Оптимальный объем производства общественных благ

Рынки идеально подходят для обращения на них частных благ. Покупка частного блага дает покупателю исключительное право на его использование и получение связанных с ним выгод. Те блага, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, не будут поставляться на рынок в эффективных объемах. Полезность таких благ достается большому числу граждан, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если они отказываются платить. Например, если воздух очищают, чтобы принести пользу только одному человеку, то невозможно воспрепятствовать потреблять чистый воздух и другим людям. Обеспечение такими общественными благами (иначе, товарами и услугами общественного пользования) часто осуществляется правительством, а затраты финансируются за счет налогов, а не из доходов от продажи этих благ на рынке.

Следует различать чистые общественные и смешанные общественные блага. Чистое общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Чистые общественные блага имеют две основные особенности:

1. Чистые общественные блага обладают неизбирательностью (неконкурентностью) в потреблении. Это означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один человек, потребляющий данный объем чистого общественного блага. Дополнительные потребители могут быть обеспечены этим благом без уменьшения выгод, получаемых уже существующими потребителями.

2. Чистые общественные блага обладают неисключительностью в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Такие блага не могут быть оценены, и лица, решившие не уплачивать цену, не могут быть удержаны от их потребления.

Производство чистых общественных благ связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов. Когда чистое общественное благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды. Чистые общественные блага потребляются коллективно всеми экономическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Обычно предполагается, что чистые общественные блага предоставляются или производятся государством. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, уличное освещение, защита окружающей среды. Оптимальный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равняется предельным общественным издержкам. Общая кривая спроса на общественное благо будет отражать сумму индивидуальных предельных полезностей этого блага для всех потребителей при каждой возможной цене. Для ее получения кривые индивидуального спроса суммируются по вертикали (рис. 9.3.). Так, координата кривой D при объеме выпуска 2 единицы получается сложением соответствующих координат по оси У кривой D1 и D2: 4 ед. + 11 ед. = 15 ед. Аналогично получаем координату по оси У для объема выпуска 4 единицы: 2 ед. + 10 ед. = 12 ед.

Оптимальный объем производства общественных благ - student2.ru

Рис. 9.3. Совокупный спрос на общественное благо

Следует учитывать, что отдельный потребитель не может корректировать объем спроса на общественное благо, приспосабливая его к своему экономическому положению. Все потребители должны использовать объем выпуска чистого общественного блага целиком.

Альтернативным вариантом производства чистого общественного блага является добровольное соглашение некоторого сообщества людей о его поставке и оплате. Однако определение оптимального объема общественного блага в этом случае должно основываться на точной информации об общественных предпочтениях такого блага. Вместе с тем, поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, какой вносят вклад в финансирование его издержек, некоторые из них могут скрывать свою истинную оценку блага с целью уклонения от оплаты. Данная проблема получила название проблемы «безбилетника».

Смешанные общественные блага - это такие, которые по своим характеристикам располагаются между чистыми общественными и чистыми частными благами. На эти блага легко назначить цену, но они производятся в государственном секторе при условии, что приносят существенные выгоды обществу. Эти блага могут производиться и частным сектором, однако удовлетворить полную потребность общества в них частный сектор не в состоянии.

К смешанным благам относятся исключаемые общественные блага и перегружаемые общественные блага. Исключаемые общественные блага (общественные блага с ограниченным доступом)– это такие, выгоды от потребления которых не могут быть ограничены одним индивидом, но они и не в равной степени доступны любому. Примером таких благ являются услуги общественного образования и здравоохранения. Так, школьное обучение приносит пользу и индивиду, который непосредственно посещает школу, и обществу в целом. В этой ситуации частное потребление создает положительный эффект для всех остальных. Поэтому практически во всех странах школьное обучение является бесплатным.

Перегружаемые общественные блага– это такие, потребление которых неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Перегружаемых общественных благ может не хватать на всех потребителей. Существует предел количества потребителей, которые могут быть обслужены при нулевых предельных издержках. Иначе говоря, появление дополнительных потребителей уменьшает полезность, получаемую уже имеющимися потребителями. После достижения «точки перегрузки» для достижения эффективности следует взимать цену, равную предельным издержкам. Например, общественный парк может заполниться таким количеством людей, что вход каждого дополнительного индивида будет снижать полезность, получаемую остальными.

Смешанные блага являются более распространенными, чем чистые общественные блага.

