ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены

а. Полезность

б. Кривая безразличия

в. Бюджетная линия

г. Предельная норма замены

д. Эффект замены

е. Кривая «доход—потребление»

ж. Предельная полезность

з. Карта безразличия

и. Эффект дохода

к. Равновесие потребителя

л. Набор безразличия

м. Кривая «цена—потребление»

1. Соотношение, в котором одно благо может быть заменено другим без изменения уровня полезности для потребителя.

2. Состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует полезность.

3. Доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других благ.

4. Способность блага удовлетворять потребность.

5. Линия, графически отображающая множество наборов продуктов, приоб­ретение которых требует одинаковых затрат.

6. Кривая, соединяющая при изменении цен все точки потребительского равновесия на карте безразличия.

7. Доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная измене­нием реального дохода.

8. Набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью.

9. Множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различ­ный уровень полезности.

10. Кривая, соединяющая все точки равновесия на карте безразличия по мере увеличения дохода.

13. Кривая, отражающая наборы двух продуктов, имеющие одинаковую по­лезность.

12. Прирост общей полезности при увеличении потребления данного блага на единицу.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикаль­ной оси, а развлечения — на горизонтальной:

а) Цена продуктов питания (РF) — 50 центов за единицу, цена развлечений (РH) — 50 центов за единицу.

б) РF = 50 центам' РH = 1 долл.

в) РF - 1 долл.; Рн = 50 центам.

г) РF = 40 центам; РH = 40 центам.

д) РF = 50 центам; РH = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 долл. в неделю.

е) Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а).

2. В таблице 6.1 показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.

Таблица 6.1

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

а) Начертите три кривые безразличия.

б) Какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полез­ности?

в) Какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?

г) Рассмотрите следующие комбинации товаров:

A. 50Н и 8F.

Б. 45Н и 4F.

B. 12Н и 45F.

Г. 25Н и 16 F.

Д. 21Н и 11 F.

Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.

д) Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора студента?

е) Наложите на построенный график бюджетную линию из упражнения

1 а). Можете ли вы сейчас определить потребительский набор, представля­ющий максимальную полезность?

3. Потребитель А решает, каким образом распределить свой доход между покупкой грампластинок и одежды. Рисунок 6.1 показывает его бюджетную линию и кривую безразличия. Укажите на рисунке следующие точки:

а) Точку, в которой А максимизирует свои потребности.

б) Точку, в которой А покупает только грампластинки.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

в) Точку такого набора, выбрав который, А не израсходовал бы весь свой доход, предназначенный на покупку указанных товаров.

г) Точку, в которой А получает то же удовлетворение, что и в точке d, но выходящее за пределы его бюджетных возможностей.

д) Точку, в которой А покупает только одежду.

е) Точку, отражающую более предпочтительный набор, чем тот, который представлен точкой d, но выходящий за пределы бюджетных возможно­стей А.

4. Потребитель Б выбирает между двумя товарами X и Y. На рис. 6.2 изображено несколько кривых безразличия. BL1 представляет бюджетную линию.

а) Предположим, что предпочтения Б и цены на товары X и Y остаются неизменными, а доход Б изменяется. Проведите линию «доход—потребле­ние».

б) Определите, являются ли товары X и Y «нормальными» или «недоброка­чественными»?

в) Какую форму имела бы линия «доход—потребление», если бы оба товара были «нормальными»?

г) Можно ли провести линию «доход—потребление», отображающую ситу­ацию, при которой оба товара являются «недоброкачественными»?

5. Потребитель Б все, еще выбирает между товарами X и Y. Рис. 6.3 не отличается от рис. 6.2. Предположим, что предпочтения Б, его доход и цена товара Y остаются неизменными, а цена товара X изменяется, Покажите на рисунке точки, через которые проходит линия «цена—потребление», если спрос Б на товар X изменяется при изменении цены ца этот товар.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

6. Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты.

Таблица 6.2 показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет.

Цена журнала — 1,5 долл., а цена кассеты — 7,5 долл. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов.

а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

б) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?

в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.

г) Изобразите на рисунке кривую предельной полезности кассет.

д) Можете ли вы установить, максимизирует ли студент полезность?

е) Какую полезность он получит, если весь свой бюджет будет тратить на покупку кассет?

ж) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.

