Группировка и сводка статистических данных

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра экономики

Г.Т. Максимов

СТАТИСТИКА

Методическое пособие к практическим занятия

для студентов экономических специальностей БГУИР

всех форм обучения

Минск 2005

УДК 31 (075.8)

ББК 60.6 я 73

М 17

Автор – составитель: Г.Т. Максимов

М 17 Статистика: Методич. пособие к практическим занятиям для студ. экон. специальностей БГУИР всех форм обуч./Сост. Г.Т. Максимов. – Мн.: БГУИР, 2005. – 33 с.

Пособие содержит краткие теоретические и методические положения и набор задач по основным темам дисциплины «Статистика» для практических занятий.

УДК 31 (075.8)

ББК 60.27я73

© Г.Т. Максимов, составление, 2005

ISBN 985-444-489-9 © БГУИР, 2005

ВВЕДЕНИЕ

При изучении дисциплины «Статистика» большую роль играют практические занятия, обеспечивающие закрепление теоретических знаний, усвоение методических положений и получение навыков выполнения статистических расчетов.

Настоящее учебное пособие состоит из разделов, соответствующих темам дисциплины «Статистика». По каждому разделу приведен справочный материал в виде кратких теоретических и методических положений по теме, задачи для решения.

Все приведенные в задачах исходные данные являются условными. В целях сокращения объема однотипных вычислительных работ в постановке задач допущен ряд упрощений, например, сокращение количества видов производимой продукции, состава затрат, категорий работников.

СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Статистическое наблюдение представляет собой научно-организованное получение (собирание) точных и достоверных сведений об изучаемом явлении. Статистическое наблюдение является первой ступенью статистического исследования, оно дает исходный материал для количественного освещения деятельности предприятий и объединений, который в дальнейшем подвергается обработке и анализу.

Различают две основные формы статистического наблюдения: отчетность и специальные статистические обследования.

Отчетность – это такая форма наблюдения, при которой в установленные сроки предприятиями и организациями представляются в статистические органы документы (отчеты), подписанные лицами, которые несут ответственность за достоверность содержащихся в них сведений (данных).

Специальные статистические обследования проводятся для получения таких данных, которые не содержатся в отчетности. В рыночной экономике они являются основной формой наблюдения, так как свобода предпринимательства и коммерческая тайна резко снижают сферу действия отчетности.

Любое статистическое наблюдение надо проводить по строго обоснованной программе, определяющей задачи статистического исследования, объекты наблюдения, единицы совокупности и единицы наблюдения, набор носителей информации для фиксирования данных об изучаемом явлении, список вопросов, способы учета фактов. Тщательно обосновывается организационное обеспечение наблюдения.

Объектом наблюдения является изучаемое массовое явление (изучаемая статистическая отчетность). Единица совокупности – это отдельный элемент объекта наблюдения, который является основой учета и носителем признаков, подлежащих регистрации при наблюдении. Единица наблюдения (отчетная единица) – это часть явления, от которой должны быть получены сведения при проведении наблюдения.

По полноте охвата единиц изучаемой совокупности различают сплошное и несплошное наблюдение.

Сплошное статистическое наблюдение имеет основной задачей охват наблюдением всех единиц совокупности, составляющих изучаемое явление. Например, в статистике продукции — полный учет всей произведенной продукции на всех предприятиях, при переписи населения — полный учет всех жителей данной страны.

Задача несплошного наблюдения — учет только части единиц изучаемой совокупности, но в таком количестве (объеме), чтобы иметь возможность на его основе получить обобщающие характеристики по всей совокупности. Например, на основе данных статистики бюджетов специально отобранной части семей изучаются доходы и расходы населения, личное потребление жителей. Так организуется изучение торговых оборотов и цен на рынках, ярмарках.

В зависимости от задачи исследования и характера объекта различают следующие виды несплошного наблюдения: а) выборочное (наблюдаемые единицы совокупности отбираются в случайном порядке); б) способом основного массива (отбираются наиболее крупные единицы, в которых сосредоточена значительная часть всех подлежащих изучению фактов); в) анкетное (рассылаются анкеты с просьбой заполнить их и прислать обратно); г) способом монографического описания (детально изучаются отдельные типичные единицы совокупности).

По организации учета данных (фактов) во времени различают следующие виды наблюдения: а) текущее (систематическое, постоянное, по мере возникновения фактов); б) периодическое (через определенные промежутки времени); в) единовременное (разовое, на определенный момент времени).

