Превышение доходов над расходами составило 35 691,9 млн руб
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КОНРТОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Тема: «Анализ бюджета Тюменской области за 1-ое полугодие 2012 года»
Отделение НПО/СПО Выполнили: Зайцева Наталья Ивановна, Специальность 030912.51 Косарева Юлия Сергеевна,
Право и организация социального обеспечения Кыштымова Алена Викторовна,
Малахова Юлия Алексеевна
Группа: ПСОуп 11-11-1
Проверила: Фишер Н.С.
Дата сдачи: « »2012 г.
Оценка:
Тюмень, 2012 г
Введение
Целью данной работы является анализ бюджета Тюменской области за 1-ое полугодие 2012 год.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ общих доходов и расходов областного бюджета за первое полугодие 2012 года.
2. Провести сравнительный анализ структуры доходов бюджета Тюменской области за 1-ое полугодие 2011 года и 1-ое полугодие 2012 года.
3. Провести сравнительный анализ структуры расходов бюджета Тюменской области за 1-ое полугодие 2011 года и 1-ое полугодие 2012 года..
4. Сделать выводы.
Анализ общих доходов и расходов областного бюджета
Общая сумма запланированных на 2012 год доходов: 141 869 100 тыс. рублей
Общая сумма запланированных на 2012 год расходов: 184 727 100 тыс. рублей
Дефицит областного бюджета в сумме 42 858 тыс. рублей.
План по доходам выполнен на 62 % (за первое полугодие).
Рассмотрев отчет об исполнении областного бюджета за 1-е полугодие 2012 года, мы можем отметить следующее.
Доходы консолидированного бюджета области за январь – июнь 2012 года по данным анализа исполнения бюджета Тюменской области составили 92 633,6 млн руб., или 60,0 % к уточненному плану на 2012 год. (Рис.1)
Расходы консолидированного бюджета составили 56 941 700 млн руб., или 30,8 % к уточненным годовым назначениям.(Рис.2)
Превышение доходов над расходами составило 35 691,9 млн руб.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года доходы консолидированного бюджета возросли на 2 691,5 млн руб., или на 3,2 %, расходы возросли на 19 060,6млн руб., или на 31,5 %.
Таблица 1
Показатели | Справочно: 2011 год | 2012 год | ||||
Уточненный план на 2011 год, млн руб. | Исполнено за 1-е полугодие 2011 года, млн руб. | Исполнено к уточненному плану, % | Уточненный план на 2012 год, млн руб. | Исполнено за 1-е полугодие 2012 года, млн руб. | Исполнено к уточненному плану, % | |
Налоговые доходы | 93 451,5 | 65 833,8 | 70,4 | 113 158,5 | 70 911,2 | 62,7 |
Неналоговые доходы | 1 735,4 | 1 384,9 | 79,8 | 4 749,5 | 2 224,6 | 46,8 |
Безвозмездные поступления | 32 409,7 | 17 654,0 | 54,5 | 23 961,1 | 14 428,4 | 60,2 |
Расходы | 153 924,9 | 37 881,1 | 24,6 | 184 727,1 | 56 941,7 | 30,8 |
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступление доходов областного бюджета увеличено на 2 691,5 млн руб., или на 3,2 %.
В отчетном периоде по сравнению с соответствующим периодом прошлого года налоговых и неналоговых доходов было получено больше соответственно на 5 077,4 млн руб.и839,7млн руб. Объембезвозмездных поступлений сократился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 3 225,6 млн руб.
В структуре доходов областного бюджета за 1-е полугодие 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года доля налоговых доходовувеличиласьс77,6 % до 81,0 %. При этом сократилась доля безвозмездных поступленийс20,8 %до16,5 %.