з) При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?

ТЕСТЫ

1. Среди следующих утверждений одно является неправильным. Укажите на него:

а) Каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров.

б) Каждая точка на бюджетной линии означает различную комбинацию двух товаров.

в) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлет­ворения потребностей.

г) Все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода.

д) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денеж­ного дохода.

2. Увеличение дохода потребителя графически выражается в:

а) Изменении наклона бюджетной линии.

б) Параллельном сдвиге бюджетной линии вправо.

в) Параллельном сдвиге бюджетной линии влево.

г) Уменьшении наклона бюджетной линии.

д) Увеличении наклона бюджетной линии.

3. Эффект дохода имеет место в следующем случае:

а) Если доходы людей падают, они покупают меньше данного продукта.

б) Удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров.

в) Объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения до­ходов людей.

г) По мере того, как доходы людей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода.

д) Во всех перечисленных случаях.

4. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200, 300, 400, 500.

б) 200, 450, 750, 1100.

в) 200, 400, 1600, 9600.

г) 200, 250, 270, 280.

д) 200, 350, 450, 600.

5. Какой из следующих перечней значений предельной полезности иллюст­рирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200, 150, 100, 50.

б) 200, 300, 400, 500.

в) 200, 200, 200, 200.

г) 200, 250, 270, 280.

д) 200, 150, 150, 150.

6. Цена товара X составляет 1,5 руб. Цена товара Y составляет 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютил и желает максимизировать удовлетворение от-покупки товаров X и Y, тогда он должен принять предельную полезность товара X за:

а) 15 ютил.

б) 20 ютил.

в) 30 ютил.

г) 45 ютил.

д) В условии не содержится достаточной информации для ответа на вопрос.

7. В задании 6 величина в 30 ютил относится к общей полезности товара Y. Какова будет общая полезность товара X при максимизации удовлетворения от покупки товаров X и Y?

8. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется:

а) Его предпочтениями и размерами дохода.

б) Только ценами покупаемых товаров.

в) Предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров.

г) Только его предпочтениями.

д) Ценами покупаемых товаров и размерами дохода.

9. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 долл. Цена товара А равна 1 долл., а цена товара В — 0,5 долл. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии?

а) 8А и 1B.

б) 7А и 1В.

в) 6А и 6В.

г) 5А.и 6В.

д) 4А и 4В. '

10. Потребитель расходует 20 долл. в неделю на покупку товаром А и В.

Цена Количество Общая Предельная

(центов) покупаемых ^единиц полезность полезность

А 70 20 500 30

В 50 12 1000 20

Чтобы получить максимальное удовлетворение, потребитель должен:

а) Покупать меньше товара А и больше товара В.

б) Покупать прежнее количество товара А и больше товара В.

в) Покупать больше товара А и меньше товара В.

г) Покупать больше товара А и прежнее количество товара В.

д) Не изменять структуру покупок, так как он уже получает максимальное удовлетворение.

11. Закон убывающей предельной полезности означает, что:

а) Отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши мень­ше, чем на товары первой необходимости.

б) Полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров.

в) Отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров.

г) Полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения дохода потребителя.

д) Ни один из ответов не является верным.

12. Эффект замены — это рост спроса на товар, вызванный: а) Изменением общего уровня цен на все товары.

б) Изменением во вкусах потребителя, предпочитающего покупать товары-заменители.

в) Изменением в реальном доходе, вызванном снижением цен на приобре­таемые товары.

г) Предложением новых заменителей товара.

д) Ни один из предыдущих ответов не является верным.

13. Общая полезность растет, когда предельная полезность:

а) Уменьшается.

б) Увеличивается.

в) Увеличивается в медленном темпе.

г) Увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной.

д) Является величиной отрицательной.

14. Потребительское равновесие на карте безразличия — это:

а) Любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия.

б) Любая точка на самой высокой из кривых безразличия.

в) Та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия.

г) Любая точка, расположенная на бюджетной линии.

д) Любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией,

15. Какое из следующих утверждений является неверным?

а) Каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров.

б) Каждая точка на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров.

в) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень полез­ности.

г) Все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности,

д) Наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с ко­торой одно благо может быть замещено другим благом без изменения уровня полезности для потребителя.

