Матричные игры. Равновесная ситуация

РАЗДЕЛ 2. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ

Глава 4. Матричные игры

Предмет и задачи теории игр

В экономике часто сталкиваются с ситуациями, когда эффективность решений одних участников экономического процесса зависит от решений, принятых другими участниками. При этом каждое предприятие сознательно стремится добиться наилучших результатов за счет других. Такие ситуации называются конфликтными. При этом ни одна из сторон не может полностью контролировать положение, так как все участники процесса принимают решения в условиях неопределенности.

Построением математических моделей конфликтных ситуаций и разработкой методов решения возникающих в этих ситуациях задач занимается теория игр.

Методы и рекомендации теории игр применимы к многократно повторяющимся конфликтным ситуациям. Если конфликтная ситуация реализуется ограниченное число раз, то рекомендации теории игр теряют смысл.

Игра – это упрощенная математическая модель конфликтной ситуации.

Игра ведется по определенным правилам. Суть игр состоит в том, что каждый участник принимает такое решение, которое, как он полагает, обеспечит ему наилучший исход. Исходом игры называется значение некоторой функции, называемой функцией выигрыша (платежной функцией), которая может задаваться в матричном или аналитическом виде.

Величина выигрыша зависит от стратегии, принимаемой игроком.

Стратегия – это совокупность правил, однозначно определяющих последовательность действий игрока в каждой конкретной ситуации, складывающейся в процессе игр.

Оптимальной называется стратегия, которая при многократном повторении игры обеспечивает данному игроку максимально возможный средний выигрыш. Количество стратегий у каждого игрока может быть конечным или бесконечным. В зависимости от этого игры подразделяются на конечные и бесконечные.

Игра состоит из отдельных партий.

Партия – это каждый вариант реализации игры.

В партии игроки совершают ходы.

Ход – это выбор и реализация игроком одного из допустимых вариантов поведения.

В игре могут сталкиваться интересы двух или нескольких игроков, поэтому игры бывают парные и множественные. В зависимости от взаимоотношений участников различают игры некооперативные (бескоалиционные), когда участники имеют права заключать соглашения, и кооперативные (коалиционные).

В экономике нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда один из участников безразличен к результату игры. Такие игры называются играми с природой. Под термином «природа» понимают все совокупность внешних обстоятельств, в которых сознательному игроку приходится принимать решения.

Матричные игры. Равновесная ситуация

Пусть в игре участвуют два игрока. Игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru имеет m стратегий, а игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru – n стратегий.

Обозначим стратегии игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru как Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , …, Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , а стратегии игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru – как Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , …, Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru .

Если игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru выбрал стратегию Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , а игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru – стратегию Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , то выигрыш игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru составит Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , а игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ruМатричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , причем

Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru = - Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru . (4.1)

Поэтому при анализе такой игры достаточно рассмотреть выигрыш только одного игрока, например выигрыш Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru игрока А. Зная выигрыш аik по формуле (4.1) легко определить выигрыш Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru .

Матричные игры называются парными играми с нулевой суммой, в которых выигрыш одного игрока равен проигрышу другого.

Если известны все значения Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru для каждой пары стратегий { Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru }, Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru =1, 2, …, m, Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru = 1, 2, …, n, то их удобно записать в виде прямоугольной таблицы, строки Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru которой соответствуют стратегиям игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , а столбцы – стратегиям игрока В (табл. 4.1).

Таблица 4.1

  Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru
Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ruМатричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ruМатричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ruМатричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru … … … … Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ruМатричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru

Чаще эти выигрыши записывают в виде платежной матрицы (матрицы игр) размера Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , поэтому такие игры называются матричными играми Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru :

Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru А= Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru

Матричные игры относятся к разряду антагонистических, т.е. игр, в которых интересы игроков противоположны.

Пример 4.1. Каждый из двух игроков Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru и Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru одновременно и независимо друг от друга записывают на листе бумаги любое целое число. Если записанные числа имеют одинаковую четность, то игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru выигрывает одно очко, если разные, то одно очко выигрывает игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Построить платежную матрицу данной игры.

Решение. У игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru две стратегии: Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru – записать четное число и Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru – записать нечетное число. У игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru также две стратегии: Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru – записать четное число и Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru – записать нечетное число. Матрица выигрышей игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru в этой игре 2×2 имеет вид

Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru = Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru .

В данной матрице строки соответствуют стратегиям игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , а столбцы – стратегиям игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru .

Действительно, если игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru делает ход Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , а игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru – ход Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , то одно очко выигрывает игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru и Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru = 1. Если игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru делает ход Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , а игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru – ход Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , то одно очко выигрывает игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , соответственно игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru это очко проигрывает, т.е. Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru = -1 и т.д.

В примере 4.1 рассмотрена простейшая математическая модель конечной конфликтной ситуации, когда имеются два участника и выигрыш одного равен проигрышу другого. Такая модель называется антагонистической игрой двух лиц с нулевой суммой.

