Тема 13. Статистика таможенных правонарушений
Одним из главных направлений работы таможенной службы является соблюдение законности и контроль за соблюдением законодательства. Вся деятельность таможенных органов по соблюдению законодательства состоит из двух взаимосвязанных составляющих:
1. Жесткий контроль за соблюдением законодательства участниками ВЭД;
2. Строгое соблюдение законодательства самими должностными лицами таможенных органов независимо от занимаемой должности.
В рамках первой составляющей деятельность таможенных органов нацелена на решение задач по обеспечению экономической безопасности государства, выявление и пресечение фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестными и связанными с криминалом участниками ВЭД.
Основную угрозу экономической безопасности РФ прежде всего создают:
– при ввозе (импорт) – незаконные операции с товарами с высоким налогообложением (легковой автотранспорт, бытовая аудио- и видеотехника, оргтехника, мебель, одежда, обувь, ковры и ковровые изделия, алкогольная и табачная продукция);
– при вывозе (экспорт) – нелегальные операции с сырьевыми товарами (лес, металлы и др.).
Наибольшее количество дел возбуждается в связи с:
– недекларированием товаров;
– недостоверным декларированием товаров;
– несоблюдением перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего или международного таможенного транзита либо маршрута перевозки товаров, а также доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной в качестве места доставки;
– неосуществлением физическими лицами обратного ввоза на таможенную территорию РФ временно вывезенных товаров, подлежащих обратному ввозу.
Импорт товаров в Россию осуществляется по 3 схемам:
1) «Белой» – абсолютно легально, соответствуя требованиям ФТС;
2) «Черной» – нелегально (контрабанда);
3) «Серой» (полулегально) – условное название большого спектра технологий, существенно различающихся по степени и формам отклонения практики от нормативных требований.
«Серые» схемы чрезвычайно многообразны, оперативно изменяются, приспосабливаясь к новациям таможенного контроля. Их суть – искажение таможенных деклараций с целью снижения таможенных сборов по следующим направлениям: таможенные коды, количество ввозимых товаров в натуре, инвойсные цены.
В осуществлении как «серых», так и «черных» схем, как правило, задействуются следующие участники:
1) Продавец товара – это чаще всего крупная зарубежная компания, которая может и не знать, что сделка осуществляется с нарушением закона;
2) Российский банк, обеспечивающий перевод необходимой суммы для закупки товара;
3) Компания, закупающая товар и зарегистрированная, как правило, в оффшоре;
4) «Черный брокер», имеющий «окно» на таможне;
5) Несколько фирм-однодневок и конечный покупатель, дистрибьютор продукции.
Вся эта цепочка по закону несет ответственность за нарушение таможенного режима.
Наводнение внутреннего рынка дешевыми, часто контрафактными товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, то есть не облагаются или не полностью облагаются таможенными пошлинами и не проходят должного контроля качества, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Масштабы такого теневого импорта варьируются по товарным позициям и странам-поставщикам.
Один из возможных подходов к оценке и анализу теневой составляющей внешней торговли состоит в построении «зеркальной» статистики экспортно-импортных потоков, то есть в сопоставлении оценок, фиксируемых в таможенной статистике одной страны, с соответствующими оценками тех же потоков статистике стран – торговых партнеров. Такой подход позволяет оценивать каждый отдельный поток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. При этом предполагается, что оценки импортера и экспортера должны быть близки. Допустимые различия определяется соотношением цен СИФ/ФОБ и принимаются в пределах 10%. Чтобы установить степень вовлеченности импортных товаров в ту или иную схему «растаможки», недостаточно одного лишь «зеркального» сопоставления импорт/экспорт по таможенной стоимости. Необходимо сравнить также физические объемы (в натуре) и цены.
В настоящее время в таможенную практику происходит внедрение автоматизированной Системы управления рисками (СУР), что качественным и количественным образом отражается на таможенном администрировании[66]. Благодаря этой системе достигается переход от тотального контроля товаров, перемещаемых через границу, к выборочному. Использование СУР таможенными органами обеспечивает возможность таможенным постам не проверять все партии товаров, а сосредоточиться только на рисковых партиях. Автоматизированное выявление профилей риска – одна из самых важных задач автоматизации СУР. Если до применения СУР из всех проверенных парий товара лишь каждый трехсотый досмотр выявлял нарушения, то теперь эффективность СУР при ввозе составляет 8%[67], то есть результат дает в среднем каждый 13-й досмотр.
Несмотря на очевидные преимущества автоматизированной СУР, ее значительные возможности в борьбе с таможенными нарушениями, она не лишена недостатков. Основные недостатки: несовершенство применяемых программных средств[68], необходимость высокой квалификации специалистов для работы с автоматизированной СУР.
Правоохранительная деятельность таможенных органов по линии расследования и дознания характеризуется данными, представленными в таблице 59 и на рисунке 28.