16. Предельная норма замещения товара А товаром В означает:

а) Сколько единиц товара А потребитель приобретает, когда цена товара В уменьшается на 1 доллар.

б) В какой степени увеличивается предельная полезность, если потребление товаров А и В увеличивается на 1 единицу.

в) Сколько единиц товара В потребитель покупает, когда его доход возра­стает, а потребление товара А остается прежним.

г) От какого количества единиц товара А потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы товара В, чтобы общая полезность осталась неизменной. .

д) Ни один из ответов не является верным.

17. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стре­мится максимизировать:

'а) Разницу между общей и предельной полезностью.

б) Общую полезность.

в) Среднюю полезность.

г) Предельную полезность.

д) Каждую из перечисленных величин.

18. Чтобы оказаться в положении равновесия (т. е. максимизировать полез­ность) потребитель должен:

а) Не покупать недоброкачественных товаров.

б) Быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорцио­нальны общим полезностям.

в) Уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товарсГв.

г) Быть уверенным, что цена каждого товара равна предельной полезности денег.

д) Распределять доход таким образом, чтобы последний доллар, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и доллар, истраченный на покупку другого товара.

19. Если потребитель выбирает комбинацию, представленную точкой, лежа­щей на плоскости, ограниченной бюджетной линией, то он:

а) Максимизирует полезность.

б) Желает купить больше товаров, чем позволяет его бюджет.

в) Не полностью использует свой бюджет.

г) Находится в положении потребительского равновесия.

д) Ни один из ответов не является верным.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

1. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

2. Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен двух товаров.

3. Потребитель максимизирует полезность, когда его бюджетная линия пе­ресекает кривую безразличия.

4. Изменение в величине дохода приводит к изменению в наклоне бюджет­ной линии.

5. Линия «доход—потребление» наклонена вверх—вправо, если оба товара являются нормальными.

6. Эффект замены при увеличении цены на товар приводит к уменьшению спроса на этот товар.

7. Общая полезность растет при увеличении уровня потребления.

8. Условие потребительского равновесия заключается в том, что общая по­лезность товара А равна общей полезности товара В.

9. В положении потребительского равновесия предельная полезность това­ра А равняется предельной полезности товара В.

10. Если вы приобретаете больше единиц какого-либо товара, то ваша пре­дельная полезность растет.

11. Когда соблюдается условие mua/pa = mubb, кривая безразличия яв­ляется касательной к бюджетной линии.

12. Наклон кривой безразличия измеряет сравнительную предельную полез­ность двух товаров.

13. Бюджетная линия сдвигается влево и занимает положение параллельное первоначальному, если доход потребителя увеличивается.

14. Чем меньше доход потребителя, тем выше располагается его бюджетная линия.

15. Если предельная полезность уменьшается, то общая полезность также

уменьшается.

16. Сдвиг бюджетной линии происходит вследствие изменений в уровне удовлетворения потребностей.

17. Кривая «цена—потребление» лежит в основе построения кривой спроса,

18. Анализ потребительского равновесия с точки зрения кривых безразличия предполагает, что полезности можно .измерить.

19. Каждая точка, лежащая на кривой безразличия, отражает одинаковый доход потребителя.

20. Предельная полезность — это изменение в общей полезности, вызванное потреблением дополнительной единицы блага.

ПРОБЛЕМЫ

1. Данные об общей полезности различного количества шляп и яблок при­водятся в таблице 6.3.

Таблица6.3

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

Цена шляпы — 2долл. цена яблок — I долл. Доход — 12 долл.

а) Подсчитайте предельную полезность указанных благ и занесите получен­ные результаты в таблицу.

б) Проиллюстрируйте полученными данными действие закона убывающей предельной полезности, сформулируйте этот закон.

в) Определите реальный доход потребителя выраженный в количестве при­обретенных шляп ______ и в количестве приобретенных яблок_________ В положении равновесия потребитель купит ______шляп и______ яблок; предельная полезность шляп составит ________, а предельная полезность яблок________ . Общая полезность равняется_______ . Сформулируйте условие равновесия потребителя ________________. Ценность шляп, выраженная в яблоках составляет шляпах составляет______ . Ценность яблок, выраженная в шляпах составляет _______________.

