;

в) международную торговлю товарами и услугами;

г) интеграционную активность.

8. В результате постиндустриализации:

а) уменьшается торговля знаниями;

б) дорожают средства связи;

в) изменяется структура производства;

г) все ответы верны.

9. В открытой экономике:

а) существует свободное перемещение всех факторов производства;

б) открыт доступ на некоторые рынки;

в) протекционизм преобладает над фритредерством;

г) все ответы верны.

10. Либерализация экономической деятельности – это:

а) процесс взаимодействия;

б) процесс взаимоадаптации;

в) процесс уменьшения государственного регулирования;

г) все ответы верны.

11. Для определения экспортной квоты необходимо знать:

а) объем выручки и валовой внутренний продукт;

б) объем экспорта и национальный заказ;

в) объем экспорта и ВВП;

г) национальный доход и объем внешней торговли.

12. При определении импортной квоты необходимо знать:

а) общий объем импортных операций и ВВП;

б) общий объем импорта и валовой национальный продукт;

в) объем национального дохода и импортных сделок;

г) все ответы верны.

13. Для определения открытости экономической системы необходимо рассчитывать:

а) внешнеторговую квоту;

б) ВНП;

в) объем прибыли;

г) все ответы верны.

14. Открытость экономической системы характеризуется в большой степени:

а) значительными темпами экономического роста;

б) возможностью передвижения товаров и услуг;

в) способностью обмениваться информацией;

г) потребностью выпуска максимального валового продукта.

15. К промышленно развитым странам относится:

а) Россия;

б) Китай;

в) Япония;

г) Таиланд.

16. К развивающимся странам относится:

а) Япония;

б) Китай;

в) Франция;

г) Россия.

17. К новым индустриальным странам относится:

а) Вьетнам;

б) Китай;

в) Гонконг;

г) Россия.

18. К странам с переходной экономикой относится:

а) Япония;

б) Китай;

в) Германия;

г) Россия.

19. Ресурсный потенциал мира состоит:

а) из сырьевых ресурсов;

б) из финансовых ресурсов;

в) из трудовых ресурсов;

г) все ответы верны.

20. Особым видом мирового ресурса в последнее время стал:

а) научный ресурс;

б) предпринимательский ресурс;

в) трудовой;

г) товарный.

Наши рекомендации