Общие принципы построения страховых тарифов
Страховой тариф (брутто-ставка) представляет собой ставку страхового взноса (премии) с единицы страховой суммы. Определяется страховой тариф в процентах от страховой суммы либо в денежном отношении со 100 рублей страховой суммы.
Расчет страхового взноса (премии) на основе страхового тарифа осуществляется следующим образом:
где V – страховой взнос; S – страховая сумма; Т –страховой тариф.
Собранные страховые взносы призваны обеспечить страховщику создание различных по целевому назначению фондов и резервов: для выплат страховых возмещений и страховых сумм в случае наступления страховых событий, резервного фонда колебаний убыточности, фонда предупредительных мероприятий и др., а также покрытие управленческих расходов, выплату комиссионных вознаграждений агентам, развитие страховой компании, получение прибыли и т. д. Следовательно, в страховом тарифе, лежащем в основе страховых взносов, изначально должны быть заложены соответствующие составляющие.
Принято выделять две основные части страхового тарифа (брутто-ставки): нетто-ставку и нагрузку.
Нетто-ставка страхового тарифа – часть, предназначенная для обеспечения страховых выплат по договорам страхования в связи с наступлением страховых событий и создания страховых резервов. Нетто-ставка состоит из основной части и рисковой надбавки. Основная часть нетто-ставки соответствует средним выплатам страховщика со 100 руб. страховой суммы и зависит от вероятности наступления страхового случая и средней тяжести страховых событий. Рисковая надбавка вводится для того, чтобы учесть вероятное превышение ущерба относительно ожидаемого значения (см. табл. 4).
Нагрузка – часть тарифа, обеспечивающая покрытие расходов на организацию процесса страховой защиты и все прочие расходы страховщика как субъекта предпринимательской деятельности. В составе этих расходов выделяют прежде всего расходы на ведение дела, которые включают:
— аквизиционные расходы – расходы, связанные с заключением договоров страхования: оплата специалистов, оценивающих степень риска, принимаемого на страхование, оплата комиссионных вознаграждений агентам, стоимость бланков и формуляров, заполняемых при заключении договоров, расходы, связанные с рекламой страховых услуг, и др.;
— инкассовые расходы – расходы страховой компании на сбор страховых платежей;
— управленческие расходы – расходы, обеспечивающие функционирование страховой компании: оплата труда сотрудников компании, арендная плата, оплата коммунальных услуг, затраты, связанные с разработкой новых страховых продуктов, и др.;
— ликвидационные расходы – расходы, возникающие при наступлении страховых случаев и связанные с его урегулированием: оплата труда специалистов, оценивающих степень ущерба, судебные издержки и т. п.
Если страховщик предполагает финансирование мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев, сокращению их частоты или тяжести, в нагрузке предусматривается соответствующая часть, предназначенная для формирования фонда предупредительных мероприятий.
И, наконец, поскольку страхование является коммерческой деятельностью, в составе нагрузки страховщик вправе предусмотреть составляющие, обеспечивающие получение прибыли от осуществления страховых операций и уплату налогов.
В обобщенном виде состав тарифа представлен на схеме 16.1
Страховой тариф (брутто-ставка) | ||||
Нетто-ставка | Нагрузка | |||
Основная часть нетто-ставки | Рисковая надбавка | Расходы на ведение дела | Расходы на предупредительные мероприятия | Прибыль |
Схема 16.1. Структура страхового тарифа
Соотношение нетто-ставки и нагрузки определяется каждым страховщиком самостоятельно на основе анализа своей деятельности, калькуляции затрат, с учетом конъюнктуры рынка. Как правило, величина нагрузки не превышает 30 % от брутто-ставки.
Основной составляющей страхового тарифа является нетто-ставка, которая определяется величиной риска того или иного вида страхования. Другими словами, нетто-ставка – объективно обусловленная часть тарифа и для обеспечения финансовой устойчивости страхования не может быть меньше определенной величины.