Равновесная ситуация

Пусть матричная игра m×n задана платежной матрицей

Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru = Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru(4.2)

Строки этой матрицы соответствуют стратегиям игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , а столбцы – стратегиям игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru . В теории игр предполагается, что оба игрока действуют разумно, т.е. стремятся к получению максимального выигрыша, считая, что соперник действует наилучшим для себя образом. Определим оптимальные стратегии каждого из игроков. Начнем с анализа стратегий игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru . На стратегию Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru ответит такой стратегией Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , при которой выигрыш игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru будет минимальным. Аналогично игрок B будет отвечать на все m стратегий игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru . Другими словами, найдем в каждой строке матрицы минимальный элемент (минимальные выигрыши игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru )

Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru

и запишем их в правом столбце табл. 4.2.

Таблица 4.2.

  Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Минимальные выигрыши игрока А
Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ruМатричные игры. Равновесная ситуация - student2.ruМатричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru
Максимальные выигрыши игрока А Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru  

Действуя разумно, игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru остановится на той стратегии Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , для которой Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru окажется максимальным. Поэтому среди чисел Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru

выбираем максимальное число

Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru (4.3)

Число Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru называется нижней ценой игры.

Принцип построения стратегии игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , основанный на максимизации минимальных выигрышей, называется принципом максимина (maxmin).

Проведем анализ стратегий игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru . Для этого найдем в каждом столбце матрицы максимальный элемент (максимальные выигрыши игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru ):

Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru

и запишем их в нижней строке табл. 4.2. Действуя разумно, игрок B остановится на той стратегии Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , для которой Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru выбираем минимальное число

Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru (4.4)

Число β называется верхней ценой игры.

Принцип построения стратегии игрока B, основанный на минимизации максимальных выигрышей, называется принципом минимакса (minmax).

Нижняя цена игра α и верхняя цена игра β связаны неравенством

α ≤ β. (4.5)

Если Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru или

Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru (4.6)

то ситуация Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru оказывается равновесной, и ни один игрок не заинтересован в том, чтобы ее нарушить. В том случае, когда верхняя цена игры равна нижней, их называют просто ценой игры.

Если α=β, то такую игру называют также игрой с седловой точкой, а пара оптимальных стратегий Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru – седловой точкой матрицы. Цена игры обозначается буквой v. Тогда Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru .

Седловых точек в матричной игре может быть несколько, но все они имеют одно и то же значение.

Пример 4.2. Игроки Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru и Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru записывают одну из трех цифр: 1, 2 или 3. Затем сравнивают эти цифры и расплачиваются друг с другом так, как показано в платежной матрице размера 3×3 :

Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru = Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru

Определить оптимальные стратегии.

Решение. Здесь строки соответствуют стратегиям игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , а столбцы – стратегиям игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru .

Стратегия игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru : Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru ; Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru ; Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru .

Стратегия игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru : Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru ; Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru ; Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru .

Определим оптимальные стратегии каждого из игроков. Начнем с анализа стратегий игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru . Игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru анализирует свою стратегию на максимин (maxmin) , т.е. на максимальный из своих минимальных выигрышей. На стратегию Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru игрок В ответит стратегией Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , т.е. то стратегией, при которой выигрыш игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru будет минимальным (выигрыш – 2 игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru означает его выигрыш +2). На стратегию Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru игрок В ответит стратегией Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru (минимальный выигрыш игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru равен 1). На стратегию Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru – стратегией Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru (минимальный выигрыш игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru равен –3 ). Запишем минимальный выигрыш игрока А в правом столбце табл. 4.3.

Таблица 4.3.

  Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Минимальные выигрыши игрока А
Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru -2 -3 -1 -2 -3
Максимальные выигрыши игрока А  

Игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , проанализировав правый столбец таблицы, оставит свой выбор на стратегии Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , при которой его минимальный выигрыш максимален. Это максимальное значение называется максимин (maxmin). В данном случае maxmin = 1. Если игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru будет придерживаться этой стратегии, то ему гарантирован выигрыш, не менее 1, при любом поведении противника.

Аналогично проведем анализ стратегий игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru . Игрок В анализирует свою стратегию на минимакс (minmax), т.е. на минимальный из максимальных выигрышей игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru . На стратегию Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru ответит стратегией Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru , т.е. той стратегией, при которой его выигрыш будет максимальным и равен 3. На стратегию Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru игрок Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru ответит стратегией Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru (его максимальный выигрыш равен 2), на стратегию Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru – стратегией Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru (его максимальный выигрыш равен 1). Запишем максимальные выигрыши игрока Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru в нижней строке табл. 5.3. В данном случае minmax = 1. Если игрок В будет придерживаться этой стратегии, то он проиграет не больше 1 при любом поведении противника.

Таким образом, в рассматриваемой игре maxmin и minmax совпали:

maxmin =minmax = 1.

Таким образом, ситуация оказывается равновесной, матрица игры имеет седловую точку

Матричные игры. Равновесная ситуация - student2.ru .

Наши рекомендации