Тестирование товара, марки и упаковки. Оценка восприятия торговой марки
Основной задачей тестирования является выявление преимуществ, которые дает продукт потребителю, его основных приоритетов по сравнению с другими аналогичными продуктами.
Цель проведения тестирования состоит в принятии решения о стратегии продвижения товара на рынок.
Для проведения тестирования используются:
- количественные (опросы)
- качественные (групповые дискуссии) методы.
Тестирование по предмету исследования подразделяется на:
§ тестирование продукта;
§ тестирование упаковки;
§ тестирование названия продукта (марки) и т.п.
В тестировании продукта изучаются и анализируются реакции людей, на продукт, их восприятие, ощущение продукта, его вкус, запах, оценка его внешнего вида и т.д.
Тестирование продукта, уже существующего на рынке, проводится для оценки изменения его положения на рынке за определенный период времени.
Тестирование нового продукта проводится для оценки улучшенных свойств и характеристик по сравнению с существующими на рынке продуктами.
Выделяют два вида тестирования продукта:
§ слепое
§ определенное.
Слепое тестирование применяется для оценки продукта как такового, при этом исключаются все элементы, которые могут произвести побочный эффект (упаковка, название продукта, цена и т.п.)
Определенное тестирование рассчитано на оценку продукта в фирменной упаковке.
В процессе тестирования упаковки решаются следующие задачи:
· оценка функциональных характеристик упаковки (упаковка как контейнер);
· оценка имиджевых характеристик упаковки (ее дизайн, информация на упаковке).
Оценивая функциональные характеристики упаковки, респонденты дают ответы на вопросы: удобно ли ей пользоваться, легко ли открывается / закрывается, удобно ли дозировать (наливать, выдавливать) продукт, удобно ли хранить в холодильнике и т.д.
Для изучения указанных характеристик упаковки используются тесты «in home», то есть упаковка тестируется респондентами у себя дома, в обычных для них условиях.
Оценивая имиджевые характеристики упаковки, респонденты анализируют информативность надписей на упаковке, насколько данная упаковка привлекательнее упаковок конкурентов, насколько упаковка соответствует концепции продукта. В данном случае используются тесты «in-hall», то есть в специально отведенном для тестирования месте (например, в офисе) под контролем лиц, ответственных за тестирование.
При проведении тестирования названия составляется список всех важных для продукта характеристик, при этом тестируются как положительные, которые можно использовать в названии, так и отрицательные характеристики, которые следует избегать.
Затем все характеристики ранжируются по степени важности. Оптимальное название определяется из нескольких вариантов на основе следующих показателей: уровень запоминаемости названия; легкость произношения; правильность произношения; соотношение с продуктом; уровень ассоциативности.
Тестирование названия также проводится с помощью тестов «in-hall».
Для оценки восприятия торговой марки наибольшее распространение получили следующие методики.
Свободные ассоциации. Покупателям представляют торговую марку, товарный знак или рекламный слоган и просят их привести первые слова, которые придут им на ум в этой связи. Затем в ходе беседы выясняется, чем вызваны данные ассоциации.
Визуальные впечатления. Потребители интерпретируют ситуации, в которых задействованы торговые марки. К примеру, участнику исследования показывают такую сцену: мужчина читает специальный каталог «Товары почтой», а стоящая рядом жена делает какое-то замечание. Респондента просят предположить, что говорит о каталоге эта женщина. Создатели данного метода исходят из посылки, что, поскольку люди зачастую говорят о собственных чувствах с неохотой, им легче спроектировать свои мысли на других.
Одушевление марки. Респондентам предлагают подумать о торговой марке как о человеке и описать его характер, что позволяет выявить связанные с ней ассоциации.
Животные, деятельность, объекты. Респонденты отвечают на вопросы о том, с какими животными, деревьями или автомобилями они могут сравнить участвующие в исследовании торговые марки, что позволяет раскрыть их образ в глазах потребителей.
Определение типичных покупателей марки. Респонденты описывают типичных пользователей различных торговых марок. Цель данного метода – обнаружение скрытых потребностей и побуждений, влияющих на выбор потребителей.
Сходство и различие торговых марок. Для установления характерных особенностей процесса потребительского выбора респондентов просят определить, в чем состоят отличия разных торговых марок. Аналогичный метод: потребители составляют пары торговых марок по принципу их сходства. Затем с помощью специальной компьютерной программы составляется карта марок определенной товарной категории. Карты обнаруживают сильные и слабые стороны различных марок, помогают выявить недостатки новинок и выбирать направления репозиционирования марок-«ветеранов».
Тестирование является одним из этапов формирования марки, например при разработке марочного названия используется следующая схема:
ü Позиционирование марки
ü Разработка стратегии развития марки
ü Творческая разработка марки
ü Проверка на сходство с уже имеющимися торговыми марками
ü Лингвистическая проверка
ü Тестирование марки
Тестирование позволяет дать комплексную оценку марки и оценить уровень знания потреби теля о марке.