Тема8Безработица. Виды безработицы

Безработица — социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». По определению Международной организации труда (МОТ) — International Labor Organization (ILO) безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда. Численность безработных в каждый конкретный период зависит от цикла и темпов экономического роста, производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации. Для оценки безработицы используют следующие показатели:

Коэффициент занятости — удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве в общей численности населения страны.

Норма (уровень) безработицы — процент безработных в общей численности рабочей силы.

Естественная безработица — процент (удельный вес) общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности.

Норма безработицы постоянно изменяется под влиянием общественного производства — циклического характера экономических спадов и роста производства; технического прогресса, требующего повышения квалификации и изменения профессий наемного персонала. При спаде производства безработица растет, а при расширении и подъеме — падает.

Соотношение динамики безработицы и динамики ВНП получило название закона Оукена: прирост реального объема ВНП примерно на 2% дает сокращение нормы безработицы примерно на 1% и, наоборот, сокращение реального объема ВНП примерно на 2% повышает норму безработицы примерно на 1% Таким образом, безработица считается естественным состоянием рынка труда. Однако возможны ее колебания вверх или вниз от естественной нормы.

Выделяют следующие виды безработицы:

Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет.

Безработица маргинальная — безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности)

Безработица сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики

Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест

Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий;

Безработица технологическая— безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы становится либо излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Тема9

В настоящее время можно выделить три направленияэкономического роста:
Неоклассическую.
Неокейнсианскую.
Историко-социологическую.
Неоклассическая теория экономического роста строится на предпосылке достижения устойчивого равновесия без вмешательства государства. Яркими представителями этого направления являются Р. Солоу и Дж. Мид.
Методологической основой их моделей экономического роста послужили классическая теория факторов производства, трактующая труд, капитал и землю в качестве самостоятельных факторов образования общественного продукта, и теория предельной производительности, в соответствии с которой доходы, получаемые владельцами факторов производства, определяются предельными продуктами этих факторов. Анализ в этих моделях проводится при помощи аппарата производственной функции с расширяющимся числом факторов производства и предполагающей их взаимозаменяемость. Так, Р. Солоу в статье «Технический прогресс и агрегативная производственная функция» предпринял попытку исследовать функциональную зависимость объёма производства от технического прогресса. Для описания макроэкономической системы Р. Солоу использовал несколько уравнений. Его разработки предоставили более широкие возможности для анализа тенденций развития макроэкономических систем, послужили толчком для разработки многочисленных моделей подобного типа.
Модель экономического роста Р. Солоу исходит из того, что необходимым условием сбалансированногоэкономического роста является равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупное предложение определяется в модели производственной функцией, а совокупный спрос - инвестиционными и потребительскими расходами.
По мнению Р. Солоу, единственным условием экономического роста является темп роста технического прогресса. Следовательно, модель Р. Солоу позволяет раскрыть взаимосвязь трёх источниковэкономического роста - инвестиционный, численности рабочей силы и технического прогресса. Воздействие государства на экономический рост возможно через его влияние на норму сбережений и на скорость технического прогресса.
В рамках неоклассической теории экономического роста действует золотое правило накопления. Оно заключается в следующем: фонд потребления на душу населения растёт с максимальным темпом, если норма сбережений равна эластичности объёма производства по капиталу.
В целом неоклассические модели экономического роста, опираясь на производственную функцию, определяют систему количественных характеристик для оценки воздействия факторов производства наэкономический рост.

