Научный подход в принятии управленческих решений
Необходимым условием реализации научного подхода в принятии решений по управлению организацией служат 4 основных принципа, игнорирование которых может привести к ошибочным действиям или неудовлетворённости результатом. Следование помогает.
1 принцип – организационное соответствие (организационная структура системы управления организацией должна быть приспособлена к осуществлению линейных и функциональных связей, что в свою очередь поможет контролю решения выполнения).
2 принцип – политика, стратегия и цели организации должны быть настолько четко сформулированы, чтобы они позволяли принимать решения общего характера, касающегося нового вида деятельности, выходящих за пределы сегодняшних возможностей (потребностей).
3 принцип – требует иметь достаточную и достоверную информацию об изменяющейся обстановке, необходимую для поддержания эффективных связей между подразделениями организации.
4 принцип – предусматривает гибкость, без которой могут остаться неиспользованными многочисленные возможности.
Научный подход в данном случае можно представить как совокупность основных способов получения новых знаний об объекте управления и методов решения задач, связанных с принятием и реализацией решений.
Подход включает в себя способы исследования управленческих ситуаций, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Выводы делаются с помощью правил рассуждения и принципов на основе изучения достоверной информации об объекте управления. Источником получения этой информации является окружающая среда.
Таким образом, можно выделить отличительные особенности применения научного метода в принятии у.р.:
-использование научного метода;
-системная ориентация;
-использование моделей;
В свою очередь научный метод состоит из 3-х этапов:
1. Наблюдение за объектом наблюдения;
Сбор информации о проблеме (управление ситуацией);
2. Формулирование гипотезы;
(Менеджер выявляет имеющиеся альтернативы (варианты действий), их последствия для ситуации, а также делает прогноз);
3. Верификация
(Менеджер проверяет гипотезу; менеджер подтверждает или опровергает достоверность гипотезы).
Применяя научный метод для решения проблем управления необходимо помнить, что организация это открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей. Поэтому 2 особенностью научного подхода является системная ориентация.
3 особенность – использование моделей (упрощенный макет объекта или процесса); моделирование необходимо в силу сложности процесса управления.
Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной ситуации, к которой она применяется. Любой метод принятия решений можно рассматривать как разновидность моделирования.
6. Основные подходы к описанию процессов принятия управленческих решений – системный, ситуационный и процессный
Системный подход
Основным понятием в данном подходе является система.
Система – это совокупность взаимодействующих элементов, которые функционируют по определенным законам и принципам.
Основу системного подхода составляет диалектический метод. Диалектикой в Древней Греции называлось искусство вести спор и добиваться истины путем: столкновения противоположных мнений; раскрытия и преодоления противоречий в доводах противника.
В настоящее время диалектический метод предполагает:
-анализ объективного мира как целого объекта, в котором все явления и процессы взаимозависимы и взаимообусловлены;
-понимание того, что как объективный мир, так и все его составляющие находятся в непрерывном и закономерном движении
и изменении (обновлении, прогрессивном развитии или деградации);
-рассмотрение неизбежности внутренних противоречий как источника изменений.
Системный подход в принятии решений опирается на два основных принципа:
-принцип системности;
-принцип изоморфизма;
Принцип системности – отражает всеобщность взгляда на объекты, явления и процессы, в которые вовлечена организация, как на систему со всеми присущими ей свойствами и закономерностями.
Принцип изоморфизма – частичное или полное соответствие структуры одной системы структуре другой, что позволяет моделировать ту или иную систему посредством другой.
Процедура системного анализа как основы системного подхода представляет собой программу исследования определенной открытой системы с целью поиска наилучшего решения.
Управление с позиции системного подхода направлено на разработку принятия и реализацию у.р. в условиях неопределенности, т.е. на снижение риска в управленческой деятельности.
Ситуационный подход
Ситуационный подход заключается в процессе принятия решений путем увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования организации.
Он концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри их самих пытается определить значимые переменные для ситуации и их влияние на эффективность деятельности организации. Именно вариативность (способность их изменять) внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.
Методологию ситуационного подхода к принятию решений можно представить как четырех шаговый процесс:
1 шаг. Руководитель должен быть знаком с профессиональными средствами управления, которые доказали свою эффективность (методы планирования контроля).
2 шаг. Каждая из методик и концепций имеет свои преимущества и недостатки. В случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен предвидеть последствия той или иной методики (концепции).
3 шаг. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию (определять факторы).
4 шаг. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые бы вызвали наименьший отрицательный эффект с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации наиболее эффективным путем при данных обстоятельствах.
Процессный подход
Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат, ресурсов и времени. Именно процессный подход к управлению позволяет увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления (организация, контроль, прогнозирование)
Качества выполнения предыдущего этапа (или функции) необходимы условия качественного выполнения последующего этапа или функции. В этом выражается взаимозависимость функций.
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений. В организации протекает множество процессов.
М. портер предполагает свою классификацию процессов в организации, основанную на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта.
В соответствии с этим критерием выделяет 3 группы процессов:
1 группа – основные (связаны с производством);
2 группа – обеспечивающие процесс (связанны с обслуживающим процессом);
3 группа – управленческие процессы (процессы по установлению целей и формированию условий их достижения.
В организации средних размеров можно выделить от полутора до двух с половиной тысяч процессов.
Процессный подход предполагает обращение внимания на процессы, связанные с определенными проблемами в организации. Каждая решенная проблема – это дополнительный экономический эффект.