Основные понятия

Экстерналии Перелив ресурсов Издержки перелива Выгоды перелива Отрицательные внешние эффекты Положительные внешние эффекты Интернационализация внешних эффектов Теорема Коуза Корректирующий налог Корректирующая субсидия   Нормы выбросов Чистые общественные блага Неизбирательность в потреблении Неисключительность в потреблении Смешанные общественные блага Исключаемые общественные блага Перегружаемые общественные блага Совокупный спрос на общественное благо Проблема «безбилетника»

Контрольные и дискуссионные вопросы

1. Что приводит к появлению внешних эффектов в рыночной экономике?

2. Как устраняются издержки перелива?

3. Как устраняются выгоды перелива?

4. Что утверждает теорема Коуза? Какая роль отводится государству в теореме Коуза?

5. Чем различаются чистые общественные блага и смешанные блага?

6. Чем различаются кривые спроса на чистое частное благо и на чистое общественное благо?

7. Как определяется оптимальный объем выпуска чистого общественного блага?

Контрольные задания

1. Выберите правильный ответ.

1.1.Отрицательные внешние эффекты ведут к неэффективности, так как:

а) способствуют сокращению потребления блага, порождающего отрицательный внешний эффект;

б) приводят к тому, что общественные предельные издержки больше частных предельных издержек;

в) способствуют тому, что производители устанавливают слишком большой выпуск;

г) перераспределяют доходы от тех фирм, которые загрязняют среду, к тем, которые не загрязняют.

1.2. Внешние эффекты возникают из-за того, что:

а) они связаны с выгодами или издержками, не созданными никем;

б) они связаны с монополией;

в) они включают постоянные издержки, не входящие в предельные издержки;

г) рыночный спрос и предложение не отражают внешних выгод и издержек.

1.3. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:

а) делимы;

б) находятся в индивидуальном пользовании;

в) делимы и находятся в индивидуальном пользовании;

г) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании;

д) делимы и не находятся в общественном пользовании.

1.4. «Безбилетник» - это тот, кто...

а) потребляет больше общественного блага, чем другие;

б) старается убедить остальных не потреблять данное общественное благо;

в) преуменьшает ценность потребляемого общественного блага, для того чтобы получать его с меньшими издержками при соответствующем налогообложении;

г) не платит налогов, используя лазейки в законах.

1.5. Общественные товары - это …:

а) созданные обществом в течение определенного периода времени;

б) которые могут потреблять одни потребители, даже если эти товары одновременно потребляют другие люди;

в) созданные в течение всей истории существования общества;

г) необходимые для экономического процветания общества.

1.6. В каком случае требуется участие государства при решении проблемы внешних эффектов:

а) источник и получатель загрязнения соединены в одном юридическом лице;

б) определение величины загрязнения, которая не может быть превышена;

в) переговоры между источником и получателем загрязнений.

2. Определите, верны или неверны следующие утверждения. Обоснуйте свою точку зрения.

2.1. Государство влияет на издержки перелива только при помощи системы налогообложения.

2.2. Положительные внешние эффекты приводят к тому, что товар выпускается в чрезмерном количестве.

2.3. Спрос на общественное благо можно измерить таким же непосредственным образом, как и на частное благо.

2.4.Оптимальное распределение общественных благ определяется правилом MSВ = МС.

3. На рис. 9.4. представлен график рынка стали. Определите:

3.1. Чему равны внешние издержки производства единицы стали?

3.2. Каковы общественно-оптимальный объем производства и общественно-оптимальная цена единицы стали.

Оптимальный объем производства общественных благ - student2.ru

Рис. 9.4. Рынок стали

4. Предположим, что общество состоит из двух субъектов. В таблице 9.1. отражены предложение общественного блага и спрос на общественное благо со стороны субъекта 1 и субъекта 2.

4.1. Постройте график рынка общественного блага и определите:

4.2. Сколько общество готово платить за третью единицу общественного блага?

4.3. Каковы оптимальная цена и объем общественного блага?

4.4. Как будет выглядеть график общего спроса на данное благо, если рассматривать его как частное благо.

Таблица 9.1.

Спрос и предложение общественного блага

Цена, ден.ед. Объем спроса со стороны субъекта 1 (QD1), шт. Объем спроса со стороны субъекта (QD2), шт. Объем предложения общественного блага (QS), шт.

Решение контрольных заданий

1.1. в).

Отрицательные внешние эффекты сопровождаются издержками перелива, вследствие чего предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных издержек, а фактический объем выпуска больше эффективного.

1.2. г).

В соответствии с определением внешние эффекты – это изменения в благосостоянии субъектов, не обусловленные их действиями на рынке и не отражаемые в ценах.

1.3. г).