Неокейнсианская теория возникла как развитие и критическая переработка кейнсиан- ской теориимакроэкономического равновесия. Она основывается на главном постулате Дж. Кейнса - совокупном спросе. Авторы данной теории исходили из того, что решающим условием сбалансированного ростаэкономики является увеличение совокупного спроса, а основным фактором экономического роста являются инвестиции. К числу моделей неокейнсиан- ской теории относят модели Р. Харрода и Е. Домара.
Харрод Р. сформулировал ряд уравнений динамики, каждое из которых отражает особенностиэкономического роста. При этом им выделяется: а) «гарантированный» темп роста, т.е. такой, который создаёт условия равенства сбережений и инвестиций, определяя траекторию устойчивого экономического роста; б) «естественный» темп роста, соответствующий темпу роста населения и производительности труда, т.е. он совпадает с потенциальными возможностями производства.
Гарантированный темп роста, как правило, не совпадает с «естественным». Отклонения порождают в экономике длительные тенденции в форме стагнации или инфляции. Поэтому, чтобы поддерживать устойчивый рост, необходимо вмешательство государства в регулирование совокупного спроса.
Модель Е. Домара учитывает двойственную роль инвестиций, которые не только создают доход, влияющий на объём совокупного спроса, но и приводят к увеличению производст-венных мощностей, а следовательно, и к возрастанию рыночного предложения. Основную задачу экономического роста Е. Домар усматривает в том, чтобы определить объём инвестиций, необходимый для такого роста дохода, а значит и платёжеспособного спроса, который покрывал бы прирост предложения товаров, вызванный ростом производственных мощностей. По его мнению, можно найти такие темпы экономического роста, которые обеспечивали бы равенство прироста дохода и прироста продукции, а следовательно, равенство совокупного спроса и совокупного предложения в процессе экономического роста.
Неокейнсианские модели экономического роста (Харрода и Домара) оказались по полученным результатам несколько близкими, что их впоследствии стали именовать объединённой моделью Харрода-Домара.
Уравнение Харрода-Домара для определения темпов роста выглядит следующим образом
Тр = 5 / С,
где Тр - темп экономического роста; 5 - отношение чистых сбережений (инвестиций) к совокупному доходу (5 / НД); С - коэффициент капиталоёмкости, определяемый как отношение основного капитала к произведённой продукции (К / НД).
Большая величина 5 (норма накопления) приводит к высокому темпу роста. Чем ниже коэффициент капиталоёмкости продукции С, тем больше будет получено продукции. Следовательно, темп роста прямо пропорционален 5 - норме накопления и обратно пропорциона-лен С - коэффициенту капиталоёмкости продукции.

Представителем историко-социологической теории является американский экономист и социолог У. Ростоу, автор книги «Стадии роста», вышедшей в 1961 г. В ней он выделил пять стадий роста:
Классовое общество: статическое равновесие, ограниченные возможности использо-вания результатов научно-технического прогресса, падение доходов на душу населения.
Стадия создания условий для разбега: постепенно формируются условия для разбега за счёт некоторого повышения эффективности производственных процессов.
Стадия разбега: за счёт повышения удельного веса инвестиций в национальном доходе, использования достижений научно-технического прогресса преодолевается сопротивление развитию.
Путь к зрелости: возрастают темпы экономического роста, увеличение производства опережает рост населения.
Общество высокого массового потребления: производственный потенциал начинает работать преимущественно на потребителя, а ведущим сектором экономики становятся отрасли, производящие товары длительного пользования.
В своей более поздней работе «Политика и стадии роста» У. Ростоу выступил с концепцией шестой стадиироста - поиска качества жизни, в которой ведущим сектором экономики выступает уже сфера услуг, а на первый план общественного прогресса выдвигается духовное развитие членов общества.
Теория У. Ростоу носит слишком общий характер и больше ориентирована на экономический рост в историческом плане, чем даёт представление о механизме и об источниках самого экономического роста.Однако для большинства авторов предметом исследования служит экономический рост не в широком, а в узком смысле слова.
Модели экономического роста позволяют оценивать последствия многих экономических процессов, создавать «правила хозяйственного поведения», сочетающие как социальные, так и экономические аспекты.
И всё же рассматриваемые модели разнятся между собой. Так, кейнсианские модели, как и учение в целом, основаны на спросе, который обеспечивает сбалансированный экономический рост. Главная часть спроса - капитальные вложения, которые посредством мультипликационного эффекта увеличивают прибыль. Кейнсианцы не разделяют неоклассическую позицию эффективности факторов производства и их взаимозаменяемости.

Тема10

Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

Реально, как экономический феномен, инфляция возникла в XX в., хотя периоды заметного роста цен бывали и ранее, например, в периоды войн. Сам термин «инфляция» возник в связи с массовым переходом национальныхденежных систем к обращению неразменных бумажных денег. Первоначально в экономический смысл инфляции был вложен феномен избыточности бумажных денег и в связи с этим ихобесценение. Обесценение денег ведет к росту товарных цен. В этом и проявляется инфляция (это слово переводится с латыни как «разбухание»).

В современной экономике инфляция возникает как следствие целого комплекса причин (факторов), что подтверждает, что инфляция — не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция зависит также от социальной психологии и общественных настроений. В этой связи справедлив термин «инфляционные ожидания»: если обществоожидает инфляцию, она неизбежно возникнет. В CC в. инфляция стала постоянным элементом рыночной экономики. Этому способствовал целый ряд факторов глобального порядка: быстрый рост товарного производства, усложнение его структуры; системы цен и социальных трансфертов стали универсальными; изменилась практика ценообразования под влиянием монополистических предприятий, резко снизилась сфера ценовой конкуренции. Повышение эффективности производства проявляется, как правило, не в снижении цен, а в росте массы прибыли и доходов участников производства.