2. На рис. 6.4 представлены четыре кривые безразличия некоего потребите­ля, покупающего товары X и Y, а также прежняя (UV) и новая (UW) бюджетные линии. Точки а и Ь — это две точки потребительского равно­весия при денежном доходе, равном 20 долл. Определите, являются ли приводимые утверждения верными (В) или неверными (Н).

а) Бюджетная линия UV имеет наклон -2.

б) Потребитель первоначально максимизирует общую полезность в точке а, так как любая другая комбинация товаров X и Y не увеличит общей полезности.

в) Цена товара X первоначально составляла 2 долл.

г) Цена товара Y первоначально составляла 4 долл.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

д) Потребитель сможет передвинуться на более высокую кривую безразличия, так как его реальный доход растет, когда бюджетная линия сдвигается из положения UV в положение UW.

е) Увеличение денежного дохода позволяет ему передвинуться на новую бюджетную линию UW.

ж) Приведенные кривые безразличия показывают, что чем больше товара X будет иметь потребитель, тем меньше товара Y он отдаст за дополнительную единицу товара X.

з) Кривая безразличия I1 имеет наклон, равный -1/2 в точке b. и) В точке a mua/pa > mub/pb.

к) При бюджетном ограничении UW цена товара X составит 2 долл.

л) В точке a mub, = 2mua.

м) В точке b mua = 2mub.

н) Наклон бюджетной линии UV показывает первоначальную предельную норму замещения товаров X и Y.

о) В точке b цена товара X равна 8 долл.

п) В точке а цена товара Y равна 8 долл.

р) Эффект замены объясняет, почему потребитель передвинулся из точки а

в точку b.

с) Сдвиг бюджетной линии из положения UV в положение UW объясняется снижением цены товара X.

ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

Основные термины и понятия

1. г; 2. к; 3. д; 4. а; 5. в; 6. м; 7. и; 8. л; 9. з; 10. е; П. б; 12. ж.

Упражнения

1. Определите, какое количество каждого блага студент может приобрести при условии, что он истратит на приобретение данного блага весь свой доход. Отложите две полученные точки на осях графика и соедините их прямой линией. Таким образом вы получите бюджетные линии для каждой из пяти ситуаций.

Это упражнение показывает, что изменение цены одного блага приводит к изменению наклона бюджетной линии, оставляя длину отрезка на другой координатной оси без изменения. Одинаковое относительное изменение цен обоих благ приводит к такому же эффекту, как и изменение дохода, бюд­жетная линия занимает положение, параллельное прежнему, при этом на­клон ее не изменяется.

2. а) См. рис. 6.5.

б) 1С3.

в) 1С1.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

Рис. 6.5. Кривые безразличия и бюджетная линия потребителя

г) Комбинация В обладает самой большой полезностью, она находится на кривой IСз- Комбинация А и Г располагаются на кривой IC2, их полезности равны. Комбинация. Б имеет меньшую полезность, она находится на кри­вой IC1. Комбинация Д отличается самой низкой полезностью, она распо­ложена ниже кривой IC1.

д) Нет, мы не знаем величины дохода студента.

е) BL — бюджетная линия; она касается кривой безразличия в точке с координатами 20Н, 20F. В этой точке потребитель достигает равновесного положения, то есть максимального удовлетворения при данном доходе.

3. a) d. б) с. в) а. г) е. д) b. е) f.

4. а) См. рис. 6.6.

б) По мере увеличения дохода потребление товара X возрастает (X — нормальный товар), а потребление товара Y сокращается (Y — недоброка­чественный товар).

в) Наклонена вверх — вправо.

г) Нет.

5. См. рис. 6.7.

6. а) 2 х 7,5 долл. + 10 х 1,5 долл. = 30 долл

б) 2 кассеты приносят 630 ютил, 10 журналов— 371, всего — 1001 ютил.

в) См. табл. 6.4.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

г) См. рис. 6.8.

д) Нет.

е) Он купит 4 кассеты, которые дадут потребителю 945 ютил.

ж) См. табл. 6.4.

з) 3 кассеты и 5 журналов, общая полезность составит 1042 ютил.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

Тесты

1. д; 2. б; 3. б; 4. г; 5. а; 6. г; 7. д; 8. г; 9. г; 10. в; 11. б; 12. д; 13. г; 14. в; 15. г; 16. г; 17. б; 18. д; 19. в.

