Сегментация рынка гостиничных услуг и их позиционирование
Существует множество способов удовлетворения гостиничным предприятием разнообразных потребностей клиентов, а также адаптации гостиничной услуги к их изменениям. Однако, несмотря на все усилия, предприятие и предоставляемые им услуги не могут удовлетворить потребности всех клиентов одновременно.
Часто невозможно удовлетворить потребности различных групп клиентов в одном здании при открытом конфликте этих потребностей. Например, нельзя примирить:
- потребности клиентов, требующих покоя, с потребностями клиентов, желающих развлекаться под громкую музыку;
- потребности курящих клиентов и клиентов, не выносящих табачного дыма;
- потребности клиентов, реализующих свои интересы (хотят жить в центре города), и клиентов, желающих отдохнуть (хотят жить на спокойной окраине);
- потребности клиентов, преодолевающих долгий путь тяг быстро поесть), и клиентов, занимающихся во время ели торговые переговорами или политическими дискуссиями (требуют изысканного и дискретного обслуживания);
- потребности клиентов с меньшим достатком (заинтересованы прежде всего в низкой цене) и богатых клиентов (хотят комфорта и широкого спектра различных услуг).
Ввиду таких диаметральных противоположностей в потребностях клиентов необходимо их разделение на множества с учетом однородных предпочтений, потребностей и реакций на рыночные действия. Эти множества называются сегментами рынка. Однако нет универсальных методов разделения рынка на сегменты или создания сегментов рынка. В случае гостиничных услуг это зависит от различных факторов, из которых важнейшими являются: расположение, вид, ассортимент необходимых услуг и цена.
Деление это может быть более или менее подробным. Соотнесение гостиничного объекта с ассортиментом услуг и уровнем цен позволяет организовать деятельность гостиницы так, чтобы, концентрируя внимание на потребностях определенных категорий клиентов, удовлетворить эти потребности наилучшим образом. Это является особенно важным на этапе проектирования новой гостиницы, чтобы избежать проблем, которые впоследствии невозможно будет решить (расположение гостиницы) или что-либо изменить станет трудным (строительный стандарт объекта).
В небольших городах, где число приезжих заведомо невелико, гостиница должна иметь более универсальный характер.
На практике необходима более подробная дифференциация потребителей гостиничных услуг – клиентов гостиницы. В современных условиях можно выделить следующие сегменты рынка гостиничных услуг и соответственно услуги, складывающиеся в предназначенные для этих сегментов рынка продукты.
услуг
• Индивидуальные гости, прибывающие на отдых. Это зарубежные гости, а также в большей или меньшей степени отечественные. Они пользуются определенным набором услуг, в том числе рекреационных, туристских, развлекательных, в различного рода гостиничных объектах, регионах и местах отдыха. Нередко они надолго привязываются к региону или месту отдыха, а также к гостиничному предприятию, в котором проводят отпуск зимой или летом.
• Индивидуальные гости, путешествующие в служебных целях. Их пребывание в гостинице или мотеле кратковременно, но они путешествуют относительно часто. Типовым набором услуг является ночлег с завтраком, как правило, парковка. Эти гости меньше обращают внимания на цены, поскольку их затраты покрывает предприятие, где они работают или являются владельцами Дальнейший раздел этого сегмента рынка в зависимости от положения, занимаемого в фирме (владелец – директор – работник) ивыделенных вих распоряжение средств,наступает через дифференциацию пользования другими услугами, обычно дополнительными (относительно дорогими) услугами, а также торговыми точками. В случае существования в данной местности предприятий со значительной разницей цен раздел рынка на сегменты наступает также путем выбора гостиничных объектов с соответствующим уровнем цен.
Клиенты краткосрочных конференций. Обычно продукт состоит, как правило, из ночлега, питания в течение дня и наличия конференц-залов (с учетом возможности работы в составе отдельных групп). Залы должны быть соответствующим образом оборудованы – как минимум доской для записей, диапроектором, проектором для компьютерных презентаций, видеомагнитофоном и видеокамерой, большим телевизором, ксероксом, буфетом вне конференц-зала для угощения в перерыве (налитки, фрукты, кондитерские изделия). Участники пользуются местами совместного проведения времени в вечерние часы (например, бар, дискотека, бильярд).
• Туристские группы. Типовым продуктом в этом случае является ночлег с двумя приемами пиши (завтрак и ужин). В зависимости от местных условий (например, поездка по окрестностям в течение целого дня) можно предотвратить обед гостей у конкурентов, выдав им сухой паек (популярное название lunch packet). Он очевидно должен заменить собой обед - бутерброды, холодное мясо, фрукты, вода, пиво. Группа в соответствии с возрастом и интересами воспользуется развлекательной программой или другим местом проведения свободного времени в вечерние часы.
