Направления совершенствования подтверждения соответствия в рамках вступления России в ВТО
Вступление России во Всемирную торговую организацию, присоединение на взаимосогласованных условиях к торговым соглашениям, достигнутым странами-участницами этой организации за полвека, означает формальное снятие преград на пути российских товаров на мировые рынки с одновременным встречным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей. Прорыв на мировые рынки для российской экономики является насущной необходимостью, шагом, который, как представляется некоторым, способен радикально повлиять на выбор пути и возможности ее развития. В связи с этим в исследовании нуждаются вопросы качества баланса приобретений и утрат российской экономики в случае присоединения к ВТО и оптимизации деятельности предприятий в ожидании этого события.
С правовой точки зрения ВТО представляет собой многостороннее соглашение, регламентирующее около 97 % оборота мировой торговли товарами и услугами. Соответственно формирование современных экологических кризисных проблем глобального, регионального и местного значения спровоцировано и происходит под непосредственным и косвенным влиянием действующих соглашений ВТО.
Поэтому, как и в случае с экономическими показателями, для национальных экологических характеристик новых участников ВТО еще в период подготовки к их вступлению в эту организацию важно установить «BASELINE» по мониторингу экологических последствий.
Соглашение ВТО по сельскому хозяйству, регулирующее торговлю продуктами аграрного производства и механизмы применения государственных мер ее регулирования, может в случае присоединения страны к ВТО, привести к расширению пашни в благоприятных для аграрного производства регионах и к ее забрасыванию в зоне рискового земледелия. Проследить эту «цепочку» последействия полезно для оценки явного ущерба экономике и охране природы и для включения механизма превентивных мер - создание экосетей в староосвоенных аграрных регионах, перепрофилирования производства в неперспективных в отношении сельского хозяйства регионах и др.
Соглашение ВТО по применению санитарных и фитосанитарных норм, регламентирующее процедуры санитарного и фитосанитарного контроля. Присоединение к ВТО может изменить структуру экспорта лесной продукции, который в России пока ориентирован в основном на приграничную торговлю круглым неошкуренным лесом. Этим Соглашением создается дополнительный позитивный эффект в карантинных мерах по сокращению инвазий чужеродных видов.
В рамках этого Соглашения решаются и многие вопросы рынка аграрной продукции, полученной с использованием достижений генной инженерии (ГМ). Россия - одна из стран мира, в которой разработана и действует достаточно стройная и эффективная система оценки ГМ-культур на безопасность.
Соглашение по процедурам импортного лицензирования. Установление определенных барьеров на пути товаров и услуг, в т.ч. по экологическим стандартам, может привести к ускоренному, экологически неоправданному расширению соответствующих производств в России для приведения товаров и услуг в соответствие с новыми требованиями. Так, необходимость повышения качества экспортных нефтепродуктов приводит к увеличению загрязнения среды вокруг нефтехимических производств и росту заболеваемости местного населения.
Соглашение по техническим барьерам в торговле, определяющее условия применения регламентов, процедур сертификации и пр., может повлиять на сохранение уровня и даже расширение масштабов «грязного производства» в России, что связано с отсутствием механизма, препятствующего формированию «двойных экологических стандартов».
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Эта сфера в России находится на стадии становления и абсолютно не адаптирована к либерализации рынка. Именно в этом направлении можно ожидать позитивные экологические последствия в случае открытия для иностранных операторов «богатых», но остающихся монополизированными рынков экологических услуг, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), очистка коммунальных стоков, снижение уровня загрязнения воздуха, экологический консалтинг и др. Причем, опыт участия иностранных операторов в этой сфере, в т. ч. на рынке ЖКХ, имеется.
Наконец, Генеральное Соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Под него не попадают прямые меры политики стран-членов ВТО, касающиеся охраны окружающей среды, здоровья населения и защиты живой природы. Но в рамках выполнения требований этого Соглашения в России может существенно нарушиться сложившийся макроэкономический баланс, базирующийся на «внутренних ценах» на сырье, топливо, энергию и транспорт, а также тарифная система, защищающая отечественного товаропроизводителя и экспортера. Как условие сценария неадаптированное присоединение России к ГАТТ не рассматривается.