Бедное население– население, доходы которого ниже официального прожиточного минимума
Благосостояние– степень удовлетворения определенных потребностей человека. Благосостояние: характеризует обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами; зависит от уровня развития производительных сил и производственных отношений; выражается системой показателей, характеризующих уровень жизни населения.
Депривация (от лат. deprivativo – лишение) – социальный процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп.
Доля бедного населения (poverty rate) – выраженная в процентах; доля населения с доходом ниже установленного официального уровня, граничащего с бедностью.
Зона бедности (area of poverty) – территория высокой концентрации бедных; регионы, где уровень бедности выше среднего по стране.
Зоны бедности– территории высокой концентрации бедных; регионы страны, в которых коэффициент бедности выше среднего по стране.
Индекс бедности –статистический показатель, характеризующий динамику средневзвешенной величины порога бедности.
Количество бедных –показатель бедности; количество лиц, доход которых ниже определенной черты бедности.
Лаг бедности(Property gap)–показатель общей бедности; сумма, на которую люди в совокупности "отстают" от черты бедности. Он показывает стоимость программы, поднимающей доходы всего населения до определенной черты бедности.
dnMenu(9,0);
Международная черта бедности -доход в 1 доллар США на человека в день из расчета покупательной способности доллара, существовавшей в 1985 г. Она установлена Всемирным Банком в 1990г. и применяется для международных сравнений.
Общественная помощь(public assistance)–правительственная программа, предусматривающая предоставление пособий в тех случаях, когда доходы людей ниже определенного уровня. Благотворительные программы, основанные на тестах бедности. Общественная помощь – это одно из основных направлений в трансфертных программах.
Относительная бедность –уровень доходов (или расходов) индивидуума или домохозяйства, находящийся ниже определенной фиксированной доли среднего дохода (или средних расходов).
Отсталый район (depressed area) – регион страны, характеризуемый гораздо более высоким уровнем безработицы и более низким уровнем дохода на душу населения, чем в среднем по стране.
Пауперизация (от лат. pauper – неимущий) – процесс массового обнищания населения.
Пауперизм (от лат. pauper – бедный) – массовая нищета отдельных групп или слоев населения.
Предтрансфертная бедность (pretransfer poverty) – численность населения, которая могла бы быть бедной, если бы не получала субсидий от государства.
Пролетаризация (proletarization) – обнищание отдельных социальных групп и слоев населения в результате неэффективной социальной и экономической политики.
Черта бедности- нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека и семьи, обеспечивающий: приобретение товаров первой необходимости (продуктов питания, одежды, жилья); удовлетворение важнейших социально-культурных потребностей. Черта бедности может быть рассчитана: либо методом прямого расчета необходимого для жизни уровня дохода; либо методом соотнесения со средним доходом в стране. Она близка по содержанию к понятиям: dnMenu(18,0); порог бедности; уровень бедности (poverty rate; living wage; poverty boundary; poverty level)
Эгалитаризм (egalitarianism) – государственные социальные программы: - направленные на преодоление нищеты и сокращение неравенства доходов; - включающие развитие социального страхования, увеличение пособий по безработице, социальное обеспечение, бесплатную медицинскую помощь, жилищное строительство и т.п.
Интегральные индикаторы (показатели) уровня жизни включают:
· реальную заработную плату;
· реальные доходы населения;
· доходы от вторичной занятости;
· доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства;
· дивиденды и процентные доходы по ценным бумагам;
· проценты по вкладам населения;
· пенсии, пособия, стипендии.
Частные индикаторы уровня жизни:
· показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам и т.п.).
· показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами.
Среди частных показателей выделяют:
· натуральные показатели, которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами;
· стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, оплату жилища и т.п.
Государственная политика доходов(ГПД). Она заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Направления ГПД:
- использование прямых каналов перераспределения доходов: налоги → госбюджет (доходная часть) → госбюджет (расходная часть) → социальные программы;
- применение косвенных методов перераспределения доходов за счет, например, деятельности благотворительных фондов, спонсорства, льготного налогообложения малоимущих слоев населения, предоставления бесплатных услуг государственного образования, здравоохранения;
- государственный контроль цен на монопольных рынках и т.п.