Динамика цен в сторону их увеличения — предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция.

Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета — также причина инфляции.

Решающая характеристика инфляции — ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая — на 30-100% в год; гиперинфляция — на тысячи и десятки тысяч процентов в год.

Тема11

Фискальная политика государства.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению

государственных расходов, налогообложения и состояния государственного

бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство

неинфляционного ВНП. Современная фискальная политика включает прямые и косвенные

финансовые методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного

регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное

воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие

инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики;

д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности

производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь

играет система налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды доходов,

предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п.,

государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического

роста и избежать резких взлетов и падений производства.

Типы фискальной политики:

• Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в

краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада

экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или

комбинирование этих мер.

• Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет

своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение

госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. Затяжная стагфляция

на фоне неэффективного управления государственными расходами создает

предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в

экономиках переходного периодов, том числе и в России.

• Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин

государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате

специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости,

объема производства и темпов инфляции. Эффективная дискреционная фискальная

политика предполагает грамотную диагностику происходящих

экономических процессов, на основе

которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные

расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

• Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение

названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение

(уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста

(уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это

автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо

государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (или

уменьшение) чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста

(или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.

Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм,

позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска,

не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные

стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных

шагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без

непосредственного вмешательства правительства.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета,

вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и

увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема)

деловой активности.

В фазе циклического подъема Y2>Yo, и поэтому налоговые отчисления автоматически

возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате

возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В фазе

циклического спада Y1<Y0, и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты

растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста

совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Величины циклических дефицитов и излишков определяются степенью

"крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона

налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а

угол наклона функции государственных расходов G - величиной у, которая

характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и

изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше

вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Глава II.II: Фискальная распущенность Российской Федерации: британский прогноз

на отношения РФ и Белоруссии в 2007-2008г.г.

Ценой дальнейшей блокировки рыночных реформ РФ будет смягчение фискальной

политики. Бюджету РФ потребуется больше денег для компенсации от новых цен на газ

и нефть, а также на продолжение щедрых программ помощи сельскому хозяйству и

повышения зарплаты: «Ожидается, что дефицит бюджета составит около 3,5% в

2007г. Это будет отражать нежелание России предоставить белорусскому правительству

возможность зарабатывать еще больше денег от экспорта нефтепродуктов,

произведенных из дешевой российской нефти».

EIU точно спрогнозировал, что Беларусь не будет платить за газ в четыре раза

больше. Он посчитал, что цена для Беларуси будет меньше, чем для Украины ($135 за

1 тыс. куб.м).

Британцы также угадали, что Беларусь пойдет на продажу «Белтрансгаза».

Однако оценка издержек для Беларуси от повышения цен газа (4% ВВП) оказалась

чересчур пессимистичной. На самом деле, с учетом $625 млн. за часть акций

«Белтрансгаза» получилось чуть больше 1% ВВП. EIU исходил из того, что

в 2008г. цена газа для Беларуси составит $160 за 1 тыс. куб. м.

Британцы прогнозируют, что «правительство едва ли перенесет всю тяжесть

повышения цен на конечных потребителей. Оно постарается смягчить удар при помощи

субсидий ». Поэтому в 2007-08гг. едва ли стоит ждать уменьшения налоговой

нагрузки: «Увеличение расходов приведет к росту дефицита бюджета примерно до

3,8% ВВП в 2008г. » И это при том, что правительство сохранит большой объем

квазифискальных операций, в первую очередь директивное кредитование предприятий

госбанками. Финансирование дефицита бюджета будет осуществляться в основном из

внутренних источников путем «принуждения коммерческих банков к покупке

государственных ценных бумаг ». По мнению EIU, Россия предложит свои

кредитные ресурсы для финансирования госрасходов Беларуси.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Основными функциями бюджета являются:

перераспределение национального дохода и ВВП;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение социальной политики;

контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

· Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП [17,стр.147]. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, ускорение социального развитие и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

· Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

· Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

· Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

· Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

· В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значениебюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. [17, стр.150]. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Некоторые авторы, например, Романовский М.В., выделяют еще две функции. Образование бюджетного фонда.Эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция – использование бюджетного фонда – принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Таким образом, структура бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.

Роль Федерального бюджета в финансовых планах страны

По своей внешней форме Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ѕ всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением.

Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Тема12

Наши рекомендации