Понятия стратегического менеджмента и стратегии
Наиболее важным для эффективного развития компаний оказался такой фактор как «Разработка и поддержание четко сформулированной и сконцентрированной стратегии».Успеха достигают только те компании, которые отчетливо представляют свою стратегию, умеют обеспечить ее разработку и внедрение.
В английском языке в широком смысле управление разными объектами окружающего мира, предметами, процессами в целом, математическими переменными, техническими параметрами определяется термином control. Термин management означает управление, прежде всего, людьми и организациями. Термины стратегическое управление и стратегический менеджмент можно считать совпадающими по смыслу, но следует иметь в виду, что в отличие от технологических процессов в основе стратегического менеджмента всегда находится человеческий фактор, который является главным средством и условием разработки и реализации успешной стратегии.
Стратегический менеджментв целом представляет собой научно-обоснованный синтез процессов стратегического анализа, прогнозирования, планирования и реализации стратегических целей и стратегических задач. Важнейшее назначение стратегического менеджмента обеспечить в долгосрочном периоде устойчивость развития и высокую конкурентоспособность сложных социально-экономических систем на основе мотивации персонала, инноваций, роста и эффективного использования экономического и человеческого потенциалов, противостояния внешним угрозам, достижения устойчивых конкурентных преимуществ.
Стратегический менеджмент является основным средством, определения главных направлений, ключевых результатов, способов их достижения сложных социально-экономических систем различного уровня (фирмы, города, регионы, государства) в долгосрочном периоде развития (3,5, 10 и более лет).
В теории и практике управления понятия стратегического менеджмента, стратегического планирования и стратегического маркетинга нередко используют как взаимозаменяемые. Однако между этими понятиями имеются существенные различия, которые проявляются в степени их обобщенности, соподчиненное™, а также в объектах, на которые они направлены.
В стратегическом маркетинге используется ряд методов стратегического менеджмента, но сфера стратегического маркетинга гораздо уже. Он ориентирован на изучение перспективных рынков и клиентов, анализ конкурентов, анализ и прогноз разработки новых продуктов, освоение новых рынков, продвижение продуктов, продажи.
Д. Кревенс описывает главную цель стратегического маркетинга: «Стратегический маркетинг — это процесс разработки стратегии, учитывающей изменчивость факторов внешней среды и направленный на повышение степени удовлетворения нужд потребителя. Цель стратегического маркетинга — создание исключительной потребительной ценности путем комбинирования корпоративной и маркетинговой стратегии в комплексную программу рыночной ориентации компании». [7, с. 49].
Ж. Ламбен указывает конкретные направления стратегического маркетинга: «Стратегический маркетинг представляет собой постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров конкурентов, и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество» [8, с. 9].
В последние годы наблюдается усиление интеграции стратегического менеджмента и стратегического маркетинга. Д. Кревенс отмечает: «Стратегический маркетинг служит звеном, соединяющим компанию с ее внешним окружением, и рассматривает функцию маркетинга как фундаментальную основу деятельности организации в целом. Стратегический маркетинг отвечает за такие функции как мониторинг внешнего окружения, определение целевых сегментов рынка, установление необходимых свойств предлагаемого товара и выработку решения относительно того, против каких конкурентов компания будет себя позиционировать».
Стратегический менеджмент, включая в себя стратегическое планирование и стратегический маркетинг как составные части, направлен на решение многих проблем, выходящих за рамки стратегического маркетинга. К их числу относятся, в частности, распределение ресурсов и стратегическое инвестирование, обеспечение синергии различных видов бизнеса и управленческой деятельности, развитие человеческого капитала и управление потенциалом организации, социальная ответственность бизнеса, подбор и расстановка менеджеров на ключевых должностях, разработка долгосрочного плана развития организации и ее подразделений, обеспечение роста экономических показателей, финансовой стабильности и устойчивости.
Существует много подходов к определению сущности стратегического менеджмента. В связи с его сложностью и многоплановостью ни одно их них не является исчерпывающим. Целесообразно ознакомиться с рядом определений, которые характеризуют его различные черты. Рассмотрим основные подходы к определению сущности стратегического менеджмента. Их можно сгруппировать по следующим основным направлениям:
1. Стратегический менеджмент определяют с позиций процессного подхода и различных процессов.
В Оксфордском словаре бизнеса, стратегический менеджмент определяется в виде: «Формулировка единого комплекса стратегических планов фирмой для достижения целей бизнеса» и ряда процессов, включающих постановку целей, выбор направлений развития, выбор модели роста, выбор стратегии конкуренции, функциональную ответственность подразделений. [9, с. 75].
А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд рассматривают стратегический менеджмент как процесс решения пяти основных задач: «1. Формирование стратегического видения будущего компании. 2. Постановка целей. 3. Разработка стратегии. 4. Реализация стратегии. 5. Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей» [ 10, с. 35].
2. Стратегический менеджмент также определяют с позиций акцента на формулировку и реализацию стратегий.