Чистые общественные блага потребляются коллективно всеми экономическими субъектами, то есть они не находятся в индивидуальном пользовании. Чистые общественные блага также являются неделимыми - дополнительные потребители могут быть обеспечены тем же самым благом без уменьшения выгод, получаемых уже существующими потребителями.

1.4. в).

«Безбилетниками» называют лиц, которые скрывают свою истинную оценку блага с целью уклонения от оплаты.

1.5. б).

См. определение общественных товаров.

1.6. б).

Государство, устанавливая определенный допустимый объем загрязнения, тем самым устанавливает права собственности на использование ресурсов.

2.1. Неверно.

Для регулирования издержек перелива государство использует разные меры - налоговую политику, установление норм по вредным выбросам, санитарное законодательство, продажу государственных лицензий на загрязнения.

2.2. Неверно.

При наличии положительного внешнего эффекта имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

2.3. Неверно.

Кривая спроса на общественное благо строится путем суммирования индивидуальных кривых спроса не по горизонтали, а по вертикали.

2.4. Верно.

Эффективный объем выпуска чистого общественного блага имеет место в точке, где сумма предельных полезностей для индивидуальных потребителей (∑МВ=МSВ) равна предельным издержкам производства этого блага (МС).

3.1. Предельные частные издержки производства стали включают только стоимость тех ресурсов, которые фирма покупает и не включают в себя внешние издержки, например, в виде загрязнения природной среды.

Графически величина внешних издержек равна отрезку АВ или (Р3 - Р0).

3.2. Внешние издержки являются признаком отрицательного внешнего эффекта. Рыночное равновесие достигается в точке А, где объем выпуска Q0 выше общественного оптимального объема , а рыночная цена Р0 ниже общественно оптимальной цены. Эффективный объем выпуска достигается в точке С, которой соответствуют объем Q1 и цена Р1.

Перемещение в точку С возможно вследствие установления государством корректирующего налога в размере (Р3 - Р0).

4.1. См. рис. 9.5.

Оптимальный объем производства общественных благ - student2.ru

Рис. 9.5. Рынок общественного блага

В случае чистого общественного блага все потребители должны потреблять один и тот же объем благ. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо ДД представляет сумму предельных полезностей при каждом объеме.

Например, за первую единицу блага (QD1 = 1) субъект 1 готов заплатить 5 ден. единиц., а субъект 2 (QD2 = 1) готов заплатить 6 ден. единиц. Таким образом, за первую единицу блага общество готово заплатить (5+6) =11 ден. единиц.

За вторую единицу общественного блага субъект 1 (QD1 = 2) готов заплатить 4 ден. ед., а субъект 2 (QD2 = 2) готов заплатить 5 ден.ед. Таким образом, за QDD = 2 общество будет готово заплатить в сумме 9 ден.ед.

4.2. За третью единицу общественного блага общество готово заплатить 7 ден. ед., в том числе субъект 1 – 3 ден.ед. и субъект 2 готов заплатить 4 ден. ед.

4.3. Оптимальные объем потребления чистого общественного блага и его цена определяются по точке пересечения Е графиков ДД и S: Qе = 4 шт.; Ре = 5 ден.ед.

4.4. См. рис. 9.6.

Оптимальный объем производства общественных благ - student2.ru

Рис. 9.6. Кривая общего спроса на частное благо

Для чистого частного блага объем спроса при каждой цене представляет сумму объемов спроса индивидуальных потребителей при этой цене.

При цене 6 ден. ед. объем спроса со стороны субъекта 1 составляет QD1 = 0 шт, со стороны субъекта 2, соответственно, составляет QD2 = 1. Общий объем спроса со стороны обоих субъектов будет равен QD3 = QD1 + QD2 = 0 + 1=1.

Аналогичным образом находятся координаты других точек для кривой D3:

- при цене 5 ден.ед. QDD = 1 + 2= 3;

- при цене 4 ден.ед. QDD = 2 + 3= 5;

- при цене 3 ден.ед. QDD = 3 + 4= 7;

- при цене 2 ден.ед. QDD = 4 + 5= 9;

- при цене 1 ден.ед. QDD = 5 + 6= 11.

Библиографический список

1. Емцов, Р.Г. Микроэкономика [Текст]: учеб. / Р.Г. Емцов, М.Ю. Лукин. – М.: МГУ, 1999. – 320с.

2. Гальперин, В.М. Микроэкономика [Текст]: В 2-х т. Т.1./под общ. ред. В.М. Гальперина. – СПб: Экономическая школа, 1998. – 349с.

3. Демкина, С.А. Микроэкономика. [Текст]: учеб. пособ., ч. 2 / С.А. Демкина. – Липецк: ЛЭГИ, 2001.– 107с.