Анализ структуры доходов бюджета Тюменской области
Таблица 2
Наименование доходов | Исполнение за 1-е полугодие 2011 г. к уточненному плану на год, млн руб. | Удельный вес, % | Исполнение за 1-е полугодие 2012 г. к уточненному плану на год, млн руб. | Удельный вес, % |
Налоговые доходы (Рис.4) , всего, из них: | 65 833,8 | 78,5 | 70 911,2 | 82,3 |
налог на прибыль организаций | 56 348,2 | 62,8 | 59 386,0 | 64,1 |
налог на доходы физических лиц | 5 243,9 | 9,6 | 5 689,1 | 10,7 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции) | 1 458,2 | 1,6 | 1 804,5 | 1,9 |
государственная пошлина | 42,3 | 0,1 | 36,3 | 0,2 |
налоги на имущество | 2 136,8 | 2,9 | 2 915,9 | 3,8 |
налог на совокупный доход | 688,3 | 1,3 | 1 062,9 | 1,7 |
Неналоговые доходы | 1 384,9 | 2,8 | 2 224,6 | 3,6 |
Безвозмездные поступления | 17 654,0 | 18,7 | 14 428,4 | 14,1 |
ВСЕГО доходов | 89 732,3 | 92 633,6 |
Доходы бюджета области за 1-е полугодие 2012 года сформированы за счет следующих основных источников (Табл. 2, рис. 3):
Рис. 3
– налога на прибыль организаций – 64,1 % в структуре доходов консолидированного бюджета области (59 386,0 млн руб.);
– безвозмездных поступлений – 14,1 % (13 098,2 млн руб.);
– налога на доходы с физических лиц – 10,7 % (9 893,6 млн руб.);
– налогов на имущество – 3,8 % (3 484,9 млн руб.);
– доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 2,7 % (2 542,0 млн руб.).
Налоговые доходы:
Объем поступлений налога на прибыль увеличился в 1-м полугодии 2012 года на 3 037,8 млн руб., или на 5,4 % по сравнению с аналогичным показателем 2011 года (56 348,2 млн руб.).
Налогов на доходы физических лиц поступило 5 689,1 млн руб., или на 8,5 % выше объема поступлений налога за аналогичный период прошлого года (5 243,9 млн руб.).
Акцизов поступило в отчетном периоде на 346,3 млн руб., или на 23,7 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (1 458,2 млн руб.).
Налогов на имущество поступило на 779,1 млн руб. (на 36,5 %) больше, чем в 1-м полугодии 2011 года (2 136,8 млн руб.).
Высокий процент исполнения годового плана по налогам на совокупный доход обеспечен поступлениями по годовым расчетам за 2011 год по срокам уплаты в отчетном периоде.
Основными доходными источниками в структуре поступлений налоговых доходов являются налог на прибыль организаций – 83,7 % (в 1-м полугодии 2011 года – 85,6 %), налог на доходы с физических лиц – 8,0 % (в 1-м полугодии 2011 года – 8,0 %).
Неналоговые доходы:
Неналоговых доходов в январе – июне 2012 года поступило 2 224,6 млн руб., или 46,8 % от уточненного объема на 2012 год, что выше чем в аналогичном периоде прошлого года на 839,7 млн руб., или на 60,6 %.
В структуре доходов областного бюджета неналоговые доходы составили 2,5 %.
Наиболее высокий уровень поступлений неналоговых доходов к уточненному годовому плану обеспечен по следующим доходным источникам:
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 90,9 % (1 896,8 млн руб.);
– административные платежи и сборы – 88,2 % (1,1 млн руб.);
– штрафы, санкции, возмещение ущерба – 55,7 % (131,5 млн руб.);
– платежи при пользовании природными ресурсами – 43,7 % (71,8 млн руб.);
– доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 35,1 % (79,5 млн руб.).
Безвозмездные поступления:
Объем безвозмездных поступлений за 1-е полугодие 2012 года составил 14 428,4 млн руб., или 60,2 % к уточненному годовому плану.
По итогам исполнения за 1-е полугодие план по безвозмездным поступлениям увеличен на 780,6 млн руб. в связи с дополнительным поступлением средств из бюджетов других уровней и возвратом неиспользованных на начало года остатков средств федерального бюджета, потребность в которых подтверждена главными распорядителями средств федерального бюджета.
В структуре безвозмездных поступлений наибольший удельный вес составляют:
– 57,6 % – дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (8 308,6 млн руб.);
– 14,4 % – субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (2 083,0 млн руб.);
– 9,1 % – субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (1 307,7 млн руб.).