• Клиенты городских конференций. Продукт обычно включает предоставление соответствующим образом оборудованного конференц-зала и залов меньших размеров для работы по группам, угощение в перерыве или во время заседания. В зависимости от продолжительности конференции (свыше трех часов), а также ее характера (например, продвижение продукта заказчика) в состав услуги входит один или два приема пищи в течение дня.
• Транзитные клиенты. Продуктом является ночлег с ужином и завтраком, а также еда или напитки в гостиничном предприятии общественного питания. Клиенты попадают в гостиницу случайно, выбирая ее в соответствии со своими предпочтениями. В случае когда они часто проезжают этой дорогой, то могут стать клиентами понравившегося заведения надолго, если останутся довольны уровнем обслуживания.
• Местные клиенты. Лица, проживающие в местности, где находится гостиница, либо поблизости; пользуются систематически или изредка гостиничным предприятием общественного питания, а также дополнительными услугами (парикмахерская, сауна, солярий, магазины и т.п.). Продуктом для этих людей чаще всего является одна или две из гостиничных услуг.
• Клиенты банкетов и других мероприятий, проводимых гостиничным предприятием общественного питания. Продуктом является соответствующее, заранее составленное меню, согласованные правилаобслуживания, приготовленный стол(возможно, отдельный зал), оформление, музыка и другие выступления всоответствии с пожеланиями клиента и обстоятельствами, иногда также определенное число гостиничных номеров.
Дальнейшее деление на сегменты следует из деления на клиентов, которые, прежде всего, ориентируются на цену, и тех, для которых цена не имеет существенного значения. Если в данной местности имеется больше, чем одно предприятие, это деление осуществляется обычно путем выбора клиентом предприятия ссоответствующим уровнем цен.
Целью разделения рынка на сегменты является наилучшее приспособление деятельности гостиничного предприятия к потребностям наибольших групп клиентов, а также соответствующе формирование стратегии цен и продвижения услуг таким образом, чтобы они были наиболее эффективными. Считается, что сфера деятельности гостиницы охватывает три сегмента рынка, которые лают в сумме как минимум 80% доходов гостиницы. Однако по крайней мере в части гостиниц существует сезонность спроса, которая приводит к тому, что значение отдельных сегментов рынка для гостиничного предприятия может меняться в зависимости от времени годя.
Зная важнейшие сегменты рынка, которые приносят превалирующую часть дохода существующему гостиничному предприятию, можно развивать деятельность, нацеленную на наилучшее удовлетворение потребностей этих сегментов. Главные особенности предприятия, ориентированного на отдельные сегменты рынка, показаны в таблице 8.1.
Таблица 8.1. Особенности гостиниц, соответствующих отдельным рыночным сегментам
Сегменты рынка | Главные особенности гостиницы |
Лица в служебных командировках | расположение (вблизи контрагентов, выставок и т.п.) |
Водители грузового транспорта | расположение (рядом с дорогой) большая охраняемая автостоянка быстрое питание в течение суток возможность разогрева двигателей зимой |
Участники конференций | конференц-залы различных размеров ресторан, соответствующий вместимости конференц-зала, оснащение аудио-, видеоаппаратурой демонстрационное оборудование профессионализм персонала предложения в вечернее время |
Участники международных конференций | расположение вблизи международного аэропорта, персонал, владеющий иностранными языками |
Отдыхающие | расположение (вблизи моря, озера, пристани, железной дороги), расположение (далеко от трасс с интенсивным движением), рекреационная база (бассейн, корты и т.п.) предложения в вечернее время информация о местных развлечениях |
Участники событийных мероприятий | соответствующий зал, акустически изолированный от спальной части предложение танцевальной музыки профессионализм персонала |
Прочие | номера с ванной и телевизором, завтрак высокое качество гастрономической продукции автостоянка рядом с гостиницей доступ в Интернет |
Из данных, представленных в таблице 8.1, следует, что возможность специализации в обслуживании определенных сегментов рынка предопределяет расположение гостиницы. Нельзя рассчитывать на значительный эффект от обслуживания гостей, путешествующих по служебным делам в регионе, где нет крупных предприятий, водителей грузового транспорта – вдали от основных дорог, гостей, прибывающих на отдых – в центре крупного города, рядом с автомагистралью, вдали от воды, гор и лесов.
Следствием невозможности приспособления продукта к потребностям всех сегментов рынка являетсяспециализация гостиничных предприятий.В условиях конкуренции предприятия ищут такие сегменты рынка, потребности которых недостаточно удовлетворены. В результате выходят на рынок с продуктом, отличающимся от ранее существовавших, – услугами, удовлетворяющими определенный вид потребностей данной категории клиентов. Отличие от продуктов, до этого присутствовавших на рынке, не ограничивается дифференциацией степени комфорта (равно как и цены) в соответствии с финансовыми возможностями клиентов, хотя здесь сказываются и другие факторы. Одним из возможных направлений деятельности является поиск новых способов удовлетворения потребностей клиентов.