Регулировать величину тарифа можно лишь за счет доли нагрузки в брутто-ставке. За счет корректировки величины нагрузки достигают соответствия величины тарифа условиям рынка. Тарифы должны быть привлекательны для клиентов, с одной стороны, и не нарушать экономические основы деятельности компании – с другой. Так, например, в личном страховании доля нагрузки, как правило, не превышает 3–10 %. Это связано с тем, что большинство видов страхования жизни являются дорогостоящими и, чтобы сделать тарифы более доступными для потенциальных страхователей, страховщики уменьшают величину нагрузки, главным образом за счет невключения в нагрузку норматива прибыли. Прибыль страховщика в данном случае обеспечивается инвестированием временно свободных средств страховых резервов по страхованию жизни, чтобы норма доходности по инвестициям превосходила норму доходности, заложенную в расчет тарифов.
В актуарных расчетах принято следующее обозначение составных частей тарифа: Тб – брутто-ставка; Тн – нетто-ставка; f – нагрузка. Задавая предполагаемый процент нагрузки, брутто-ставку рассчитывают по формуле:
Все виды страхования подразделяются на рисковые виды страхования и виды личного страхования, объединенные под общим названием «страхование жизни».
Под страхованием жизни понимают виды личного страхования, предусматривающие накопление денежных сумм (взносов) в течение срока действия договоров страхования и выплаты страховых сумм в случаях смерти застрахованного, дожития застрахованного до окончания срока страхования или определенного договором страхования возраста или события, выплату пенсии (ренты, аннуитета) застрахованному в случаях, предусмотренных договором страхования (окончание действия договора, достижение застрахованным определенного возраста), текущие выплаты (аннуитеты) в период действия договора страхования. Договоры страхования жизни заключаются, как правило, на срок один год и более.
К рисковым относятся виды страхования иные, чем страхование жизни, т.е. не связанные с накоплением страховой суммы в течение срока действия договора страхования и предусматривающие при наступлении страхового случая выплату страхового возмещения в пределах страховой суммы в зависимости от степени ущерба, причиненного объекту страхования, и системы ответственности, оговоренной в договоре страхования.
Экономическая сущность страховых операций, определяющая общий подход к построению нетто-ставки страхового тарифа во всех видах страхования, основывается на принципе взаимной раскладки ущерба между всеми страхователями и на так называемом принципе нуля, который предполагает равенство финансовых обязательств страховщика и страхователя. Другими словами, сумма страховых взносов, соответствующих нетто-ставке, должна быть равна сумме страховых выплат. Отсюда общий алгоритм расчетов нетто-тарифов включает следующие основные этапы:
1) оценка суммы предстоящих выплат;
2) нахождение размера страхового взноса (тарифа) путем раскладки ожидаемого ущерба (выплат) между всеми страхователями.
При этом расчет тарифов в страховании жизни и в рисковых видах имеет свои особенности. Большинство видов страхования жизни имеют долговременный характер. Между уплатой взносов и выплатой платежа, как правило, проходит значительный промежуток времени, что позволяет использовать временно свободные денежные фонды из собранных взносов страхователей для инвестирования и получать доход, на величину которого первоначальная сумма собираемых взносов может быть уменьшена. Эти особенности требуют уточнения равенства финансовых обязательств в страховании жизни: на момент заключения договоров равенство должно отражать современную стоимость финансовых обязательств страховщика и страхователя. Таким образом, при расчетах тарифов в личном страховании появляется дополнительный промежуточный этап вычислений – определение современной стоимости предстоящих выплат, которая зависит, в свою очередь, от срока страхования и нормы доходности. Для нахождения современной стоимости используют методы долгосрочных финансовых исчислений, в частности дисконтирование (см. табл. 5).
В общем виде различия в подходах к расчету тарифов в страховании жизни и в рисковых видах отражает схема 16.2.