Статистическое наблюдение может базироваться или на непосредственном учете фактов (лица, проводящие наблюдение, получают необходимые сведения путем личного учета единиц совокупности), или на документальном их учете (статистические отчетности базируются на данных первичного учета), или на опросе людей (при отсутствии возможностей непосредственного или документального учета фактов).

Ошибки наблюдения подразделяются на два вида: регистрации (неправильное установление, значения признака) и ошибки репрезентативности или представительности (изучаемая часть недостаточно полно отражает особенности совокупности в целом).

Ошибки, возникающие на стадии наблюдения (ошибки наблюдения), имеют различную природу (случайные, преднамеренные, ошибки в первичном учете, неквалифицированность кадров, описки регистраторов, ошибки в вычислениях и т.п.). Ошибки наблюдения обычно выявляются качественной организацией контроля статистических отчетов при их приемке. Контроль бывает логическим (путем сопоставления полученных ответов на разные вопросы и выявления несоответствия) и арифметическим (путем счетной проверки итогов, расчетов, сопоставления значений взаимосвязанных показателей).

Задача № 1. Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании охарактеризовать следующие явления: а) динамику выпуска продукции; б) динамику производительности труда на предприятии; в) состав студентов вуза; г) учет текущей успеваемости (аттестацию) студентов; д) аттестацию преподавателя.

Сформулируйте показатели так, чтобы по ним можно было составить программу наблюдения.

Задача № 2. Произведите логический контроль и укажите, в каком из следующих ответов допущена неправильность:

а) фамилия, имя, отчество — Иванов Иван Иванович;

б) пол — мужской;

в) возраст — 20 лет;

г) состоит ли в браке — нет;

д) образование — незаконченное среднее;

е) род занятий (службы) в настоящее время — студент;

ж) источник средств существования — должностной оклад.

Считаете ли возможным исправление неправильного ответа?

Задача № 3. Произвести логический и счетный (арифметический) контроль и внести исправления в следующую таблицу:

Квартал Выручка от реализации продукции, млрд. руб.
План Выполнение Выполнение, %
I II III IV 100,4 100,8 90,0 100,0
Итого за год 101,0

Задача № 4. Составьте перечень признаков, которыми можно было бы охарактеризовать:

а) производственное предприятие (промышленности, связи);

б) высшее учебное заведение;

в) производственное оборудование.

Какой из выбранных признаков прямо характеризует объект обследования, т.е. является существенным, и какие признаки характеризуют объект косвенно?

Задача № 5. При изучении численности и состава кадров предприятия проектируется специальное обследование. Какие вопросы вы считали бы необходимым включить в программу обследования? Объясните, почему необходимо ставить эти вопросы. Спроектируйте программу разработки, составьте макеты таблиц и статистический формуляр для такого обследования (формуляр индивидуальный или списочный, по выбору).

Задача № 6. Составьте со всеми необходимыми реквизитами форму отчетности о работе цеха за один из месяцев текущего года. Дайте подробное объяснение, почему установлена такая программа наблюдения, сформулируйте вопросы программы.

Задача № 7. Укажите, к каким формам и видам статистического наблюдения следует отнести: а) перепись населения; б) регистрацию актов гражданского состояния (рождения, браки, разводы, смерть); в) ежедневные записи в бланках прихода и расхода при обследовании бюджетов рабочих и служащих; г) учет товарных остатков в торгово-складской сети на начало каждого квартала; д) ежемесячную отчетность о выпуске продукции производственных и товарообороте торговых предприятий; е) перепись скота; ж) контрольные обходы при проведении переписи скота.

При составлении ответов используйте все известные вам классификации статистического наблюдения.

Задача № 8. В практике работы предприятий выполнен ряд статистических наблюдений:

а) регистрация производимой продукции по номенклатуре и ассортименту;

б) запись о явке работников на работу;

в) ежемесячная отчетность о работе предприятий по основным показателям;

г) инвентаризация оборудования;

д) оценка экономической эффективности мероприятий научно-технического прогресса.

Укажите, к какому виду наблюдений их необходимо отнести:

1) по организационным особенностям: к первичному учету, отчетности или специальному статистическому наблюдению;

2) по моменту регистрации наблюдаемых фактов: к текущему, периодическому или единовременному;

3) по степени охвата наблюдаемой совокупности: к сплошному или несплошному.

Задача № 9. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные от детского сада предприятия:

а) всего детей в детском саду — 133;

б) в том числе: в старших группах — 37, в средних — 43, в младших —58;

в) из всего числа детей: мальчиков — 72, девочек — 66.

Если Вы установили несоответствие между некоторыми числами, то видите ли Вы достаточные основания для внесения соответствующей поправки?

