Общие принципы построения страховых тарифов

Страховой тариф (брутто-ставка) представляет собой ставку страхового взно­са (премии) с единицы страховой суммы. Определяется страховой тариф в про­центах от страховой суммы либо в денежном отношении со 100 рублей страхо­вой суммы.

Расчет страхового взноса (премии) на основе страхового тарифа осуществля­ется следующим образом: Общие принципы построения страховых тарифов - student2.ru

где V – страховой взнос; S – страховая сумма; Т –страховой тариф.

Собранные страховые взносы призваны обеспечить страховщику создание различных по целевому назначению фондов и резервов: для выплат страховых возмещений и страховых сумм в случае наступления страховых событий, резерв­ного фонда колебаний убыточности, фонда предупредительных мероприятий и др., а также покрытие управленческих расходов, выплату комиссионных воз­награждений агентам, развитие страховой компании, получение прибыли и т. д. Следовательно, в страховом тарифе, лежащем в основе страховых взносов, изна­чально должны быть заложены соответствующие составляющие.

Принято выделять две основные части страхового тарифа (брутто-ставки): нетто-ставку и нагрузку.

Нетто-ставка страхового тарифа – часть, предназначенная для обеспечения страховых выплат по договорам страхования в связи с наступлением страховых событий и создания страховых резервов. Нетто-ставка состоит из основной части и рисковой надбавки. Основная часть нетто-ставки соответствует средним выпла­там страховщика со 100 руб. страховой суммы и зависит от вероятности наступ­ления страхового случая и средней тяжести страховых событий. Рисковая над­бавка вводится для того, чтобы учесть вероятное превышение ущерба относи­тельно ожидаемого значения (см. табл. 4).

Нагрузка – часть тарифа, обеспечивающая покрытие расходов на организа­цию процесса страховой защиты и все прочие расходы страховщика как субъек­та предпринимательской деятельности. В составе этих расходов выделяют преж­де всего расходы на ведение дела, которые включают:

— аквизиционные расходы – расходы, связанные с заключением договоров страхования: оплата специалистов, оценивающих степень риска, принимаемого на страхование, оплата комиссионных вознаграждений агентам, стоимость блан­ков и формуляров, заполняемых при заключении договоров, расходы, связанные с рекламой страховых услуг, и др.;

— инкассовые расходы – расходы страховой компании на сбор страховых платежей;

— управленческие расходы – расходы, обеспечивающие функционирование страховой компании: оплата труда сотрудников компании, арендная плата, опла­та коммунальных услуг, затраты, связанные с разработкой новых страховых про­дуктов, и др.;

— ликвидационные расходы – расходы, возникающие при наступлении страхо­вых случаев и связанные с его урегулированием: оплата труда специалистов, оценивающих степень ущерба, судебные издержки и т. п.

Если страховщик предполагает финансирование мероприятий по предупреж­дению наступления страховых случаев, сокращению их частоты или тяжести, в нагрузке предусматривается соответствующая часть, предназначенная для фор­мирования фонда предупредительных мероприятий.

И, наконец, поскольку страхование является коммерческой деятельностью, в составе нагрузки страховщик вправе предусмотреть составляющие, обеспечи­вающие получение прибыли от осуществления страховых операций и уплату на­логов.

В обобщенном виде состав тарифа представлен на схеме 16.1

Страховой тариф (брутто-ставка)
Нетто-ставка Нагрузка
Основная часть нетто-ставки Рисковая надбавка Расходы на ведение дела Расходы на предупредительные мероприятия Прибыль
         

Схема 16.1. Структура страхового тарифа

Соотношение нетто-ставки и нагрузки определяется каждым страховщиком самостоятельно на основе анализа своей деятельности, калькуляции затрат, с учетом конъюнктуры рынка. Как правило, величина нагрузки не превышает 30 % от брутто-ставки.

Основной составляющей страхового тарифа является нетто-ставка, которая определяется величиной риска того или иного вида страхования. Другими сло­вами, нетто-ставка – объективно обусловленная часть тарифа и для обеспечения финансовой устойчивости страхования не может быть меньше определенной ве­личины.

