Оптимальный объем производства общественных благ

Рынки идеально подходят для обращения на них частных благ. Покупка частного блага дает покупателю исключительное право на его использование и получение связанных с ним выгод. Те блага, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, не будут поставляться на рынок в эффективных объемах. Полезность таких благ достается большому числу граждан, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если они отказываются платить. Например, если воздух очищают, чтобы принести пользу только одному человеку, то невозможно воспрепятствовать потреблять чистый воздух и другим людям. Обеспечение такими общественными благами (иначе, товарами и услугами общественного пользования) часто осуществляется правительством, а затраты финансируются за счет налогов, а не из доходов от продажи этих благ на рынке.

Следует различать чистые общественные и смешанные общественные блага. Чистое общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Чистые общественные блага имеют две основные особенности:

1. Чистые общественные блага обладают неизбирательностью (неконкурентностью) в потреблении. Это означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один человек, потребляющий данный объем чистого общественного блага. Дополнительные потребители могут быть обеспечены этим благом без уменьшения выгод, получаемых уже существующими потребителями.

2. Чистые общественные блага обладают неисключительностью в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Такие блага не могут быть оценены, и лица, решившие не уплачивать цену, не могут быть удержаны от их потребления.

Производство чистых общественных благ связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов. Когда чистое общественное благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды. Чистые общественные блага потребляются коллективно всеми экономическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Обычно предполагается, что чистые общественные блага предоставляются или производятся государством. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, уличное освещение, защита окружающей среды. Оптимальный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равняется предельным общественным издержкам. Общая кривая спроса на общественное благо будет отражать сумму индивидуальных предельных полезностей этого блага для всех потребителей при каждой возможной цене. Для ее получения кривые индивидуального спроса суммируются по вертикали (рис. 9.3.). Так, координата кривой D при объеме выпуска 2 единицы получается сложением соответствующих координат по оси У кривой D1 и D2: 4 ед. + 11 ед. = 15 ед. Аналогично получаем координату по оси У для объема выпуска 4 единицы: 2 ед. + 10 ед. = 12 ед.

Оптимальный объем производства общественных благ - student2.ru

Рис. 9.3. Совокупный спрос на общественное благо

Следует учитывать, что отдельный потребитель не может корректировать объем спроса на общественное благо, приспосабливая его к своему экономическому положению. Все потребители должны использовать объем выпуска чистого общественного блага целиком.

Альтернативным вариантом производства чистого общественного блага является добровольное соглашение некоторого сообщества людей о его поставке и оплате. Однако определение оптимального объема общественного блага в этом случае должно основываться на точной информации об общественных предпочтениях такого блага. Вместе с тем, поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, какой вносят вклад в финансирование его издержек, некоторые из них могут скрывать свою истинную оценку блага с целью уклонения от оплаты. Данная проблема получила название проблемы «безбилетника».

Смешанные общественные блага - это такие, которые по своим характеристикам располагаются между чистыми общественными и чистыми частными благами. На эти блага легко назначить цену, но они производятся в государственном секторе при условии, что приносят существенные выгоды обществу. Эти блага могут производиться и частным сектором, однако удовлетворить полную потребность общества в них частный сектор не в состоянии.

К смешанным благам относятся исключаемые общественные блага и перегружаемые общественные блага. Исключаемые общественные блага (общественные блага с ограниченным доступом)– это такие, выгоды от потребления которых не могут быть ограничены одним индивидом, но они и не в равной степени доступны любому. Примером таких благ являются услуги общественного образования и здравоохранения. Так, школьное обучение приносит пользу и индивиду, который непосредственно посещает школу, и обществу в целом. В этой ситуации частное потребление создает положительный эффект для всех остальных. Поэтому практически во всех странах школьное обучение является бесплатным.

Перегружаемые общественные блага– это такие, потребление которых неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Перегружаемых общественных благ может не хватать на всех потребителей. Существует предел количества потребителей, которые могут быть обслужены при нулевых предельных издержках. Иначе говоря, появление дополнительных потребителей уменьшает полезность, получаемую уже имеющимися потребителями. После достижения «точки перегрузки» для достижения эффективности следует взимать цену, равную предельным издержкам. Например, общественный парк может заполниться таким количеством людей, что вход каждого дополнительного индивида будет снижать полезность, получаемую остальными.