Задача № 10. В статистическое управление поступил от предприятия «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду» за II квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет? Ответ обоснуйте ссылкой на методические положения.

Задача № 11. Сформулируйте объект, цель наблюдения и разработайте программу: а) выборочного обследования кинозрителей; б) обследования детского сада; в) выборочного обследования семей рабочих, служащих и сельскохозяйственных работников; г) переписи научно-исследовательских институтов; д) выборочного обследования рабочих промышленности; е) переписи подвижного состава железнодорожного транспорта.

Задача № 12. Проверьте следующие данные о выручке предприятий связи области от обслуживания промышленности, сельского хозяйства и строительства и дайте наиболее вероятные объяснения несоответствиям между числами, которые Вы можете обнаружить (млрд. руб.):

а) вся выручка — 135;

в том числе выручка от обслуживания:

б) промышленности — 80;

в) сельского хозяйства — 40;

г) строительства — 150.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность и роль статистического наблюдения при изучении массовых явлений?

2. В каких формах может быть организовано статистическое наблюдение и чем они отличаются друг от друга?

3. Назовите основные элементы программы статистического наблюдения и раскройте их содержание.

4. Какие основные виды статистического наблюдения используются для сбора первичных данных?

5. Дайте характеристику способам учета фактов (данных) в статистическом наблюдении.

6. Что такое ошибка статистического наблюдения?

7. Что означают ошибки регистрации и какими причинами они вызываются?

8. Раскройте содержание логического и арифметического контроля качества первичной статистической информации.

ГРУППИРОВКА И СВОДКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Предметом статистики как науки являются массовые явления в неразрывной связи с их качественной стороной с учетом конкретных условий пространства и времени.

Изучаемое статистикой массовое явление состоит из множества элементов (единиц) некоторого вида или единиц совокупности данного качества. Однако качественная однородность совокупности не является абсолютной: в рамках самой совокупности существуют различные группы единиц совокупности, имеющие специфические особенности развития. Например, при изучении производства следует различать малые, средние и крупные предприятия по масштабам их деятельности. Единицы совокупности по-разному группируются в качественно однородные подмножества при решении различных задач исследования.

Статистическая группировка – это процесс выделения качественно однородных групп единиц совокупности по существенным признакам. Общепринятая группировка называется классификацией.

При построении любой группировки решаются две основные задачи: выбор группировочного признака и определение числа выделяемых групп. В качестве группировочного признака необходимо отбирать существенные признаки. Вопрос о числе групп решается на основе образования однородных групп, отличных друг от друга. Количество групп зависит от степени изменчивости признака и объема данных. Необходимо, чтобы каждая группа содержала достаточное число единиц совокупности, была представительной (репрезентативной).

Группировочные признаки могут быть атрибутивными или количественными. При группировке по количественному признаку возникает вопрос об интервале группировки. Величина интервала при группировке с равными интервалами находится по формуле

группировка и сводка статистических данных - student2.ru

где группировка и сводка статистических данных - student2.ru — соответственно максимальное и минимальное значения группировочного признака;

n — число групп (интервалов).

Каждая группа имеет нижнюю и верхнюю границу значений признака, связанных соотношением:

группировка и сводка статистических данных - student2.ru

Для образования простых групп могут быть использованы открытые интервалы:

«до» (для первой группы) и «свыше» или «и выше» (для последней группы).

В общем случае величины открытых границ рекомендуется брать «круглыми» числами (число с нулями).

При помощи группировки решается множество задач. Различают типологические, структурные и аналитические группировки.

При помощи типологической группировки выделяются социально-экономические типы явлений (группировка предприятий по отрасли материального производства, по формам собственности и т.д.).

Структурная (или вариационная) группировка позволяет изучить различие между явлениями определенного типа и выявить их структуру (группировка предприятий по размерам производства, уровню рентабельности и т.д.).

Аналитическая группировка позволяет выявлять взаимосвязи изменяющихся признаков в пределах однокачественной совокупности (зависимости между величиной предприятия и себестоимостью продукции, уровнем квалификации работников и производительностью их труда и т.д.).

Для более разносторонней характеристики выделенных групп одновременно с группировкой разрабатывается система показателей. Например, при группировке предприятий по численности работников целесообразно учитывать производительность труда, вооруженность труда основными фондами, себестоимость продукции, размеры заработной платы.

По количеству признаков, по которым производится группировка, различают простые (по одному признаку) и комбинированные (по двум и более признакам) группировки.

