Внешние факторы, определяющие туристскую активность
Туристская активность зависит от ряда факторов, не связанных непосредственно с туризмом, но влияющих на объем и форму спроса на туристский продукт. ВТО выделяет внешние (экзогенные) факторы,которые дают направление развитию туризма и формирует направленность туристских потоков, а именно:
• демографические и социальные изменения;
• развитие торговли;
• изменения в политике, законодательной и регулятивной оферах;
• экономические и финансовые изменения;
состояние транспортной инфраструктуры и сферы информационного обеспечения; безопасность путешествия.
Демографические и социальные изменения проявляются в том, что все большее число людей предпочитает выделять время и деньги на путешествие. К основным демографическим и социальным изменениям можно отнести:
старение населения;
увеличение числа работающих женщин;
тенденцию к поздним бракам;
возрастание доли одиноких людей;
быстрый рост числа бездетных семейных пар по сравнению ростом народонаселения;
повышение семейного дохода;
увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;
ослабление иммиграционных ограничений;
тенденцию к снижению возрастного ценза ухода на пенсию;
возрастание осознания возможностей туризма.
Старение населения. Это результат послевоенного (начиная с 1945 г.) всплеска рождаемости, ее падения в 60-70-е годы и соответственно снижения численности населения в возрасте 15-25 лет, а также повышения продолжительности жизни взрослого населения, проявляющего заботу о своем здоровье, в индустриально развитых и развивающихся странах. Демографические показатели подтверждают, что люди старшей возрастной группы (от 55 до 59 лет) начинают играть важную роль в международном туризме, проявляют повышенную туристскую активность.
Увеличение числа работающих женщин, стремление к карьере, тенденция к поздним бракам. Эти изменения оказывают влияние на расширение такого сегмента туристского рынка, как «деловые леди».
Увеличение доли одиноких людей и быстрый рост бездетных семей. Влияние этих изменений отражается на расширении таких сегментов туристского рынка, как поездки для «одиночек», с целью отдыха и в каникулярное время.
Повышение семейного дохода. Увеличение туристской активности с ростом семейного дохода проявляется в том, во время отпуска люди тратят много денег. Обеспеченные туристы среднего возраста отдают предпочтение активному отдыху. Модным становится направление, предлагающее туристский продукт высокого качества.
Увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска. Этот социальный фактор влияет на увеличение потребности в поездках по целям и видам деятельности, а также туристской активности в «средний» и «низкий» сезоны.
Ослабление иммиграционных ограничений. Ожидается, что рабочая сила в странах третьего мира достигнет 700 млн человек к 2010 г., в то время как численность молодого населения в новых индустриальных странах останется на прежнем уровне или даже уменьшится. По прогнозу рабочей группы ВТО, это вызовет ослабление иммиграционных ограничений с целью привлечения людских ресурсов для поддержания экономического роста в этих странах. На развитии туризма это может отразиться следующим образом:
• возрастет количество поездок рабочих-мигрантов между странами проживания и центрами занятости за рубежом;
• появится турпродукт, рассчитанный на специфические этнические группы.
Тенденция к снижению возрастного ценза ухода на пенсию. Уровень образования, материальный достаток, здоровье и активность позволяют пенсионерам, по мнению рабочей группы ВТО, использовать длительные туры, разнообразный туристский продукт.
Возрастание осознания возможностей туризма. Влияние людей друг на друга формирует общемировой, космополитический стиль жизни. Интерес к другой культуре вызывает желание путешествовать и получать новые знания и впечатления. Появляется необходимость в новом и многовариантном туристском продукте.
Экономические и финансовые изменения. Туризм чувствителен к тому, на какой фазе (подъем или спад) находится экономика. Кризис 1997-1998 гг. сказался на развитии туризма во многих странах. В России спад выездного туризма произошел после августовского (1998 г.) падения курса рубля и сопровождался общим снижением покупательской способности населения и сокращением числа людей с высокими для осуществления зарубежных поездок доходами, что отразилось на туристской индустрии в странах прежде всего с теплым климатом, которые были ориентированы на удовлетворение потребностей российких туристов, имевших, но не использовавших возможности отправиться в путешествие.
Изменения валютных курсов также влияют на туристскую активность. Считается, что рост относительной стоимости поездки за рубеж на 5 % ведет к уменьшению спроса на выездной туризм на 6-10 %. Поэтому изменения курсов основных валют будут влиять на туристские потоки между странами с сильными и слабыми валютами.
Состояние транспортной инфраструктуры и средств информационного обеспечения. Использование более совершенных видов транспорта, средств информационного обеспечения, а также оформление туров через компьютер упростят организацию поездок и доставку туристов к месту туристского на- значения.
Таким образом, туристские мотивы как существенный компонент спроса и выбора туристского продукта являются объектом целого ряда влияний, к числу которых относятся внешние факторы, не связанные непосредственно с туризмом, но воздействующие как на объем, так и форму спроса и выбор туристского продукта. Поэтому туристские мотивации следует выявлять и рассматривать не в «чистом» виде, а с учетом различных факторов влияния.