- повышение доходов малоимущим слоям населения за счет различных льгот, пособий, субсидий и т.п.;
- создание системы обучения и переподготовки безработных и т.п.;
- обязывать предпринимателей выплачивать работникам зарплату не ниже определенного минимума;
Так, кривая Лоренца показывает, что личный доход после вычета налогов и с учетом выплат трансфертов распределяется более равномерно. То есть, уплата прогрессивных налогов сглаживает в определенной степени неравенство людей по доходам. Графически это показано на рис.5 сдвигом кривой Лоренца до уплаты налогов в сторону биссектрисы (влево вверх) к кривой Лоренца после уплаты налогов.
Пределы государственного регулирования доходов – это границы регулирования: минимальная и максимальная.
Минимальная граница регулирования является подвижной, на нее влияют текущее состояние экономики, уровень жизни в стране, определяющий потребительские стереотипы, модель регулирования экономики.
Максимально допустимая граница перераспределения доходов – это граница через которую не следует переступать при любой модели рыночной экономики, определяется следующими положениями:
- размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом. Иначе страну ждет инфляция.
- размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства. Нельзя вводить большие налоги, но и самим получателям больших доходов надо делиться или потеряют все в ходе социальных конфликтов.
- при определении объемов и сроков выплат социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.
Причины неравенства людей по доходам.
1. Рынок не теоретически, ни практически не предполагает равенства людей. Он, в лучшем случае, может дать равные стартовые возможности для получения доходов.
2. Различия людей по природным, генетическим задаткам.
3. Различия людей по степени образованности, квалификации и т.п.
4. Различие людей по желанию заниматься той или иной профессией, связанной с неодинаковыми условиями деятельности, риска и т.п.
5. Владение различными факторами производства, собственностью и т.п.
6. Степень монополизации рынка.
7. Сопутствование человеку: удачи, несчастья и т.п.
8. Степень дискриминации людей по различным признакам: полу, национальности, возрасту и т.п.
9. Идеологические причины. Так, в частности, у ряда экономистов, политических деятелей есть аргументы в пользу неравенства как стимула, мотива трудовой деятельности людей в условиях рынка. Ликвидация неравенства, ликвидация дифференциации в доходах, считают сторонники указанной точки зрения, разрушит рыночный механизм вообще.
Парето-оптимального состояния экономики и социальная справедливость. Эти состояния сформулировал итальянский экономист В. Парето,. Он определил три условия:
· эффективность в обмене;
· эффективность в производстве;
· эффективность на рынке продуктов.
Закон Парето выражает соотношение между величиной дохода и количеством получающих его лиц в виде кривой нормального распределения дохода.
Парето-оптимальное состояние экономики характеризуется при помощи границы возможных состояний благосостояния, достигается в том случае, когда производство и распределение благ невозможно изменить таким образом, чтобы чье-либо благосостояние увеличилось без уменьшения благосостояния других.
Взгляды на справедливость: эгалитарный; роулсианский; рыночный.
Эгалитарный взгляд на справедливость – все члены общества получают равные доходы, блага;
Роулсианский взгляд на справедливость – максимизируется полезность наименее обеспеченных членов общества;
Утилитарный взгляд на справедливость – максимизируется общая полезность всех членов общества (Иеремия Бентама).
Рыночный принцип распределения доходов предполагает соответствие дохода каждого владельца фактора производства предельному (дополнительному) продукту, полученному от данного фактора. Т.е., в данном случае допустимо значительное неравенство.
Подходы к сглаживанию неравенства в доходах, предотвращению социальные конфликтов на экономической основе: «социальный»; «рыночный».
«Социальный» подход к сглаживанию неравенства в доходах. Он основан на принципе «социальной справедливости». Его сторонники считают , что государство должно гарантировать каждому гражданину доход, не позволяющий ему опуститься ниже «черты бедности» (дохода меньше минимальной потребительской корзины).
«Рыночный», экономически рациональный. Его сторонники считают, что надо не гарантировать доходы, а создать условия, чтобы каждый человек имел достаточные доходы за счет собственной экономической активности, ибо гарантирование доходов снижает стимул к труду, порождает тунеядцев.
На практике применяются оба подхода, особенно в зависимости от характера правящей партии.
Направления социальной политики в современной России.
1. Достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей.
2. Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.
3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем и т.п.
4. Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам и молодежи.
5. Нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности, особенно детской.
6. Существенное улучшение социально инфраструктуры и т.д.
Именно эти и многие другие задачи социальной политики России уже реализуются в рамках национальных проектов.