Вторичная группировка применяется для лучшей характеристики изучаемого явления или для приведения к сопоставимому виду группировки с различными интервалами. Вторичная группировка может быть произведена способом долевой перегруппировки или способом преобразования интервалов исходной группировки.

Подсчет групповых и общих итогов называется сводкой. Сводка может осуществляться и по первичным данным наблюдения. Различают следующие разрезы (или направления) сводки: территориальный, отраслевой, по формам собственности, по сферам деятельности.

Результаты группировки и сводки обычно оформляются в виде статистических таблиц, состоящих из макета, подлежащего и сказуемого.

Макет таблицы — это ряд взаимопересекающихся линий, образующих по горизонтали строки, а по вертикали — столбцы (колонки, графы) таблицы.

Подлежащим статистической таблицы называется объект изучения, который характеризуется числовыми показателями.

Сказуемым таблицы называется перечень показателей, при помощи которых характеризуется подлежащее.

Обычно наименования признаков изучаемого явления, образующих подлежащее, даются в левой части таблицы в заголовках строк, а признаков, образующих сказуемое — в верхней части таблицы в заголовках столбцов таблицы. Однако конкретное представление макета статистической таблицы и порядок размещения в таблице подлежащего и сказуемого определяются целью статистического исследования и характером группировки, обеспечением наглядности изложения цифрового материала.

Любая статистическая таблица должна иметь:

общий заголовок, отражающий ее содержание, объект и время наблюдения;

единицы измерения показателей;

цифровые значения показателей (с одинаковой точностью по столбцам — сказуемым);

итоги (если числовые значения могут быть суммированы).

По характеру подлежащего статистические таблицы подразделяются на простые (приводится перечень единиц совокупности или совокупность в целом), групповые (в подлежащем приводится группировка по одному признаку), комбинированные (изучаемая совокупность подразделяется по нескольким признакам).

Задача № 1. Имеются следующие данные о распределении предприятий одной из отраслей народного хозяйства по величине реализованной продукции:

Группы предприятий по стоимости реализованной продукции, млрд. руб. Число предприятий, % к итогу Стоимость реализованной продукции, % к итогу
До 100,0 100,0 — 300,0 Свыше 300, 0 60,0 30,0 10,0 17,9 42,4 39,7
  100,0 100,0

Применяя метод вторичной группировки, образуйте группы предприятий по размеру реализованной продукции, млрд. руб.: до 10,0; 10,0 — 50,0; 50,0 —100,0; 100,0—250,0; свыше 250,0. По каждой группе рассчитайте оба показателя. Результаты представьте в табличной форме.

Задача № 2. Построить таблицу на основании данных об объеме продукции двух предприятий в квартальном разрезе.

Предприятие № 1. Объем продукции за предыдущий год (ожидаемое исполнение) составил 2,5 млрд. руб. В отчетном году объем продукции запланирован следующим образом: годовой —2,8 млрд. руб., в том числе в I квартале 610 млн. руб., во II — 720 млн. руб., в III — 730 млн. руб., в IV квартале 740 млн. руб.

Предприятие № 2. Объем продукции за предыдущий год составил 3,5 млрд. руб. В отчетном году объем продукции запланирован так: годовой — 3, 5 млрд. руб., в том числе в I квартале 800 млн. руб., во II — 850 млн. руб., в III — 900 млн. руб. и в IV квартале 950 млн. руб.

Задача № 3. По данным таблицы произвести группировку 30 работников производственного подразделения предприятия, выделив 2 группы: мужской пол (м) и женский (ж).

Распределение работников по полу, образованию и трудовому стажу

Порядковый номер работника по списку Пол Образование Трудовой стаж Порядковый номер работника по списку Пол Образование Трудовой стаж
м м ж ж ж ж м ж м м ж ж ж ж м Среднее -"- -"- -"- -"- Н.среднее Высшее -"- -"- Ср.спец. Среднее Ср.спец. -"- -"- Среднее ж ж ж м ж ж м ж ж м м м ж ж м Высшее Среднее -"- -"- -"- Н.среднее Среднее -"- -"- Н.среднее -"- -"- Ср.спец. -"- -"-

Задача № 4. Построить таблицу на основании данных об изменении состава специалистов за 2 года по стажу работы.

В предыдущем году общая численность инженеров составила 61 чел., в том числе со стажем работы на предприятии: до 3 лет — 26 чел.; от 3 до 5 лет — 12 чел.; от 5 до 10 лет — 14 чел.; от 10 до 15 лет — 5 чел.; свыше 15 лет — 4 чел. В отчетном году общее число инженеров (66 чел.) распределилось по этим же стажевым группам следующим образом: 28; 13; 15; 5 и 5 чел.