Регулировать величину тарифа можно лишь за счет доли нагрузки в брутто-ставке. За счет корректировки величины нагрузки достигают соответст­вия величины тарифа условиям рынка. Тарифы должны быть привлекательны для клиентов, с одной стороны, и не нарушать экономические основы деятель­ности компании – с другой. Так, например, в личном страховании доля нагруз­ки, как правило, не превышает 3–10 %. Это связано с тем, что большинство ви­дов страхования жизни являются дорогостоящими и, чтобы сделать тарифы бо­лее доступными для потенциальных страхователей, страховщики уменьшают величину нагрузки, главным образом за счет невключения в нагрузку норматива прибыли. Прибыль страховщика в данном случае обеспечивается инвестировани­ем временно свободных средств страховых резервов по страхованию жизни, что­бы норма доходности по инвестициям превосходила норму доходности, зало­женную в расчет тарифов.

В актуарных расчетах принято следующее обозначение составных частей та­рифа: Тб – брутто-ставка; Тн – нетто-ставка; f – нагрузка. Задавая предполагаемый процент нагрузки, брутто-ставку рассчитывают по формуле: Общие принципы построения страховых тарифов - student2.ru

Все виды страхования подразделяются на рисковые виды страхования и виды личного страхования, объединенные под общим названием «страхование жизни».

Под страхованием жизни понимают виды личного страхования, преду­сматривающие накопление денежных сумм (взносов) в течение срока действия договоров страхования и выплаты страховых сумм в случаях смерти застрахо­ванного, дожития застрахованного до окончания срока страхования или опреде­ленного договором страхования возраста или события, выплату пенсии (ренты, аннуитета) застрахованному в случаях, предусмотренных договором страхования (окончание действия договора, достижение застрахованным определенного воз­раста), текущие выплаты (аннуитеты) в период действия договора страхования. Договоры страхования жизни заключаются, как правило, на срок один год и более.

К рисковым относятся виды страхования иные, чем страхование жизни, т.е. не связанные с накоплением страховой суммы в течение срока действия догово­ра страхования и предусматривающие при наступлении страхового случая вы­плату страхового возмещения в пределах страховой суммы в зависимости от сте­пени ущерба, причиненного объекту страхования, и системы ответственности, оговоренной в договоре страхования.

Экономическая сущность страховых операций, определяющая общий подход к построению нетто-ставки страхового тарифа во всех видах страхования, осно­вывается на принципе взаимной раскладки ущерба между всеми страхователями и на так называемом принципе нуля, который предполагает равенство финансо­вых обязательств страховщика и страхователя. Другими словами, сумма страхо­вых взносов, соответствующих нетто-ставке, должна быть равна сумме страхо­вых выплат. Отсюда общий алгоритм расчетов нетто-тарифов включает следую­щие основные этапы:

1) оценка суммы предстоящих выплат;

2) нахождение размера страхового взноса (тарифа) путем раскладки ожидае­мого ущерба (выплат) между всеми страхователями.

При этом расчет тарифов в страховании жизни и в рисковых видах имеет свои особенности. Большинство видов страхования жизни имеют долговремен­ный характер. Между уплатой взносов и выплатой платежа, как правило, прохо­дит значительный промежуток времени, что позволяет использовать временно свободные денежные фонды из собранных взносов страхователей для инвести­рования и получать доход, на величину которого первоначальная сумма соби­раемых взносов может быть уменьшена. Эти особенности требуют уточнения равенства финансовых обязательств в страховании жизни: на момент заключе­ния договоров равенство должно отражать современную стоимость финансовых обязательств страховщика и страхователя. Таким образом, при расчетах тарифов в личном страховании появляется дополнительный промежуточный этап вычис­лений – определение современной стоимости предстоящих выплат, которая за­висит, в свою очередь, от срока страхования и нормы доходности. Для нахож­дения современной стоимости используют методы долгосрочных финансовых исчислений, в частности дисконтирование (см. табл. 5).

В общем виде различия в подходах к расчету тарифов в страховании жизни и в рисковых видах отражает схема 16.2.