Верно/Неверно

1. В; 2. В; 3. Н; 4. Н; 5. В; 6. В; 7. В; 8. Н; 9. Н; 10. Н; 11. В; 12. В; 13. Н; 14. Н; 15. Н; 16. Н; 17. В; 18. Н; 19. Н; 20. В.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. г. Предельная норма замены - student2.ru

б) Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что по мере увеличения количества потребляемых благ полезность каждой' дополнитель­ной единицы блага падает.

в) 6; 12; 4; 4; 70 ютил; 35 ютил; 510 ютил; muа: ра = mub: рb; 2; 0,5.

2. а) Н; б) В; в) Н; г) В; д) В; е) Н; ж) В; з) В; и) Н; к) В; л) Н; м) В; н) Н; о) Н; п) Н; р) Н; с) В.

Тема 7

ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

Процесс производства рассматривается как преобразование ресурсов в про­дукты. Технологическая зависимость между структурой затрат ресурсов (фак­торов производства) и максимально возможным выпуском продукции выра­жается с помощью производственной функции.

Анализ производства формально. аналогичен анализу потребления. Произ­водственная функция графически изображается с помощью карты изоквант. Изокванта (кривая равного продукта) отражает различные комбинации затрат факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска оп­ределенного объема продукта. Наклон изокванты измеряет предельную норму технологической замены ресурсов (MRTS). Последняя выражается в коли­честве единиц данного ресурса, которое может быть замещено единицей другого ресурса при сохранении неизменным объема производства. В краткосрочном периоде по крайней мере один фактор производства явля­ется фиксированным, а в долгосрочном периоде все факторы изменяются. В условиях, когда один ресурс является переменным, используются понятия среднего продукта переменного ресурса (объем выпуска продукции в расчете на единицу данного фактора) и его предельного продукта (прироста выпуска продукции в результате применения дополнительной единицы ресурса). Закон убывающей предельной производительности показывает, что, начиная с определенного периода времени, увеличение объема использования одного ресурса при неизменном объеме использования другого приводит к умень­шению предельного продукта переменного фактора. Правило замещения факторов производства заключается в том, что отношение приростов двух ресурсов находится в обратной зависимости от величины их предельных продуктов.

В долгосрочном периоде фирма стремится увеличить объем производства за счет увеличения всех факторов. Эффект роста масштабов производства может являться положительным, неизменным или отрицательным, когда объем производства растет, соответственно, быстрее, в такой же степени или медленнее, чем затраты ресурсов.

Для принятия фирмой оптимальных решений необходимо учитывать инфор­мацию об уровне издержек. Различаются бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсхо­дованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Экономические издержки — это издержки упущенных возможностей (аль­тернативные затраты). Они равны сумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования затраченных ресурсов. Разница между экономическими и бухгалтерскими (явными) издержками представляет собой неявные издержки. В краткосрочном периоде издержки делятся на постоянные и переменные. В долгосрочном периоде все издержки выступают как переменные. Различа­ются общие и средние (в расчете на единицу продукции) издержки. Допол­нительные издержки, связанные с увеличением производства продукции на единицу, называются предельными.

Информация об уровне издержек позволяет построить изокосты (линии равных затрат), являющиеся аналогами бюджетных линий. Фирма миними­зирует издержки в точке касания изокосты с изоквантой при таком объеме выпуска продукции, при котором соотношение предельных продуктов фак­торов производства равно соотношению цен на них.

В долгосрочном периоде фирма выбирает оптимальный путь роста, который выражается в виде линии, проходящей через точки касания изокост и изоквант.

Учебные цели

1. Изучить производственную функцию, выяснить, каким образом она вы­ражает связь между структурой затрат и выпуском продукции, а также графически изобразить ее с помощью карты изоквант.

2. Раскрыть содержание предельной нормы технологического замещения ре­сурсов.

3. Обратить внимание на закон убывающей предельной производительности.

4. Выявить понятия среднего и предельного продукта переменного фактора производства.

5. Обратить внимание на различные виды эффектов масштаба производства.

6. Раскрыть содержание всех видов издержек и изучить их динамику.

7. Уяснить понятие изокосты.

8. Выявить условие минимизации фирмой своих издержек, а также опти­мальный путь роста фирмы.

Наши рекомендации