Общая численность технических исполнителей в предыдущем году составила 230 чел., в том числе по стажевым группам: 35; 48; 62; 12; 23 чел. В отчетном году общая численность технических исполнителей равна 240 чел., в том числе по стажевым группам: 89; 50; 63; 14; 24 чел.

Задача № 5. Постройте макет статистической таблицы, характеризующей распределение населения страны на 1 января 1996 г. по полу, возрасту и на городское и сельское.

Задача № 6. Постройте макет комбинационной таблицы, в котором в подлежащем была бы группировка предприятий по стоимости основных фондов в сочетании с группировкой по числу работников, а в сказуемом — основные показатели, характеризующие работу предприятий. Материалы группировок в подлежащем и все признаки в сказуемом возьмите по своему усмотрению.

Задача № 7. Примените вторичную группировку для приведения двух группировок с различными размерами интервалов к единому виду.

Исходные данные

Предприятие № 1 Предприятие № 2
Группа рабочих по размеру заработной платы, тыс. руб. Удельный вес рабочих по группам, % к итогу Группа рабочих по размеру заработной платы, тыс. руб. Удельный вес рабочих по группам, % к итогу
60-70 70-80 80-90 90-100 100-110 110-120 120-130 130-140 - 65-80 80-95 95-110 110-125 125-140 140-155 - - -
   

Задача № 8. Оформите в табличном виде следующие данные: военные расходы ФРГ возросли с 6,1 млрд. дол. в 1970 г. до 31,0 млрд. дол. в 1984 г., а Франции — соответственно с 5,9 до 27,0 млрд. дол. За тот же период доля ФРГ в общих расходах НАТО увеличилась с 6 до 10%, а доля Франции — с 5 до 9%.

Задача № 9. Спроектируйте макеты таблиц для статистической характеристики: а) населения страны; б) предприятий какой-либо отрасли народного хозяйства; в) профессорско-преподавательского состава вуза; г) студентов вуза.

Задача № 10. Объедините два следующих макета статистических таблиц о распределении рабочих-станочников по профессиям, полу и тарифному разряду в один и сформулируйте его общий заголовок:

1. Распределение рабочих-станочников по профессиям и полу

Профессия Всего рабочих Из них
мужчин женщин
1. Токари 2. Фрезеровщики и т.д.      
Итого      

2. Распределение рабочих-станочников различных профессий по квалификации

Тарифный разряд Всего рабочих Из них
токари фрезеровщики и т.д.
и т.п.        
Итого        

Задача № 11. Определите характер разработки подлежащего и сказуемого макета таблицы. Сформулируйте для него заголовок и укажите единицы измерения содержащихся в нем показателей:

Заработная плата рабочих, тыс. руб. Процент выполнения норм выработки рабочими   Итого
до 90 90-100 100-110 110-120 120 и более
До 600 600-800 800-1000 1000-1200 Свыше 1200            
Итого            

Задача № 12. Спроектируйте макет таблицы, характеризующей распределение работников различных видов транспорта по трудовому стажу.

Задача № 13. Перегруппируйте нижеприведенные данные о численности работающих на 55 предприятиях, образовав следующие группы: до 400, 400-1000, 1000-3000, 3000-5000, свыше 5000 чел.

Исходные данные

Численность работающих, чел. Число предприятий
До 90 100-500 500-1000 1000-2000 2000-5000 5000-10000 10000-20000 Свыше 20000
Всего

Контрольные вопросы

1. В чем состоит значение метода статистической группировки при изучении массовых явлений?

2. Какие основные задачи решаются с помощью метода группировок?

3. Какова роль и значение классификаций? Приведите примеры важнейших классификаций в экономике.

4. Дайте характеристику основным видам группировок. Приведите примеры.

5. Что такое группировочный признак? Как выбираются Группировочные признаки?

6. Как выполняется группировка, если группировочный признак является дискретным (непрерывно изменяющимся)?

7. Как определяются интервалы группировки по количественным признакам?

8. Чем отличаются первичная (первоначальная) и вторичная группировки?

9. Какие основные задачи решаются при сводке? Что характеризуют «разрезы» сводки?

10. Какие виды статистической сводки Вам известны? Раскройте их содержание.

11. перечислите основные элементы программы сводки и раскройте их назначение

12. Что такое статистическая таблица? Какие основные элементы они содержат?

13. Назовите основные виды статистических таблиц и дайте краткие характеристики.

14. Перечислите основные правила составления и анализа статистических таблиц.

Наши рекомендации