Смешанные блага являются более распространенными, чем чистые общественные блага.

Основные понятия

Экстерналии Перелив ресурсов Издержки перелива Выгоды перелива Отрицательные внешние эффекты Положительные внешние эффекты Интернационализация внешних эффектов Теорема Коуза Корректирующий налог Корректирующая субсидия   Нормы выбросов Чистые общественные блага Неизбирательность в потреблении Неисключительность в потреблении Смешанные общественные блага Исключаемые общественные блага Перегружаемые общественные блага Совокупный спрос на общественное благо Проблема «безбилетника»

Контрольные и дискуссионные вопросы

1. Что приводит к появлению внешних эффектов в рыночной экономике?

2. Как устраняются издержки перелива?

3. Как устраняются выгоды перелива?

4. Что утверждает теорема Коуза? Какая роль отводится государству в теореме Коуза?

5. Чем различаются чистые общественные блага и смешанные блага?

6. Чем различаются кривые спроса на чистое частное благо и на чистое общественное благо?

7. Как определяется оптимальный объем выпуска чистого общественного блага?

Контрольные задания

1. Выберите правильный ответ.

1.1.Отрицательные внешние эффекты ведут к неэффективности, так как:

а) способствуют сокращению потребления блага, порождающего отрицательный внешний эффект;

б) приводят к тому, что общественные предельные издержки больше частных предельных издержек;

в) способствуют тому, что производители устанавливают слишком большой выпуск;

г) перераспределяют доходы от тех фирм, которые загрязняют среду, к тем, которые не загрязняют.

1.2. Внешние эффекты возникают из-за того, что:

а) они связаны с выгодами или издержками, не созданными никем;

б) они связаны с монополией;

в) они включают постоянные издержки, не входящие в предельные издержки;

г) рыночный спрос и предложение не отражают внешних выгод и издержек.

1.3. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:

а) делимы;

б) находятся в индивидуальном пользовании;

в) делимы и находятся в индивидуальном пользовании;

г) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании;

д) делимы и не находятся в общественном пользовании.

1.4. «Безбилетник» - это тот, кто...

а) потребляет больше общественного блага, чем другие;

б) старается убедить остальных не потреблять данное общественное благо;

в) преуменьшает ценность потребляемого общественного блага, для того чтобы получать его с меньшими издержками при соответствующем налогообложении;

г) не платит налогов, используя лазейки в законах.

1.5. Общественные товары - это …:

а) созданные обществом в течение определенного периода времени;

б) которые могут потреблять одни потребители, даже если эти товары одновременно потребляют другие люди;

в) созданные в течение всей истории существования общества;

г) необходимые для экономического процветания общества.

1.6. В каком случае требуется участие государства при решении проблемы внешних эффектов:

а) источник и получатель загрязнения соединены в одном юридическом лице;

б) определение величины загрязнения, которая не может быть превышена;

в) переговоры между источником и получателем загрязнений.

2. Определите, верны или неверны следующие утверждения. Обоснуйте свою точку зрения.

2.1. Государство влияет на издержки перелива только при помощи системы налогообложения.

2.2. Положительные внешние эффекты приводят к тому, что товар выпускается в чрезмерном количестве.

2.3. Спрос на общественное благо можно измерить таким же непосредственным образом, как и на частное благо.

2.4.Оптимальное распределение общественных благ определяется правилом MSВ = МС.

3. На рис. 9.4. представлен график рынка стали. Определите:

3.1. Чему равны внешние издержки производства единицы стали?

3.2. Каковы общественно-оптимальный объем производства и общественно-оптимальная цена единицы стали.

Оптимальный объем производства общественных благ - student2.ru

Рис. 9.4. Рынок стали

4. Предположим, что общество состоит из двух субъектов. В таблице 9.1. отражены предложение общественного блага и спрос на общественное благо со стороны субъекта 1 и субъекта 2.

4.1. Постройте график рынка общественного блага и определите:

4.2. Сколько общество готово платить за третью единицу общественного блага?

4.3. Каковы оптимальная цена и объем общественного блага?

4.4. Как будет выглядеть график общего спроса на данное благо, если рассматривать его как частное благо.

Таблица 9.1.

Спрос и предложение общественного блага

Наши рекомендации