Таблица 59. Динамика возбуждения дел
Показатель | 2005 год | 2006 год |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях | ||
Количество возбужденных уголовных дел |
Рис. 28. Структура возбуждаемых дел по субъектам правонарушений в 2006 году
Больше всего дел с составлением обвинительного акта в 2006 году окончили подразделения дознания ЦТУ (97%), УТУ (96%), ДВТУ и СЗТУ (по 94%), а также СТУ (90%).
Одним из важных элементов таможенного регулирования является проведение контроля после выпуска товаров (постконтроль), который проводят подразделения таможенной инспекции. Это способствует решению задач по смещению акцента при проведении таможенного контроля с этапа таможенного оформления на таможенный контроль после выпуска товаров, а также по контролю за соблюдением участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, и лицами, осуществляющими розничную или оптовую торговлю ввезенными товарами, таможенного законодательства России.
Эффективность работы подразделений таможенной инспекции показана в таблице 60 и на рисунках 29 – 31.
Таблица 60. Динамика основных показателей деятельности таможенной инспекции
Показатели | 2005 год | 2006 год |
Количество проверок, всего | ||
в т.ч. таможенных ревизий других форм таможенного контроля | ||
Доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов, млн. руб. | 1734,3 | 1828,3 |
Взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов, млн. руб. | 315,4 | 663,3 |
Количество дел об АП, всего | ||
Количество уголовных дел, всего |
Рис. 29. Количество проверок, проведенных подразделениями таможенных инспекций
Рис. 30. Суммы таможенных платежей, пеней, штрафов, взысканных подразделениями таможенной инспекции в 2005 и 2006 году, тыс.руб.
Рис. 31. Суммы доначисленных таможенных платежей, пеней, наложенных штрафов подразделениями таможенной инспекции в 2005 и 2006 году, тыс.руб.
В настоящее время приобрела особую актуальность проблема борьбы с преступлениями коррупционной направленности. Работа подразделений собственной безопасности таможенных органов направлена на активную борьбу с преступлениями, совершаемыми должностными лицами таможенных органов с использованием своего служебного положения, а также с таможенными правонарушениями. Результаты этой работы в 2006 году по РТУ представлены в таблице 61, а в таблице 63 представлена динамика этой работы.
Таблица 62. Результаты работы по предотвращению проникновения преступности и коррупции в таможенные органы
№ п/п | Подразделение | ЦТУ | СЗТУ | ЮТУ | ДВТУ | СТУ | ПТУ | УТУ | УСБ |
Проверено кандидатов | |||||||||
Отведено по негативным обстоятельствам | |||||||||
в т.ч. как связанных с криминальными структурами | |||||||||
Выявлено фактов участия в предпринимательской деятельности и содействия коммерческим структурам | |||||||||
Проведено служебных проверок | |||||||||
Уволено сотрудников | |||||||||
Наказано в дисциплинарном порядке | |||||||||
Ротировано | - | - | - | ||||||
Проведено индивидуальных профилактик | - | - | - | ||||||
Проведено общепрофилактич-х мероприятий | |||||||||
в т.ч. публикаций в СМИ |
Таблица 63. Результаты деятельности подразделений собственной безопасности по выявлению, предупреждению и пресечению должностных правонарушений
№ п/п | Показатели | 2004 | 2005 | 2006 |
Борьба с проникновением преступных элементов в таможенную среду | ||||
Проверено кандидатов на службу в таможенные органы | ||||
из них отведено по негативным обстоятельствам | ||||
в т.ч. как внедряемых криминальными структурами | ||||
Профилактика коррупции, обеспечение чистоты рядов сотрудников | ||||
Выявлено фактов участия сотрудников в предпринимательской деятельности и оказания содействия участникам ВЭД в нарушениях таможенных правил | 149 | |||
Проведено служебных проверок | 1008 | |||
Уволено сотрудников за должностные проступки без состава преступления | 65 | |||
наказано сотрудников в дисциплинарном порядке | 966 | |||
ротировано | 22 | |||
Проведено индивидуальных профилактических мероприятий | 130 | |||
Пресечение преступлений против интересов государственной службы в таможенных органах | ||||
Возбуждено уголовных дел всеми правоохранительными органами, всего | 250 | |||
из них в отношении взяткодателей | 26 | |||
в т.ч. по материалам ПСБ или совместным что составляет, % | 218 87% | 84% | 88% | |
Проходит лиц по уголовным делам: возбужденным по материалам подразделений СБ всего | 213 242 | |||
Осуждено сотрудников и взяткодателей |
Контрольные задания
Проанализировать данные статистики таможенных правонарушений методами, изученными в предыдущих темах. По итогам расчетов сделать аргументированные выводы. Вариант для выполнения контрольного задания выбирается на основе данных таблицы 64.
Таблица 64. Распределение вариантов для выполнения контрольного задания