Внешнеторговые сделки по купле-продаже объектов интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность — собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность авторского и изобретательского права. Интеллектуальная собственность включает в себя промышленную собственность и авторское право.
Объектами права интеллектуальной собственности являются:
а). литературные, художественные и научные произведения;
б). исполнительская актерская деятельность, звукозаписи, теле- и радиопередачи;
в). изобретения во всех областях человеческой деятельности;
г). научные открытия;
д). промышленные образцы;
е). товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования и обозначения.
Промышленная собственность- особые объекты, пользующиеся международной правовой охраной: изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, фирменные наименования. Промышленная собственность является составной частью интеллектуальной собственности.
Патент - инструмент правовой защиты объекта промышленной собственности, под которым понимают документальное оформление компетентным государственным органом прав изобретателя на авторство и распоряжение изобретением абсолютно нового продукта или процесса производства или значительным усовершенствованием существующего продукта или технологии, а также предоставление изобретателю монопольного права на использование новшества в течение определенного времени.
Передача объектов промышленной собственности, передача технологии, научно-технических знаний прикладного характера, а также знаний, материализованных в новейшей технике, принадлежащих их собственнику, другим субъектам рынка, в том числе международного рынка, осуществляется, как правило, на коммерческой основе. Собственник технологии, выступая в качестве ее поставщика, передает покупателю технологии необходимую информацию, в том числе секреты производства и право на использование запатентованной технологии в оговоренных в лицензионном соглашении пределах.
Лицензионная торговля — реализация на возмездной основе результатов научно-технических и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в виде продажи лицензий и ноу-хау на внутреннем и мировом рынках,
Лицензия — предоставление организациям и лицам права использования защищенных патентами изобретений, технологий, технической и коммерческой информации, осуществления разнообразных видов деятельности.
Лицензиар — собственник изобретения, патента, технологии или прав промышленной собственности, передающий их заинтересованной стороне на основе лицензионного соглашения.
Лицензиат - сторона, приобретающая у собственника изобретений права организовывать производство с применением изобретений, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой и иной информации, на основе лицензионного соглашения.
Лицензионное соглашение — юридический документ, на основании которого одно физическое или юридическое лицо (лицензиар), обладающее исключительным правом на объект промышленной собственности, передает другому лицу (лицензиату) на определенных условиях право на использование охраняемого объекта промышленной собственности.
Лицензионные платежи — денежное вознаграждение, выплачиваемое лицензиаром лицензиату за передачу прав на промышленную собственность. Основные формы лицензионных платежей:
-паушальный платеж - выплата твердой суммы, когда заранее рассчитанная сумма выплачивается единовременно;
-роялти, когда выплачиваемые периодически суммы рассчитываются впоследствии и зависят от экономических результатов (объем продаж продукта, полученная прибыль, объем выпуска продукта).
Франчайзинг - предоставление за определенную плату одной известной компанией (франчайзером) другой неизвестной компании (франчайзи) права на ведение хозяйственной деятельности под известной торговой маркой франчайзера. Это право называется франшизой.
Главное отличие франшизы от других видов контрактов состоит в том, что обычно франчайзйнговая система базируется на уникальном продукте или услуге, методе ведения бизнеса, на торговой марке или патенте, которые разработаны франчайзером. Франчайзи владеет и управляет предприятием франчайзинговой системы и ведет бизнес в точном соответствии с предписаниями франчайзера по установленным им нормам и правилам.
Франчайзинг является одним из высокоэффективных способов развития бизнеса и завоевания как внутренних, так и внешних рынков.
В международной практике существуют разнообразные формы франчайзинга. Так, в зависимости от того, на что распространяется право, передаваемое от франчайзера к фран-чайзи, выделяют следующие формы франчайзинга:
• товарная форма франчайзинга - предполагает передачу прав продажи товаров франчайзера под его торговой маркой (например, продажа автомобилей, услуги автосервиса, продажа бензина и т.д.);
• производственная форма франчайзинга, при которой фирма производитель (франчайзер) спонсирует создание оптовой франчайзинговой системы. Может
быть двух видов:
-франчайзи выпускает продукцию, аналогичную продукции франчайзера, по лицензии последнего или под его торговой маркой;
-франчайзи осуществляет заключительную технологическую обработку товара, произведенную франчайзером, или предпродажную подготовку, «доводку» технически сложных изделий, а затем продает их потребителю. Например, компания Соса Со1а продает оптовикам лицензии на производство своего напитка, и те, в свою очередь, из концентрата сиропа изготавливают, разливают в бутылки и продают конечный продукт различным продавцам на местных рынках;
• деловая форма франчайзинга — наиболее быстроразвивающаяся и популярная форма, которая связана с передачей права на использование имени франчайзера, его производственной или маркетинговой технологией в сфере услуг. Примеры данной формы франчайзинга можно найти среди компаний, сдающих в аренду автомобили (Нeгtz, Аvis), системы быстрого питания (МсDonalds, Вuгger King) и системы отелей (Holiday Inn, Rаmаdа Inn).
Возможно объединение различных видов франчайзинга под управлением одной крупной фирмы. Такой франчайзинг называется корпоративным.
В этой группе внешнеторговых сделок различают:
· сделки по торговле результатами научно-технических исследований;
· сделки по торговле объектами авторского права.
Операции по торговле научно-техническими знаниями связаны с обменом результатами производственных, научных исследований и разработок, имеющих не только научную, но и коммерческую ценность. В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, облеченные в форму патентов, лицензий, товарных знаков, промышленных образцов, представляющих собой часть так называемой промышленной собственности, а также технические знания и опыт, объединяемые понятием "ноу-хау", что предполагает передачу знаний и опыта путем предоставления технической документации, чертежей, секретов производства, не подлежащих патентованию.
Научно-технические знания поступают в международный оборот на основе либо отношений купли-продажи (при продаже патентов), либо отношений, возникающих в связи с получением временного права пользования результатами научной деятельности на базе международных лицензионных соглашений.
Лицензионные операции представляют собой предоставление права стороной-патентовладельцем, именуемым лицензиаром, другой стороне — лицу или фирме, — именуемой лицензиатом, на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной защитой, в течение обусловленного срока и за определенное вознаграждение.
Другую группу внешнеторговых сделок по купле-продаже результатов творческой деятельности образуют сделки по возмездному обмену результатами научно-исследовательских работ в области науки, промышленного производства, медицины и т.д. Содержанием указанных сделок является выполнение совместных и заказных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, исполнение заказов на подготовку научно-технической документации, научного оборудования и опытных образцов изделий и материалов, проведение научно-технических экспертиз, консультаций и т.д.
Внешнеторговые сделки по объектам авторского права охватывают сферу духовной жизни и конкретизируются в операциях по уступке и приобретению прав на перевод и издание научной и художественной литературы, постановку театральных спектаклей, издание нот и исполнение музыкальных произведений, совместную постановку кинофильмов, прокат и обмен кинофильмами и телепрограммами.