Отрасли и виды страхования Показатели, лежащие в основе расчета нетто-ставки
Страхование жизни 1. Личное страхование в том числе: страхование на дожитие; страхование на случай смерти; страхование ренты (пенсии, аннуитета); страхование детей к совершеннолетию и т. п. Показатели смертности и доживаемости из таблиц смертности соответствующих половозрастных групп населения; норма доходности; срок страхования
Рисковые виды страхование от несчастных случаев и болезней; медицинское страхование. 2. Имущественное страхование. 3. Страхование ответственности Вероятность наступления страхового случая или убыточности страховой суммы

Схема 16.2. Показатели, лежащие в основе страховых тарифов

Степень риска отдельных страховых событий значительно колеблется по тер­риториям, группам однородных объектов страхования, категориям страхователей и т.д. В целях обеспечения соответствия тарифных ставок степени риска (убы­точности) в страховании применяют дифференциациютарифов.

Различают три уровня дифференциации страховых тарифов: средние, диф­ференцированные, индивидуальные.

Если страховщик не располагает достаточной информацией об уровне и факторах риска, особенностях подлежащих страхованию объектов, способных оказать влияние на величину возможного ущерба, используют средние тарифы. Основной сферой применения средних страховых тарифов является обязатель­ное страхование и страхование, охватывающее большое число однородных объ­ектов. Например, средние тарифы могут использоваться при страховании опре­деленных грузов, отправляемых покупателю одним и тем же видом транспорта, при страховании однотипного жилого фонда и т.п.

Дифференцированные тарифы применяются для страхования объектов и рис­ков, объединенных в группы (классы) по определенным признакам, являющим­ся факторами степени риска. Так, например, тарифы по страхованию имущест­ва предприятий дифференцируют по группам зданий, используемых с различ­ными целями (производственные, торговые, административные и др. помещения) или расположенных в регионах с различными природно-кли­матическими условиями. Тарифы по страхованию работников предприятий мо­гут быть дифференцированы в зависимости от характера деятельности предпри­ятия, условий труда работников и др. По огневому страхованию выделяют груп­пы строений с различной огнестойкостью (деревянные, кирпичные, бетонные и проч.). По страхованию животных тарифы различаются по видам и породам животных и т.д.

Дифференцированные тарифы применяются как в обязательном, так и в добровольном страховании. Примером дифференцированных тарифов в обяза­тельном страховании могут служить тарифы по обязательному страхованию гра­жданской ответственности владельцев средств транспорта, различающиеся по отдельным типам средств транспорта (легковые, грузовые, автобусы и т.д.), мощности мотора, стажа водителя и некоторым другим признакам. Основной сферой применения дифференцированных тарифов является добровольное стра­хование.

Вторичной дифференциацией страховых тарифов называют формирование индивидуальных тарифов. Индивидуальные тарифыустанавливаются для конкрет­ного страхователя и могут быть двух типов. Индивидуальный тариф первого типа представляет собой результат разностороннего экономического и математи­ческого анализа степени риска конкретной деятельности соответствующего стра­хователя. Расчет индивидуального тарифа первого типа основывается на значи­тельном объеме статистических данных и технических характеристик по рас­сматриваемому объекту и виду риска. При этом методика расчета тарифа, как правило, индивидуальна и адаптирована к конкретным условиям. Оправдано вы­числение индивидуальных тарифов для крупных объектов с нетиповыми риска­ми и пиковым типом колебания убыточности.

Чаще на практике применяют индивидуальные тарифы второго типа, кото­рые формируются путем применения скидок или надбавок к дифференцирован­ному или среднему тарифу, исходя из экспертных или статистических оценок пониженного или повышенного риска для отдельного страхователя. Примером такой тарификации служит широко применяемая за рубежом система страхова­ния автомобилей «бонус – малус», часто называемая системой бонус (от латин­ского бонус – хороший). Согласно этой системе на первом году все страхова­ние осуществляется по единому тарифу для отдельных групп объектов страхова­ния, формируемых в зависимости от модели, возраста, условий хранения автомобиля и т.д., затем ежегодно при продлении договоров страхования уста­навливаются индивидуальные тарифы, которые определяются посредством:

а) скидки (бонус), если не было убытков, исков к страховой компании от страхователя;

б) надбавки (малус) – при наличии одного или нескольких убытков, исков.

Скидки, надбавки при этом могут быть довольно существенны и достигать 50-70 %.

Наши рекомендации