Один из наиболее известных ученых в сфере стратегического менеджмента И. Ансофф определил стратегический менеджмент следующим образом: «Стратегический менеджмент состоит из: формулировки стратегий, развития деловых способностей компании, управления внедрением стратегий и развитием способностей» [11, с. 414].
М. Портер видит основные задачи стратегического менеджмента в разработке и реализации стратегии выбора и поддержания выигрышных позиций в рыночной среде. Он также считает, что «цель корпоративной стратегии — найти и занять позицию в отрасли, где компания будет лучше всего защищена от влияния этих (рыночных) сил, или сможет со своей стороны оказывать влияние на них» [12, с. 32] и, что «некоторые виды конкурентного преимущества возникают за счет дифференциации и операционной эффективности. Но наиболее существенное преимущество можно получить, лишь заняв уникальную стратегическую позицию» [13, с. 45—47].
3. Стратегический менеджмент определяют на основе комплексного подхода,объединяющего различные аспекты управления развитием организации, включая формулировку стратегий, распределение ресурсов, другие процессы.
И. Ансофф указывает, что «наиболее комплексный подход к проблеме обеспечивает стратегическое управление, которое получает распространение в настоящее время. Оно включает две взаимодополняющие системы: анализ и выбор стратегических позиций и управление в реальном масштабе времени системы» [1, с. 160].
О. С. Виханский определяет «управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [15, с. 32].
М. Б. Шифрин определяет стратегический менеджмент как «деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала путем координации и распределения ресурсов» [16, с. 11].
В целом в определениях сущности стратегического менеджмента подчеркивается необходимость разработки и реализации стратегий на основе постановки стратегических целей, решения ряда задач распределения ресурсов и достижения конкурентоспособности.
Одной из главных черт современного стратегического менеджмента является научное обоснование стратегий, применение современных научных средств для управления развитием организаций. С учетом наиболее важных аспектов и приоритетов можно определить современный стратегический менеджмент фирмы следующим образом:
Стратегический менеджмент фирмы —это наука и практика разработки и реализации на основе системного подхода главных целей и направлений развития фирмы, стратегий и стратегических планов организации, обеспечивающих конкурентоспособность и устойчивость развития, экономическую эффективность, инновационное превосходство в долгосрочном периоде. Стратегический менеджмент направлен на достижение комплекса целей долгосрочного развития организаций на основе мотивации персонала, разработки и внедрения стратегий и планов их реализации, систем управления стратегическим развитием и стратегического контроля, оптимизации использования ресурсов.
Современный стратегический менеджмент развивается в условиях глобализации мировой экономики, роста конкуренции, возникновения новых факторов в управлении стратегическим развитием. С учетом новых условий развития мировой экономики стратегический менеджмент характеризуют следующие черты:
— глобальность и системность влияния стратегий на объект управления как на систему. Стратегические воздействия влияют на фирму в целом, изменяя ее главные системообразующие переменные;
— долгосрочность и перспективность. Стратегический менеджмент нацелен на будущее, на периоды развития не менее 3 лет в неустойчивой среде, 5 лет и более в условиях относительно стабильной среды. Верхние пределы периодов стратегического планирования и прогнозирования чрезвычайно варьируют. Различные корпорации разрабатывают свои стратегии на разные сроки — 3, 5, 10, 25—50 и более лет;
— критичность для жизнеспособности организации. Если ошибки оперативного управления, как правило, не критичны для развития организации и могут быть быстро исправлены, то стратегические ошибки ведут к гибели или резкому ухудшению положения фирмы. Исправить стратегические ошибки очень трудно, часто невозможно, так как для этого требуются большие усилия, ресурсы, затраты времени;
— высший уровень приоритета среди всех других видов управления фирмой. Стратегические решения и планы определяют характер всех других видов управления (тактического, оперативного, функционального). Так как стратегия находится на высшем уровне исполнительной власти, ее требования должны быть обязательны для всех нижестоящих уровней управления. Изменения стратегических планов и стратегий должны сопровождаться изменениями всех планов нижних уровней. Если этого не происходит, то стратегия компании носит формальный характер и нежизнеспособна;
—рост сложности стратегического анализа, прогнозирования имногоаль-тернативность стратегического выбора. Чем больше период стратегического планирования, тем больше факторов влияют на модель будущего. В связи с этим возникает много, нередко десятки и даже сотни, сценариев развития, из которых для эффективного управления нужно выбрать всего несколько.
Ключевым элементом стратегического менеджмента фирмы является стратегия, которая определяет, как будут решаться главные проблемы развития фирмы.
Различные определения стратегии, расходясь в отдельных аспектах, сходятся в главном, представляя ее как выбор целей, видов и сфер деятельности, построение плана действий и решений по достижению поставленных стратегических целей.
