Внешнеторговые сделки по купле-продаже объектов интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность — собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуаль­ный продукт, входящий в совокупность авторского и изобре­тательского права. Интеллектуальная собственность включа­ет в себя промышленную собственность и авторское право.

Объектами права интеллектуальной собственности явля­ются:

а). литературные, художественные и научные произведения;

б). исполнительская актерская деятельность, звукозапи­си, теле- и радиопередачи;

в). изобретения во всех областях человеческой деятельности;

г). научные открытия;

д). промышленные образцы;

е). товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования и обозначения.

Промышленная собственность- особые объекты, пользу­ющиеся международной правовой охраной: изобретения, то­варные знаки, промышленные образцы, фирменные наимено­вания. Промышленная собственность является составной частью интеллектуальной собственности.

Патент - инструмент правовой защиты объекта промыш­ленной собственности, под которым понимают документаль­ное оформление компетентным государственным органом прав изобретателя на авторство и распоряжение изобретением абсолютно нового продукта или процесса производства или значительным усовершенствованием существующего продук­та или технологии, а также предоставление изобретателю монопольного права на использование новшества в течение определенного времени.

Передача объектов промышленной собственности, пере­дача технологии, научно-технических знаний прикладного характера, а также знаний, материализованных в новейшей технике, принадлежащих их собственнику, другим субъектам рынка, в том числе международного рынка, осуществляется, как правило, на коммерческой основе. Собственник техноло­гии, выступая в качестве ее поставщика, передает покупателю технологии необходимую информацию, в том числе секреты производства и право на использование запатентованной технологии в оговоренных в лицензионном соглашении пре­делах.

Лицензионная торговля — реализация на возмездной основе результатов научно-технических и опытно-конструк­торских работ (НИОКР) в виде продажи лицензий и ноу-хау на внутреннем и мировом рынках,

Лицензия — предоставление организациям и лицам права использования защищенных патентами изобретений, техно­логий, технической и коммерческой информации, осуществле­ния разнообразных видов деятельности.

Лицензиар — собственник изобретения, патента, технологии или прав промышленной собственности, передающий их заин­тересованной стороне на основе лицензионного соглашения.

Лицензиат - сторона, приобретающая у собственника изобретений права организовывать производство с применением изобретений, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой и иной информа­ции, на основе лицензионного соглашения.

Лицензионное соглашение — юридический документ, на основании которого одно физическое или юридическое лицо (лицензиар), обладающее исключительным правом на объект промышленной собственности, передает другому лицу (лицен­зиату) на определенных условиях право на использование охраняемого объекта промышленной собственности.

Лицензионные платежи — денежное вознаграждение, выплачиваемое лицензиаром лицензиату за передачу прав на промышленную собственность. Основные формы лицензион­ных платежей:

-паушальный платеж - выплата твердой суммы, ког­да заранее рассчитанная сумма выплачивается еди­новременно;

-роялти, когда выплачиваемые периодически суммы рассчитываются впоследствии и зависят от экономи­ческих результатов (объем продаж продукта, полу­ченная прибыль, объем выпуска продукта).

Франчайзинг - предоставление за определенную плату одной известной компанией (франчайзером) другой неизве­стной компании (франчайзи) права на ведение хозяйственной деятельности под известной торговой маркой фран­чайзера. Это право называется франшизой.

Главное отличие франшизы от других видов контрактов состоит в том, что обычно франчайзйнговая система базиру­ется на уникальном продукте или услуге, методе ведения бизнеса, на торговой марке или патенте, которые разработаны франчайзером. Франчайзи владеет и управляет предприятием франчайзинговой системы и ведет бизнес в точном соответствии с предписаниями франчайзера по установленным им нормам и правилам.

Франчайзинг является одним из высокоэффективных спо­собов развития бизнеса и завоевания как внутренних, так и внешних рынков.

В международной практике существуют разнообразные формы франчайзинга. Так, в зависимости от того, на что распространяется право, передаваемое от франчайзера к фран-чайзи, выделяют следующие формы франчайзинга:

• товарная форма франчайзинга - предполагает пе­редачу прав продажи товаров франчайзера под его торговой маркой (например, продажа автомобилей, услуги автосервиса, продажа бензина и т.д.);

• производственная форма франчайзинга, при которой фирма производитель (франчайзер) спонсирует создание оптовой франчайзинговой системы. Может
быть двух видов:

-франчайзи выпускает продукцию, аналогичную продукции франчайзера, по лицензии последнего или под его торговой маркой;

-франчайзи осуществляет заключительную техноло­гическую обработку товара, произведенную фран­чайзером, или предпродажную подготовку, «довод­ку» технически сложных изделий, а затем продает их потребителю. Например, компания Соса Со1а продает оптовикам лицензии на производство сво­его напитка, и те, в свою очередь, из концентрата сиропа изготавливают, разливают в бутылки и продают конечный продукт различным продавцам на местных рынках;

• деловая форма франчайзинга — наиболее быстроразвивающаяся и популярная форма, которая связана с передачей права на использование имени франчайзе­ра, его производственной или маркетинговой технологией в сфере услуг. Примеры данной формы франчайзинга можно найти среди компаний, сдающих в аренду автомобили (Нeгtz, Аvis), системы быстрого питания (МсDonalds, Вuгger King) и системы отелей (Holiday Inn, Rаmаdа Inn).

Возможно объединение различных видов франчайзинга под управлением одной крупной фирмы. Такой франчайзинг называется корпоративным.

В этой группе внешнеторговых сделок различают:

· сделки по торговле результатами научно-технических исследований;

· сделки по торговле объектами авторского права.

Операции по торговле научно-техническими знаниями связаны с обме­ном результатами производственных, научных исследований и разрабо­ток, имеющих не только научную, но и коммерческую ценность. В каче­стве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, облечен­ные в форму патентов, лицензий, товарных знаков, промышленных образцов, представляющих собой часть так называемой промышленной собственности, а также технические знания и опыт, объединяемые поня­тием "ноу-хау", что предполагает передачу знаний и опыта путем предо­ставления технической документации, чертежей, секретов производства, не подлежащих патентованию.

Научно-технические знания поступают в международный оборот на основе либо отношений купли-продажи (при продаже патентов), либо отношений, возникающих в связи с получением временного права поль­зования результатами научной деятельности на базе международных ли­цензионных соглашений.

Лицензионные операции представляют собой предоставление права стороной-патентовладельцем, именуемым лицензиаром, другой сторо­не — лицу или фирме, — именуемой лицензиатом, на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося патент­ной защитой, в течение обусловленного срока и за определенное воз­награждение.

Другую группу внешнеторговых сделок по купле-продаже результатов творческой деятельности образуют сделки по возмездному обмену ре­зультатами научно-исследовательских работ в области науки, промыш­ленного производства, медицины и т.д. Содержанием указанных сделок является выполнение совместных и заказных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, исполнение заказов на подготовку научно-технической документации, научного оборудования и опытных образцов изделий и материалов, проведение научно-технических экспер­тиз, консультаций и т.д.

Внешнеторговые сделки по объектам авторского права охватывают сферу духовной жизни и конкретизируются в операциях по уступке и приобретению прав на перевод и издание научной и художественной ли­тературы, постановку театральных спектаклей, издание нот и исполнение музыкальных произведений, совместную постановку кинофильмов, про­кат и обмен кинофильмами и телепрограммами.

Наши рекомендации