Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности
Несмотря на то, что в настоящее время действует редакция международного стандарта ISO 9000:2000: «КАЧЕСТВО – ЭТО СТЕПЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССА ИЛИ СИСТЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩИМ ИЛИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ».
При этом определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция / услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества.
Немецкое общество качества дает следующее определение:качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обуславливают степень их пригодности для использования по назначению.
Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество — это пригодность к использованию.
Данное понятие включает в себя четыре элемента:
♦ восприятие потребителями проекта (дизайна) товара;
♦ степень, с которой товар соответствует проекту/спецификациям;
♦ доступность товара для приобретения, его надежность и ремонтопри- годность;
♦ доступный сервис.
Арманд Фейгенбаум определяет качество как «решение потребителя, а не инженера или маркетолога. Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром, и измеряется в соответствии с удовлетворением его требований. Требования могут быть выражены явно или неявно, могут быть сознательными или неосознаваемыми, объективными или субъективными. Представление о качестве постоянно меняется, не стоит на месте на конкурентном рынке».
Схема «создания качества продукции». Процесс «создания качества продукции» схематично можно представить в виде совокупности шести этапов (рис. 1).
Каждая потребность выражается рядом требований (к функциональности, безопасности, эстетичности и т. д.), которые участвуют в формировании отношений пригодности продукции для целей потребителя, служат для оценки ее соответствия назначению и, следовательно, очерчивают границу качества продукции.
Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам продукции с целью их воплощения в ней и проверки.
Укрупненный процесс «создания качества»
Продукция представляет собой результат процесса, т. е. совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы.
Этап 1. Осознание потребности - потребитель
Этап 2. Интерпретация потребности, выяснение требований к качеству- маркетинговые службы
Этап 3. Воплощение требований к качеству в образце продукции - НИОКР
Этап 4. Реализаций требований к качеству в выпускаемой продукции - ПРОИЗВОДСТВО
Этап 5. Реализация требований к качеству в товаре - сбыт
Этап 6. Удовлетворение потребностей (оценка качества потребителем) - потребитель
Качество определяется рядом его составляющих, образующих так называемую петлю качества. Петля качества - это замкнутая последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов на этапах их производства и эксплуатации.
Улучшение качества товаров - основа процветания не только фирмы, но и государства в целом. Потребители, имея возможность выбора, постепенно, с ростом доходов и понимания того, что они достойны лучшего качества, со временем обязательно переключатся на продукцию конкурентов, обеспечивающих лучшее качество.
«Цепная реакция» Деминга - это иллюстрация идеи о том, что требование улучшения качества - не прихоть потребителя. Усилия по повышению качества не проходят даром. Выгоду получают все и потребитель, получивший средство удовлетворения своих потребностей, и фирма-производитель, увеличившая прибыль, которую можно направить на развитие, и государство, собравшее больше налогов (рис. 3.1).
Рис. 3.1. «Цепная реакция» Деминга
В условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.
Качество изделия может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.
Идея такого подхода к определению качества продукции содержится в специальной науке — квалиметрии. Квалиметрия — наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.
Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками. Большую роль в формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества Российской Федерации.
В результате деятельности Академии проблем качества сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такое видение качества представляется достаточно емким. Оно более четко определяет значение повышения качества.
Вопрос 5. Пирамида качества. Понятие качества можно распространить также на категории деятельности (например, производственной) и фирмы (организации-товаропроизводителя) в целом.
В каждой организации формируется внутрифирменная иерархия качества, наглядно демонстрирующая связь качества с общей эффективностью деятельности. Фирмы, производящие и реализующие эффективными методами высококачественную продукцию, получают неоспоримые конкурентные преимущества и, естественно, улучшают общие результаты своей деятельности. Внутрифирменная иерархия качества является основанием так называемой пирамиды качества (рис. 2.4), отображающей влияние качества на общество в целом.
Рис. 2.4. Пирамида качества
Общество заинтересовано в высоком качестве на каждом иерархическом уровне пирамиды
Вопрос 6.Понятие менеджмента качества
Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин - «системы управления качеством»), обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.).
Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы-изготовителя системы менеджмента качества, соответствующей признанным международным требованиям.
Менеджмент качества является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием/компанией – аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем менеджмента качества:
- качество - неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления);
- качество - это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
- ответственность за качество должна быть адресной;
- для реального повышения качества нужны новые технологии;
- повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;
- контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат;
- политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.
Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством - Всеобщего управления качеством - Tota1 Management (далее - TQM).
Менеджмент качества - это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов к продукции.
В соответствии с п. 3.2.8 ГОСТ Р И СО 9000-2001 менеджмент качествапредставляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Менеджмент качества включает в свой состав следующие элементы:
• разработку политики и целей в области качества;
• планирование качества;
• управление качеством;
• обеспечение качества;
• улучшение качества;
• контроль качества.
На рисунке 3.2 приведена общая структурная схема менеджмента качества.
Менеджмент качества включает все функции общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества, с помощью которых в рамках системы качества происходит реализация данных функций.
Рис. 3.2. Общая структурная схема менеджмента качества
Руководители организации должны официально объявитьее основные цели и задачи в области качества, т. е. сформулировать политику фирмы в области качества, являющуюся неотъемлемым элементом общей политики фирмы. Организация может преследовать, например, такие цели, как расширение целевого рынка, вывод на рынок новой продукции, снижение уровня дефектности производимой продукции и т. д. Политика в области качества реализуется посредством обеспечения качества, управления качеством и совершенствования качества.
Обеспечение качества— это планируемая и систематически осуществляемая деятельность в рамках системы качества, необходимая для создания уверенности в должном качестве объекта (продукции, процесса, системы).
Управление качеством— составная часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Управление качеством представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству и ориентированные на устранение недостатков на всех стадиях «петли качества».
В рамках деятельности по управлению качеством можно говорить о реализации функций стратегического и тактического характера. К первой группе относятся следующие функции:
• прогнозирование основных показателей качества на основе анализа тенденций потребительского спроса;
• определение основных направлений проектно-конструкторских работ;
• анализ общих результатов деятельности организации по совершенствованию качества продукции. Тактический уровень представлен, например, такими функциями:
взаимодействие организации с внешней средой (поставщиками, посредниками и т. д.);
• поддержание заданного уровня качества продукции (учет, контроль, анализ, регулирование внутрифирменных факторов, влияющих на качество продукции). Особое внимание при решении задач по управлению
качеством уделяется таким видам деятельности, как планирование качества, контроль качества, обучение и мотивация персонала.
Планирование качества— составная часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Частью планирования качества может быть разработка планов качества. Планирование качества предполагает определение конкретных показателей качества по всем направлениям деятельности фирмы (примеры таких показателей приведены на рис. 3.3).
Рис. 3.3. Примеры показателей качества различных направлений деятельности организации
Контроль качества - отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий.
Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству.
Контроль качества осуществляется с применением следующих методов и инструментов:
- проверки;
- контрольные карты, которые представляет собой графическое изображение результатов процесса;
- диаграммы Парето, которые представляют собой гистограммы появления различные причин несоответствий, упорядоченные по частоте;
- статистические выборки, анализ динамических рядов, корреляционно-регрессионный анализ и другие статистические методы;
- диаграммы.
Контроль качества может завершиться следующими решениями:
- улучшение качества;
- принятие продукции;
- идентификация брака и реализация действий по управлению несоответствующей продукцией;
- переработка продукции с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний;
- исправление процессов.
Вопрос 7.. Базовые модели качества: «петля качества», «спираль качества»,
«круг Деминга»
БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ КАЧЕСТВА
«Петля качества – замкнутая последовательность мер, определяющих качество товаров на этапах их производства и эксплуатации».В основе всех систем качества лежит «петля качества». Она включает 11 этапов или стадий жизни продукта (рис. 4.1), на каждом из которых должна производиться оценка качества.
Таким образом, обеспечение качества продукции складывается из процедур обеспечения качества на каждой стадии жизненного цикла продукции (ЖЦП).