Анализ структуры расходов областного бюджета
Таблица 3
Наименование доходов | Исполнение за 1-е полугодие 2011 г. к уточненному плану на год, млн руб. | Удельный вес, % | Исполнение за 1-е полугодие 2012 г. к уточненному плану на год, млн руб. (Рис. 5) | Удельный вес, % |
Национальная экономика | 12 266,8 | 28,3 | 16 363,0 | 28,7 |
Образование | 6 821,9 | 18,0 | 11 994,0 | 22,4 |
Здравоохранение | 4 717,3 | 12,4 | 7 578,3 | 14,2 |
Национальная оборона | 56,1 | 0,3 | 64,4 | 0,1 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 180,2 | 3,1 | 390,1 | 0,7 |
Общегосударственные вопросы | 2 863,6 | 6,6 | 3 801,2 | 6,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 4 527,2 | 10,5 | 3 643,9 | 6,4 |
Охрана окружающей природной среды | 101,2 | 0,3 | 110,2 | 0,2 |
Культура, кинематография | 897,3 | 2,4 | 1 864,7 | 3,5 |
Социальная политика | 4 802,6 | 12,7 | 6 332,8 | 11,8 |
Физическая культура и спорт | 1 964,7 | 5,2 | 1 501,3 | 2,8 |
Средства массовой информации | 179,1 | 0,5 | 341,2 | 0,6 |
В структуре расходов бюджета области наибольший удельный вес составили расходы по разделам (Табл. 3, рис. 5, рис. 6):
– «Национальная экономика» – 28,7 % (16 363,0 млн руб.);
– «Образование» – 22,6 % (12 881,4 млн руб.);
– «Здравоохранение» – 13,4 % (7 618,8 млн руб.);
На реализацию приоритетных национальных проектов из областного бюджета в 1 полугодии 2012 года направлено 7 697,1 млн руб., в том числе:
– национальный проект «Образование» – 3 099,2 млн руб.;
– национальный проект «Здоровье» – 1 210,0 млн руб.;
– национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» – 3 387,9 млн руб.
По итогам исполнения областного бюджета за первое полугодие 2012 года доходы превысили расходы на 34 миллиарда рублей.
Следует отметить, что в 2011 году мероприятия по предоставлению социальных выплат гражданам на строительство (приобретение) жилья профинансированы за счет средств областного бюджета в объеме более 160 миллионов рублей.
Социальные выплаты предоставлены 148 гражданам.
Общая площадь построенного (приобретенного) гражданами с использованием средств социальных выплат жилья в 2011 году составила более 9 тыс. кв.м.
За полугодие на реализацию данных мероприятий израсходовано более 68 миллионов рублей.
Областные власти предусматривают также меры поддержки молодых семей.
В прошлом году на эти цели было израсходовано более 1 миллиарда 376 миллионов рублей.
Субсидиями воспользовались 1862 молодые семьи, общая площадь приобретенного (построенного) ими жилья составила 131 тыс. кв.м.
В текущем году на финансирование мероприятий по предоставлению субсидий молодым семьям запланировано направить около 2 с половиной миллиардов рублей. Фактически за полугодие израсходовано около 800 миллионов рублей. Субсидии получили 975 молодых семей, общая площадь приобретенного (построенного) ими жилья составила около 29 тыс. кв.м.
Полученные результаты свидетельствуют о повышении доступности жилья для населения области, а также о создании условий для улучшения демографической ситуации в Тюменской области и снижения социальной напряженности в обществе.
Выводы
Наиболее удачный вариант государственного бюджета - это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается.
Как показал анализ исполнения бюджета Тюменской области по доходам и расходам, основная цель политики в области расходов заключалась в обеспечении сбалансированности и эффективности управления средствами бюджета.
Расходование средств производилось исходя из обеспеченности приоритетов в области социальной сферы, экономически значимых мероприятий.
Рассмотренный бюджет Тюменской области, методы формирования доходной и расходной части показывают о существовании проблемных участков финансирования, требующих дополнительных источников.
Формирование расходной части бюджета адекватной доходной, грамотное проведение инвестирования на развитие экономики, использование современных экономических инструментов для покрытия бюджетного дефицита, вот основные направления для его устойчивости.
Перечень литературы:
Учебники:
1. Бюджетная система РФ: учебник/ О.В.Врублевская и др.; Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – 3-е изд., испр. и пер. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 838 с. ISBN: 5-94879-084-3
2. Годин А. М., Подпорина И. В., Горегляд В. П. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Илларионова А. Е. – М.: Дашков и К, 2009 г. – 628 с. ISBN: 978-5-394-00376-9
3. Финансы: Учебник / под ред. С.А. Белозеров, С.П. Горбушина – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
Правовые акты:
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
4. Закон Тюменской области от 10.11.2010 N 64 (ред. от 01.03.2011) "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (принят Тюменской областной Думой 29.10.2010)
5. Закон Тюменской области от 09.11.2011 N 85 (ред. от 04.05.2012) "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (принят Тюменской областной Думой 27.10.2011)
Интернет-ресурсы: