Международный туризм приобретает глобальный характер
Современные тенденции развития международного туристского рынка
Тенденции:
1. Происходят коренные изменения в стиле отдыха. На смену трем S: sun, Sea, Sand. Приходят три L: landscape, leisure, lore-традиция.
Повышенные требования к качеству предлагаемых услуг.
Индивидуализация отдыха
Бурное развитие массового туризма
Расширение туристского спроса пожилых людей
Дробление отпускного периода, рост продолжительности поездок, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков, большая популярность выходных и праздничных дней.
Углубление специализации в туризме.
Концентрация- сосредоточение
3 вида:
ü Горизонтальная- гостиничные цепи, слияние авиаперевозчиков, объединение различных тур.фирм.
ü Вертикальная- авиакомпании могут открыть тур.агенство.
ü Диагональная- предлагает функционирование технологически не связанных между собой предприятий.
Монополизация тур. Рынка
Широкое использование автоматизированных систем бронирования, использование компьютерных технологий.
Широкая информированность населения о туризме
Большая конкуренция на тур. рынке
Приоритетное воздействие на туризм оказывает экономические, социально-культурные и экологические факторы.
Увеличение количества путешествий и путешествующих
Поступления от туризма растут быстрее и регулярнее, чем число туристов, путешествующих в мире.
Экономический спад в регионе не ведет к спаду тур.рынка в том же размере.
Большой приоритет уделяется безопасности путешествий
Тур.потоки в мире неравномерны
Преобладание внутрирегиональных поездок ,осуществляется преимущественно между соседними регионами.
Меридиональная направленность. Основывается на направлении тур. Потоков с севера на юг при расширении встречных тур.потоков с юга на север.
Усиление тур. обменов между бывшими метрополиями и колониями
Проникновение тур.потоков в глубь районов, принимающих все в большей мере организованные формы.
Доминирование туризма с целью рекреации над деловым туризмом
Замедление роста прибытий из Зап. Европы, Американском регионе. Усиление в вост.азии, ю-в. Азии.
25. По оценке ВТО перспективными видами туризма выступают: Экологический, Приключенческий, Круизный, Культурно- познавательный, Тематический.
Международный туризм приобретает глобальный характер.
6. Выездной туризм: основные понятия и определения, факторы развития, место в экономике страны.ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ — путешествия лиц, постоянно проживающих в одном государстве, в другое государство. ТУРИЗМ ВЫЕЗДНОЙ - путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну (ФЗ "Об основах туристской Деятельности в Российской Федерации" от 4 октября 1996 г.).
Все эксперты в области туризма следующие факторы, влияющие на развитие выездного туризма:
1. политические;
2. экономические;
3. социально-демографические;
4. культурные;
5. научно-технический прогресс.
Политические факторы. Один из самых важных факторов развития туристического бизнеса в стране - это стабильная политическая обстановка. Также, для развития туризма в той или иной стране важны сложившиеся международные отношения, сложившиеся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международные отношения в мире или в отдельно взятом регионе. Экономические факторы. Рост доходов населения в экономически развитых странах позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия. Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего класса, а также широко представлена категория лиц с высокими доходами, формирующие спрос на высоко комфортабельные условия размещения и обслуживания. На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это способствует появлению различных новых видов делового туризма. Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность, экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма. Социально-демографические факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность жизни, отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия. Для многих стран мира характерна тенденция изменения соотношения рабочего и свободного времени. С увеличением свободного времени в жизни людей обозначились две главные тенденции - дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок, т.е. туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми. Среди других изменений, имеющих отношение к туризму, следует выделить широкое вовлечение женщин в сферу общественного труда. Многие из них стремятся сделать карьеру. Соответственно это приводит к тому, что женщины позднее стали вступать в брак и рожать детей. Из-за стремления получить материальную независимость количество женщин, путешествующих с деловыми целями, возрастает большими темпами. Культурные факторы. К ним относится удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов. Приверженность к тем или иным типам организации отдыха и соответственно удовлетворение своих культурных потребностей весьма существенно различаются по странам. Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при поездках на отдаленные расстояния; усовершенствуется сервисное обслуживание на транспорте, который становится более комфортабельным для пассажиров; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д. Развитие туризма существенно зависит от информированности туристов о местах отдыха и различных путешествиях. Быстрое усовершенствование средств массовой информации позволило туристским организациям продвигать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты или услуги. Все факторы, влияющие на развитие туристской отрасли, можно разделить на две группы: 1) внешние факторы, которые действуют вне зависимости от функционирования организаций индустрии туризма (политические, экономические, социально-демографические и культурные); 2) внутренние факторы, способствующие развитию туризма, активно используемые туристскими организациями в своем функционировании.
Анализируя положение в Российской Федерации, можно обозначить, что для нее, как и для большого количества стран Европы, характерны постепенное старение общества, увеличение количества городского населения в сравнении с сельским населением, довольно высокий уровень образованности, большое количество праздничных и выходных дней, возрастающий интерес россиян к людям в других странах и городах. Все перечисленные факторы закладывают хорошие основы для выездного туризма. В последнее время сформировалась точка зрения, особенно в России, которая стала практически официальной, что из трех основных видов туризма, въездного, внутреннего и выездного, последний вид является экономически не рентабельным, поскольку связан с большим оттоком денег за рубеж. Однако все три вида туризма представляют из себя взаимосвязанную единую туристскую структуру. Причем выездной туризм является наиболее подготовленным видом с созданной инфраструктурой и пока не требующий серьезных капиталовложений. Поэтому давно назрела необходимость во всесторонней объективной оценке выездного туризма. В общем же туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты, и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.
7.Въездной туризм: основные понятия и определения, факторы развития, место в экономике страны.ТУРИЗМ ВЪЕЗДНОЙ - путешествия в пределах РФ лиц, не проживающих в РФ постоянно (ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 4 октября 1996 г.). Все эксперты в области туризма следующие факторы, влияющие на развитие въездного туризма:
1. политические;
2. экономические;
3. социально-демографические;
4. культурные;
5. научно-технический прогресс.
Политические факторы. Один из самых важных факторов развития туристического бизнеса в стране - это стабильная политическая обстановка. Также, для развития туризма в той или иной стране важны сложившиеся международные отношения, сложившиеся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международные отношения в мире или в отдельно взятом регионе. Экономические факторы. Рост доходов населения в экономически развитых странах позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия. Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего класса, а также широко представлена категория лиц с высокими доходами, формирующие спрос на высоко комфортабельные условия размещения и обслуживания.
На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это способствует появлению различных новых видов делового туризма. Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность, экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма. Социально-демографические факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность жизни, отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия. Для многих стран мира характерна тенденция изменения соотношения рабочего и свободного времени. С увеличением свободного времени в жизни людей обозначились две главные тенденции - дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок, т.е. туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми. Среди других изменений, имеющих отношение к туризму, следует выделить широкое вовлечение женщин в сферу общественного труда. Многие из них стремятся сделать карьеру. Соответственно это приводит к тому, что женщины позднее стали вступать в брак и рожать детей. Из-за стремления получить материальную независимость количество женщин, путешествующих с деловыми целями, возрастает большими темпами. Культурные факторы. К ним относится удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов. Приверженность к тем или иным типам организации отдыха и соответственно удовлетворение своих культурных потребностей весьма существенно различаются по странам. Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при поездках на отдаленные расстояния; усовершенствуется сервисное обслуживание на транспорте, который становится более комфортабельным для пассажиров; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д. Развитие туризма существенно зависит от информированности туристов о местах отдыха и различных путешествиях. Быстрое усовершенствование средств массовой информации позволило туристским организациям продвигать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты или услуги. Все факторы, влияющие на развитие туристской отрасли, можно разделить на две группы: 1) внешние факторы, которые действуют вне зависимости от функционирования организаций индустрии туризма (политические, экономические, социально-демографические и культурные); 2) внутренние факторы, способствующие развитию туризма, активно используемые туристскими организациями в своем функционировании.
8. История развития международного туризма в Европе.Предыстория туризма - период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: 1. Античный туризм - основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования. Расцвет этого туризма был связан главным образом с Древней Грецией и Римом: массовый характер в те времена носили путешествия в религиозных целях, например, путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н.э. Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности, при минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений, кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря. Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов. 2. Туризм средних веков - основными мотивами путешествий были религиозный туризм, образование, аристократические отношения. Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения, и только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях, наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с этим организация университетов привели к появлению в Европе путешествий студентов (начиная с XIII в.). 3. Туризм нового времени - основные тенденции отдыха определила промышленная революция.
Международный туризм берет свое начало в середине XIX в т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Стать самостоятельным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта. Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента. Одной из первых стран, в которой победила буржуазная революция, и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристские организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами. Первым известным туристским агентом был англичанин Томас Кук, который на льготных условиях в июне 1841 г. закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на турпоездку из Лейстера в Лафборо поездом.
Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появление массового транспортного средства-железных дорог. Т. Кук начал активно использовать открывшиеся возможности. Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая Международная промышленная выставка, только из Йоркшира им была организована отправка 165 тыс. посетителей. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. в нем было указано около 8 тыс. гостиниц. Активное развитие туристского бизнеса внутри страны побудило Т.Кука к организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию в 1855 г., так как в Париже начала свою работу Всемирная выставка. С 1856 г. он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские государства. В 50-70 годах англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине ХIX в.сыграло увеличение протяжности железных дорог. В 1888 г. на европейском континенте побывало уже 500 тыс. туристов из Англии. С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США. Заслуга здесь также принадлежит Т. Куку, который в 1865 г. организовал турпоездки и из Америки в Англию и из Англии в Америку. В 1866 г. первые группы английских туристов посетили США. С 1867 г. начинаются морские туристские путешествия Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания. Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т.Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и т.д. Несколько позже туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л. Липсона. Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил свою деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться и авиация. Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии международного туризма. Прежде всего это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе. Приток американцев в западноевропейские страны в это время значительно увеличивается и превосходит число английских туристов. Довольно быстро объем международного туризма и путешествий достиг предвоенного уровня, а спустя три-четыре года превзошел его в большинстве государств. В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма. В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли активное участие представители14 европейских стран. Серьезным фактором, повлиявшим на развитие туризма в 20-30 годы, явилось бурное развитие новых видов транспорта - автомобильного и авиационного. Однако этот же период характеризуется рядом факторов, которые довольно негативно отразились на международном туризме, во многом задержали его дальнейшее развитие. Это, прежде всего мировой экономический кризис 1929-1933 гг. к 1932 г. число иностранных туристов, побывавших в Англии, сократилось до ровня начала 20-х годов. Другой важной причиной, которая замедлила темпы роста иностранного туризма в 30-е годы, явилось обострение политической обстановки в Европе в связи с приходом к власти в Германии нацисткой партии Гитлера и подготовкой Германии к войне. В связи с этим фактором надо сказать о довольно специфической особенности иностранного туризма как массовой формы общения людей. При обострении международной обстановки иностранный туризм привлекает внимание разных спецслужб и разведывательных органов в качестве канала для сбора информации, а также для проведения политической и подрывной работы. Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. Радость победы над фашизмом была омрачена горем потерь, кроме того, многие города Европы лежали в руинах. Необходимо было восстанавливать разрушенные гостиницы, базы, дороги, электростанции, вокзалы и т.д. в первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров. Только спустя несколько лет спустя после окончания второй мировой войны международный туризм в Европе начал возрождаться. Довоенный уровень был достигнут в конце 40-х годов. В этот период туристские обмены и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде. В 80 годы государства Европы и Северной Америки остались на лидирующих позициях, как по приему иностранных туристов, так и по отправке граждан за рубеж. В число стран, которые являлись « поставщиками» туристов, вошли Япония и Австралия. Государства Северной Африки и Азии стали главными конкурентами южно-европейских стран Средиземноморья, так как они предлагали туристский продукт (море-солнце-пляж) по более доступным ценам. Туризм в Европе прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма в Европе является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом. В настоящее время на промышленно развитые страны Европы приходится 60% всех прибытий иностранных туристов и 70 - 75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю стран, входящих в ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений. 9. История развития международного туризма в Азии.
Азия представляет собой сильно дифференцированный регион с точки зрения социально-экономического развития, культур, ЭГП, политической ситуации. Международный туризм в его современном понимании начал активно развиваться тут сравнительно недавно, и, как и в большинстве регионов мира, существенное влияние на развитие туризма во всех странах Азии оказала европейская цивилизация. Азию можно относительно точно выделить ряд туристских регионов, каждый из которых находится на определённом этапе своего развития, имеет собственные рынки въезжающих туристов, различен по сезонности спроса, проблемам и перспективам.
Одной из основных туристских стран Азии является Китай с его памятниками древнейшей культуры. Начало иностранному туризму тут было положено в 1978 г., когда правительство этой страны стало проводить политику «открытых дверей». Экономические реформы этого периода привели к модернизации гостиничного комплекса крупных городов, к строительству новых отелей с привлечением зарубежных инвестиций. Техническое же переоснащение транспортной инфраструктуры страны отставало по своим темпам, мало строилось современных аэропортов, успехи туристических перевозок по железным дорогам были незначительны и т.д. К середине 80-х годов темпы роста туризма замедлились из-за недостаточно развитой туристской инфраструктуры всей страны. Позитивное влияние на туристский рынок оказало присоединение Гонконга в 1997 г. В настоящий момент переживаемый Китаем экономический бум делает его всё более привлекательным для туристов, посещающих данный регион с культурно-познавательными, деловыми целями, в рамках шоп-туризма и т.д. Кроме того, в последние десятилетия Китай наращивает долю в выездном туризме.
Япония, традиционно являвшаяся одним из лидеров Азии по числу туристских отбытий и исторически ориентированная на замкнутость, долгое время не уделяла внимания въездному туризму. Однако после Второй Мировой войны тут начала активно развиваться сфера гостеприимства. Сегодня отели Японии готовы принять значительные туристские потоки, основы которых составляют граждане Китая и прочих близлежащих государств, а также США.
Индия и Шри-Ланка предлагают один из наиболее старых и традиционных туристских рынков Азии. За последние два десятилетия данные страны уступили свою позицию государствам полуострова Индокитай, которые в совокупности образуют один из наиболее динамично развивающихся туристских регионов мира.
В начале ХХ века значительный интерес со стороны европейских жителей вызывал Иран (Персия), имеющий богатейшую историю на всём Ближнем востоке. Однако произошедшая в середине века поляризация с европейским миром не оставила Ирану перспектив развития туристской индустрии. Сравнительно молодой туристский регион образуют такие страны, как Катар, Оман, ОАЭ. Причём значительные финансовые вложения и грамотная политика со стороны властей, относительная близость данного региона к Западной Европе позволяет сегодня называть ОАЭ одной из наиболее перспективных с точки зрения развития туризма стран мира, а её туристкую отрасль наиболее инвестиционно привлекательной.
Израиль, образованный как государство лишь в середине прошлого века, имеет относительно развитую инфраструктуру туризма. Основными факторами, способствующими привлечению сюда туристов, является развитая медицина, бальнеологические ресурсы, сосредоточение святынь трёх религий.
Классическим примером паломнического туризма является, не в пример Иерусалиму, г. Мекка в Саудовской Аравии, принимающий ежегодно до 2 миллионов поломников.