Предпочтения потребителя и кривая безразличия
Представление об убывающей предельной полезности не только лежит в основе реализации закона спроса, но и играет важную роль в объяснении того, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить. А в силу того, что денежный доход имеет ограниченную величину, все потребители испытывают сдерживающее влияние бюджета. Это вынуждает их так распоряжаться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большую полезность. При этом потребитель вынужден идти на компромиссы, он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.
Очевидно, что в реальной действительности спрос потребителя на некоторый товар зависит от намерений по закупке других товаров не только с точки зрения полезности (чем больше покупается яблок, тем меньше купят груш). Иначе говоря, потребитель сталкивается с необходимостью выбора оптимального набора или комбинации нескольких приобретаемых товаров. Причем сокращение потребления одного товара может быть заменено (компенсировано) увеличением потребления другого товара без снижения общей полезности данного товарного набора.
Проблема выбора оптимального набора товаров в экономической науке решается посредством использования "кривых безразличии" (были введены Ф. Эджуортом в XIX в.), которые служат для анализа потребительских предпочтений.
Каждый потребитель имеет свои предпочтения в отношении всей совокупности товаров и услуг, предлагаемых на рынке. В силу этого каждый из бесконечного множества наборов товаров и услуг занимает в этой системе иерархии определенное место. В то же время среди этих наборов есть и такие, которые представляются потребителю равнозначными или равновесными. Так, например, он может предпочесть 5 яблок 2 грушам или 2-м яблокам - 6 груш. Но сделать, например, выбор между целым набором, состоящим из 6 яблок и 4 груш, с одной стороны, и 3-х яблок и 8 груш, с другой стороны, трудно, так как потребитель может быть согласен на то и другое. В этом случае говорят, что данному потребителю (в данный момент) безразлично, какой из двух наборов он получит: оба они находятся на одной и той же кривой безразличия.
Кривая безразличия - это графическое отображение предпочтений потребителя. Любая точка на данной кривой безразличия отражает разные количества двух товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, то есть обладают одной и той же общей полезностью.
Для того чтобы построить кривую безразличия, следует исходить из следующих допущений:
· потребляется набор из двух экономических благ;
· потребитель способен оценивать и сравнивать по полезности различные сочетания экономических благ (допустим, набор К — 10 ед. А и 2 ед. В — имеет одинаковую полезность с набором L — 6 ед. А и 4 ед. В);
· если набор К предпочтительнее набора L, а набор L предпочтительнее набора M, то и набор K предпочтительнее набора M. Эту взаимосогласованность предпочтений называют транзитивностью;
· большие количества экономических благ всегда предпочитаются меньшим количествам, т.е. предполагается, что потребности полностью не насыщаются.
Для построения кривой безразличия используем данные, приведенные в рис.7
Рис.7
Комбинации благ А и В, имеющие одинаковую полезность для потребителя Х (гипотетические данные)
Наборы благ А и В | Количество блага А | Количество блага В |
K | ||
L | ||
M | ||
N |
Данные, приведенные в рис7 изобразим графически. Если по вертикали мы будем откладывать количество яблок (продукт А), а по горизонтали количество груш (продукт В), то получим точки, через которые можно провести кривую, называемую кривой безразличия (рис. 8.).
Каждая точка на этой кривой представляет одну из комбинаций продукта А и В, в равной мере удовлетворяющих потребителей. Это значит, каждая такая комбинация продуктов обладает одинаковой совокупной полезностью. Таким образом, кривые безразличия показывают возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности. Эти кривые используются для изучения и отражения потребления индивидуальных потребителей.
Однако в определенных случаях потребитель может заменить один товар другим. При этом товар-заменитель называют "субститутом".Предельная норма замещения (MRS) показывает, в какой степени потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В), так, чтобы получить при этом удовлетворение потребности. Уменьшающийся наклон кривой безразличия показывает, что готовность потребителя к замещению товара А товаром В уменьшается по мере перемещения вниз по этой кривой. Это объясняется изменением: 1) предельной полезности того или иного товара, 2) изменением его количества. Так, чем больше количество продукта В, тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц, а чем меньше продукта А, тем больше его предельная полезность. Это значит, что при перемещении вниз по кривой безразличия потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества продукта А в порядке компенсации за приобретение каждой дополнительной единицы В. В результате получаем кривую с убывающим наклоном. Вместе с тем, наклоны кривых безразличия могут быть более крутыми и более пологими, вертикальными и горизонтальными прямыми (рис. 9.).
Допустим, что все кривые безразличия рис. 9. отражают набор из двух товаров, но для разных потребителей: кинофильмы (вертикальная ось) и театральные спектакли (горизонтальная ось).
Как видим, для первого потребителя (рис. 9, а) театральные спектакли предпочтительнее, он готов пожертвовать значительным количеством кинофильмов ради одного спектакля (предельная норма замещения высока). Второй потребитель (рис. 9, б) предпочитает кинофильмы, меньше любит театр, поэтому кривая безразличия более пологая (предельная норма замещения низка). Третий потребитель (рис. 9, в) — заядлый театрал, он посещает только театр и не ходит в кино. Предельная норма замещения театра кинофильмом равна 0. И наконец, четвертый потребитель (рис. 9, г) не любит театр и ходит только в кино. Предельная норма замещения кинофильма театральной пьесой для него равна 0.
Кроме того, кривые безразличия отличаются и в случаях с совершенными субститутами и совершенно комплиментарными благами. Кинофильмы и театральные постановки могут быть для некоторого зрителя совершенными субститутами, т.е. он оценивает их полезность одинаково (рис. 2.9,а). Это значит, что каждый кинофильм может без ущерба быть заменен театральной пьесой и наоборот. В этом случае предельная норма замещения всегда равна 1, а кривая безразличия выглядит как прямая с наклоном, равным 1. В качестве абсолютных комплиментарных благ рассмотрим автомобили и номерные знаки. Они не могут замещать друг друга, поэтому предельная норма замещения каждого товара по отдельности равна 0. Их потребление возможно только вместе, причем два автомобиля требуют двух номерных знаков, три — трех и т.д. Поэтому кривые безразличия для таких товаров отличаются (рис. 10 б).
Уменьшение предельной нормы замещения означает, как уже отмечалось, уменьшение предельной полезности (х)и соответственно увеличение предельной полезности (y). ТогдаMRS можно представить как отношение предельных полезностей х и y:
MRSxy = MUx / MUy.
Таким образом кривые безразличия имеют следующие свойства:
· любая точка на кривой безразличия определяет набор благ А и В, обеспечивающий потребителю одинаковую полезность (х);
· кривая безразличия имеет отрицательный наклон, так как между количествами благ А и В существует обратная связь. Двигаясь от комбинации К к комбинации М, потребитель увеличивает полезность, получаемую от блага В, и уменьшает на такую же величину полезность от блага А;
· кривая безразличия имеет вогнутый вид (иногда говорят выпуклый по отношению к началу координат). Вогнутость кривой объясняется уменьшением предельной нормы замещения;
· наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы субституции (замещения).
Кривая безразличия всегда соответствует некой определенной величине совокупной полезности. В то же время существует возможность изобразить целую серию таких кривых безразличия, которая называется картой безразличия.
Карта безразличия - это набор кривых безразличия, каждая из которых соответствует различной величине совокупной полезности благ. Причем каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности. Это значит, что любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривой IV, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, показанная точкой на кривых I, II или III. Кривые на карте безразличия никогда не пересекаются (рис. 11.).