Отрасли и виды страхования | Показатели, лежащие в основе расчета нетто-ставки | |
Страхование жизни | 1. Личное страхование в том числе: страхование на дожитие; страхование на случай смерти; страхование ренты (пенсии, аннуитета); страхование детей к совершеннолетию и т. п. | Показатели смертности и доживаемости из таблиц смертности соответствующих половозрастных групп населения; норма доходности; срок страхования |
Рисковые виды | страхование от несчастных случаев и болезней; медицинское страхование. 2. Имущественное страхование. 3. Страхование ответственности | Вероятность наступления страхового случая или убыточности страховой суммы |
Схема 16.2. Показатели, лежащие в основе страховых тарифов
Степень риска отдельных страховых событий значительно колеблется по территориям, группам однородных объектов страхования, категориям страхователей и т.д. В целях обеспечения соответствия тарифных ставок степени риска (убыточности) в страховании применяют дифференциациютарифов.
Различают три уровня дифференциации страховых тарифов: средние, дифференцированные, индивидуальные.
Если страховщик не располагает достаточной информацией об уровне и факторах риска, особенностях подлежащих страхованию объектов, способных оказать влияние на величину возможного ущерба, используют средние тарифы. Основной сферой применения средних страховых тарифов является обязательное страхование и страхование, охватывающее большое число однородных объектов. Например, средние тарифы могут использоваться при страховании определенных грузов, отправляемых покупателю одним и тем же видом транспорта, при страховании однотипного жилого фонда и т.п.
Дифференцированные тарифы применяются для страхования объектов и рисков, объединенных в группы (классы) по определенным признакам, являющимся факторами степени риска. Так, например, тарифы по страхованию имущества предприятий дифференцируют по группам зданий, используемых с различными целями (производственные, торговые, административные и др. помещения) или расположенных в регионах с различными природно-климатическими условиями. Тарифы по страхованию работников предприятий могут быть дифференцированы в зависимости от характера деятельности предприятия, условий труда работников и др. По огневому страхованию выделяют группы строений с различной огнестойкостью (деревянные, кирпичные, бетонные и проч.). По страхованию животных тарифы различаются по видам и породам животных и т.д.
Дифференцированные тарифы применяются как в обязательном, так и в добровольном страховании. Примером дифференцированных тарифов в обязательном страховании могут служить тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев средств транспорта, различающиеся по отдельным типам средств транспорта (легковые, грузовые, автобусы и т.д.), мощности мотора, стажа водителя и некоторым другим признакам. Основной сферой применения дифференцированных тарифов является добровольное страхование.
Вторичной дифференциацией страховых тарифов называют формирование индивидуальных тарифов. Индивидуальные тарифыустанавливаются для конкретного страхователя и могут быть двух типов. Индивидуальный тариф первого типа представляет собой результат разностороннего экономического и математического анализа степени риска конкретной деятельности соответствующего страхователя. Расчет индивидуального тарифа первого типа основывается на значительном объеме статистических данных и технических характеристик по рассматриваемому объекту и виду риска. При этом методика расчета тарифа, как правило, индивидуальна и адаптирована к конкретным условиям. Оправдано вычисление индивидуальных тарифов для крупных объектов с нетиповыми рисками и пиковым типом колебания убыточности.
Чаще на практике применяют индивидуальные тарифы второго типа, которые формируются путем применения скидок или надбавок к дифференцированному или среднему тарифу, исходя из экспертных или статистических оценок пониженного или повышенного риска для отдельного страхователя. Примером такой тарификации служит широко применяемая за рубежом система страхования автомобилей «бонус – малус», часто называемая системой бонус (от латинского бонус – хороший). Согласно этой системе на первом году все страхование осуществляется по единому тарифу для отдельных групп объектов страхования, формируемых в зависимости от модели, возраста, условий хранения автомобиля и т.д., затем ежегодно при продлении договоров страхования устанавливаются индивидуальные тарифы, которые определяются посредством:
а) скидки (бонус), если не было убытков, исков к страховой компании от страхователя;
б) надбавки (малус) – при наличии одного или нескольких убытков, исков.
Скидки, надбавки при этом могут быть довольно существенны и достигать 50-70 %.