Оксфордский словарь бизнеса определяет стратегию на основе комплекса действий менеджеров: «Стратегия бизнеса включает все аспекты производственной деятельности фирмы сверху вниз:
a) постановку целей: определение общих целей фирмы (например, увеличение отдачи инвестиций или доходов на акцию);
b) выбор стратегических направлений: принятие решений о том, какими видами бизнеса фирма будет заниматься и где, например, продолжать текущую деятельность, сократить инвестиции в них, и/или диверсифицировать деятельность с переходом на новые рынки;
c) выбор модели роста: принять решение для каждой сферы бизнеса, какой вид роста бизнеса для нее подходит в наибольшей степени (например, внутренний рост или внешний рост, на основе слияний);
d) стратегия конкуренции: принять решение на основе оценки сильных и слабых сторон фирмы и потребностей клиентов о выборе лучших средств для формирования конкурентных преимуществ;
e) функциональная ответственность: обеспечить эффективные и координированные усилия различных функциональных подразделений организации фирмы: маркетинг, производство, др. посредством менеджмента и организационных структур, контроля и вознаграждения» [9, с. 75].
М. Портер предложил определять стратегию на основе классического подхода: «Разработка конкурентной стратегии заключается, по существу, в отыскании четкой формулировки того, как предприятие будет вести конкуренцию, каким должны быть его цели и какие средства и действия понадобятся для достижения этих целей», а конкурентную стратегию представлять в виде «комбинации целей (результатов), преследуемых фирмой и средств (методов), с помощью которых она намерена их достичь» [18, с. 26]. Формулировку стратегии М. Портер предлагает осуществлять на основе четырех ключевых факторов: преимущества и слабости компании, возможности и угрозы для отрасли, индивидуальные ценности ключевых исполнителей, широкие социальные ожидания.
Г. Минтцберг дал обобщенное определение стратегии как совокупность пяти П: «планы по достижению долгосрочных целей, принцип поведения или следования некоторой модели поведения, позиция, расположение определенных товаров на конкретных рынках, перспектива, ловкий прием или маневр». Также он видит сущность стратегии как «единой, интегрированной модели принятия общих для всей организации решений» [19, с. 344].
И. Ансофф акцентировал связь стратегии с системным подходом и ростом «Стратегия — это системный подход, обеспечивающий сложной организации сбалансированность и общее направление роста» [ 11, с. 32].
Стратегия должна содержать ответы на вопросы:
• Какой фирма должна стать в долгосрочной перспективе? Что представляет собой модель ее будущего? Какую позицию по отношению к конкурентам она будет занимать?
• В чем заключаются ключевые ценности и ключевая идеология фирмы?
• Какие виды деятельности, в каких объемах, для каких клиентов и на каких рынках фирма будет осуществлять?
• Что включают цели и критерии эффективности долгосрочного развития фирмы?
• Каким образом фирма будет достигать поставленные стратегические цели?
• Какие стратегические возможности фирма может использовать, как она будет противостоять угрозам и вызовам?
• В чем конкурентные преимущества фирмы в настоящее время, какие преимущества она будет развивать в будущем?
• Является ли принятая стратегия лучшей из имеющихся альтернатив, какова ее эффективность?
• Что угрожает реализации стратегии?
• Какие ресурсы необходимы для реализации стратегии и доступны ли они фирме?
• Каким образом будет осуществляться и контролироваться внедрение стратегии?
Стратегия фирмы требует разработки концепции решения проблем развития фирмы, проектирования экономичных, гибких и мобильных систем планирования, организации и контроля внедрения стратегии, выбора главных направлений стратегического инвестирования. Стратегия нацелена на перспективу и создание долгосрочных конкурентных преимуществ, описывает формулировку главных целей развития фирмы и способы их достижения.
С учетом современных тенденций стратегию фирмы можно определить следующим образом:
Стратегия фирмыпредставляет собой научно-обоснованный способ достижения и поддержания ею в долгосрочном периоде конкурентных преимуществ, высоких рыночных позиций, роста прибыли, эффективности и устойчивости развития на основе формирования и использования научно-технического потенциала, человеческого капитала и инноваций.
Для построения стратегии необходимы:
• создание модели будущего фирмы, ее позиционирования на рынках по отношению к конкурентам, четкая формулировка комплекса стратегических целей;
• инновационные идеи, концепция и общая политика ее развития;
• разработка внутренних ценностей и ключевой идеологии фирмы;
• определение главных направлений ее развития;
• выбор ключевых критериев оценки эффективности, устойчивости и динамики развития;
• определение видов и масштабов деятельности, продуктов и рынков сбыта;
• способы создания и подержания устойчивых конкурентных преимуществ;
• точное определение вариантов потребностей в ресурсах и эффективности их использования, методы оптимизации распределения ресурсов и стратегических инвестиций;
• системная интеграция основных видов деятельности фирмы и обеспечение развития фирмы как целостной системы;
• решение проблем мотивации персонала, развитие лидерства и умения работать в командах;
• разработка систем управления реализацией стратегии и стратегического контроля.