Система управления как объект исследования
Система управления организацией представляет собой множество взаимосвязанных элементов (звеньев), составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей. Взаимосвязь элементов системы управления отражена на рис. 2.1.9. Дадим определения основных элементов.
Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.
Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования.
Объект исследования- область деятельности человека, в которой обнаруживается и распознается проблема, требующая анализа и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема.
Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие:
■ стратегии и тактики управления;
■ условий рынка и возможностей фирмы;
■ квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.
Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:
■ детерминированность элементов системы - взаимодействие подразделений органов управления, при котором деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.
■ динамичность системы - способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном, неизмененном качественном состоянии.
■ наличие в системе управляющего параметра - показатель, посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня.
■ наличие в системе контролирующего параметра - элемент, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него управляющего воздействия.
" наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи -обеспечение четкой регламентации деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений.
Итак, мы рассмотрели требования, предъявляемые к системе управления как объекту исследования. Что дает нам такой подход?
1. Рассматривая конкретную организацию как объект исследования, мы всегда должны фиксировать и сравнивать ее системные характеристики. Это позволяет лучше понять эту организацию и определить, к какому классу сложности она относится.
2. Чтобы совершенствовать систему управления с использованием компьютерной техники, организационное проектирование необходимо доводить до такого уровня, при котором обеспечивается четкость распределения, обязанностей руководителей и исполнителей.
3. Необходима персональная ответственность руководителей и исполнителей. При проектировании системы управления нужно четко фиксировать, кто и что делает в системе управления, кто за что отвечает.
4. Должна быть организована информационная проработка системы на уровне управленческих решений.
5. Исследование и проектирование должно представлять собой непрерывный процесс. В системе управления необходимо предусмотреть отдел или группу сотрудников, которые должны постоянно прорабатывать технологию подготовки новых решений, обусловленных новыми целями.
6. Должна существовать детальная документация, регламентирующая деятельность организации. Зачастую Положения об отделах, должностные инструк-
ции неконкретны и не обеспечивают персональной ответственности при принятии управленческих решений.
Предмет исследования- конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
Проблема- это реальное противоречие, требующее разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.
Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования.
Объект и предмет исследования определяет также разнообразие подходов и приоритетов.
Подход характеризует ракурс видения проблемы, набор методов исследования, общее направление его проведения. Это исходная позиция при подступе к решению проблемы.
Подходы к исследованию:
1. Эмпирический - построен, главным образом, на опыте и его реализации в исследовании.
2. Прагматический - решение проблем, дающее сиюминутный успех, непосредственную отдачу.
3. Научно-концептуальный - исследования по принципиальным проблемам, преследующие перспективные цели и использующие в полной мере современные методологии и научные достижения.
4. Социально-экономический - отражает первоочередную роль в управлении человеческого фактора и экономического интереса.
5. Технократический.
6. Организационно-административный.
7. Функционально-структурный.
8. Информационный - отражает систему обработки информации.
9. Диахронический - в котором главным фактором исследования выступают изменения, характеризующие функционирование и развитие системы управления, а также фактор времени.
10. Функционально-стоимостной.
11. Проблемно-ориентированный.
12. Программно-целевой - характеризуется четкостью цели исследования и конкретностью ее отражения в программе исследования.
Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.
Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.
Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.
Предметом исследования является проблема.Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.
Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются "вечными", другие — преходящими или созревающими.
Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.
Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы.Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки — народная мудрость), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.
Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.
Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.
Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.
Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.
Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.