4. Курс общей экономической теории [Текст]: учеб. пособ. /под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб.: СПбУЭФ, 1996.– 456с.

5. Курс экономической теории / под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. - Киров: Коллектив авторов, 1994.– 624с.

6. Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика [Текст] / К. Р. Макконелл, С.Л. Брю. В 2-х т.– М.: Республика, 1992.– т.1 – 399с.; т.2 – 400с.

7. Макроэкономика [Текст]: учеб. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. –654 с.

8. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики [Текст]: учеб. для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2002. – 572с.

9. Словарь современной экономической теории Макмиллана [Текст] – М.:ИНФРА-М, 1997. – 608с.

10. Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение [Текст] / Д.Н. Хайман. В 2-х т. – М.: Финансы и статистика, 1992. –т.1 – 384с.; т.2 – 384с.

11. Фишер, С. Экономика [Текст] / С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Дело ЛТД, 1993. – 864с.

12. Экономическая теория [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 655с.

13. Микро-, макроэкономика [Текст]: практикум / под общ. ред. Ю.А. Огибина. – СПб.: Литера плюс, Санкт-Петербург оркестр, 1994. – 250с.

14.[Текст]: Микроэкономика и макроэкономика [Текст]: сборник задач по экономической теории. – Киров: Коллектив авторов, 1994. – 182с.

15. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / Шедевры мировой экономической мысли. Т. 1. – Петрозаводск: Петраком, 1993. – 210с.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Предмет и метод экономической теории. 4

1.1. Возникновение и развитие экономической теории. 4

1.2. Предмет экономической теории, ее функции и методы.. 6

Глава 2. Общие проблемы экономического развития. 6

2.1. Экономические субъекты. Понятие и виды экономических систем. 6

2.2. Экономические блага. Факторы производства. 6

2.3. Экономические ограничения и эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей. 6

2.4. Место собственности в экономической системе. 6

Глава 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система. 6

3.1. Обмен и его формы. Возникновение рыночного хозяйства. 6

3.2. Рыночная экономика: сущность, кругооборот благ и доходов. 6

3.3. Преимущества и недостатки рынка. Экономические функции

правительства. 6

Глава 4. Спрос и предложение на индивидуальных рынках. 6

4.1. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. 6

4.2. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. 6

4.3. Рыночное равновесие. Понятие перепроизводства и дефицита товаров. 6

4.4. Изменение точки равновесия. Метод сравнительной статики

Воздействие государства на рыночное равновесие. 6

4.5. Эластичность спроса и предложения. 6

Глава 5. Основы теории потребительского поведения. 6

5.1. Полезность и ее измерение. 6

5.2. Предпочтения и бюджетные ограничения потребителя

Равновесие потребителя. 6

Глава 6. Предприятие, производство, издержки. 6

6.1. Предприятие как основное звено рыночного хозяйства. 6

6.2. Производственная функция фирмы. Масштаб производства. 6

6.3. Издержки производства, их сущность и виды.. 6

6.4. Оптимальная комбинация ресурсов. Понятие прибыли. 6

Глава 7. Типы рыночных структур: совершенная и несовершенная

конкуренция. 6

7.1. Рыночная структура. Основные черты совершенной конкуренции. 6

7. 2. Чистая монополия: определение цены и объемов производства. 6

7.3. Олигополия и монополистическая конкуренция. 6

7.4. Структура рынка и эффективность распределения ресурсов. Антимонопольное регулирование. 6

Глава 8. Рынки факторов производства. 6

8.1. Особенности спроса на факторы производства. 6

8.2. Рынок труда и его равновесие. 6

8.3. Рынок капитала. Дисконтирование. 6

8.4. Рынок земли и рентные отношения. Цена земли. 6

Глава 9. Внешние эффекты и общественные блага в рыночной

экономике: роль государства. 6

9.1 Внешние эффекты, их виды и последствия. Теорема Коуза. 6

9.2. Оптимальный объем производства общественных благ. 6

Библиографический список. 6

КОЗЛОВА Елена Ивановна

Экономическая теория:

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Учебное пособие

Редактор Е.А. Федюшина

Подписано в печать 3.03.2008. Формат 60х84 1/16.

Ризография. Печ. л. 8,6 Тираж 300 экз. Заказ № 163

Гарнитура «Таймс». Бумага офсетная.

Липецкий государственный технический университет

398600 Липецк, ул. Московская, 30.

Типография ЛГТУ 398600 Липецк, ул. Московская, 30.

Наши рекомендации