Понятие естественных монополий
Монополия - это фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).[1]
Термин монополия пришел из греческого языка (происходит от mono - один и греч. poleo - продаю) и дословно переводится как «продаю один».
То есть монополияᅟ -ᅟ этоᅟ единоличноеᅟ правоᅟ наᅟ владениеᅟ кемᅟ (чем)-либо,ᅟ будьᅟ тоᅟ предприятиеᅟ илиᅟ какой-либоᅟ видᅟ деятельности;ᅟ присутствиеᅟ толькоᅟ одногоᅟ «хозяина»ᅟ вᅟ даннойᅟ сфере;ᅟ установлениеᅟ своихᅟ правилᅟ наᅟ какой-тоᅟ определеннойᅟ территории,ᅟ вᅟ каком-либоᅟ вопросе.ᅟ Монополияᅟ подразумеваетᅟ подᅟ собойᅟ полноеᅟ отсутствиеᅟ конкуренции.[2]
Разграничениеᅟ монополийᅟ носитᅟ достаточноᅟ условныйᅟ характер,ᅟ посколькуᅟ некоторыеᅟ фирмыᅟ могутᅟ принадлежатьᅟ одновременноᅟ кᅟ несколькимᅟ видамᅟ монополий:
-ᅟ естественнаяᅟ монополияᅟ -ᅟ видᅟ монополии,ᅟ занимающийᅟ привилегированноеᅟ положениеᅟ наᅟ рынкеᅟ вᅟ силуᅟ технологическихᅟ особенностейᅟ производстваᅟ;
-ᅟ государственнаяᅟ монополияᅟ -ᅟ монополия,ᅟ созданнаяᅟ вᅟ соответствииᅟ сᅟ законодательством,ᅟ определяющимᅟ товарныеᅟ границыᅟ монопольногоᅟ рынка,ᅟ субъектаᅟ монополииᅟ (монополиста),ᅟ формыᅟ контроляᅟ иᅟ регулированияᅟ егоᅟ деятельности,ᅟ аᅟ такжеᅟ компетенциюᅟ контролирующегоᅟ органа;
-ᅟ чистаяᅟ монополияᅟ -ᅟ ситуация,ᅟ когдаᅟ наᅟ рынкеᅟ присутствуетᅟ толькоᅟ одинᅟ поставщикᅟ данногоᅟ видаᅟ товаровᅟ иᅟ услуг;
-ᅟ конгломератᅟ -ᅟ несколькоᅟ разнородных,ᅟ ноᅟ финансовоᅟ взаимноᅟ интегрированныхᅟ субъектовᅟ;
-ᅟ закрытаяᅟ монополия.ᅟ Онаᅟ защищенаᅟ отᅟ конкуренции:ᅟ юридическимиᅟ ограничениями,ᅟ патентнойᅟ защитой,ᅟ институтомᅟ авторскихᅟ прав;
-ᅟ открытаяᅟ монополияᅟ -ᅟ монополия,ᅟ приᅟ которойᅟ однаᅟ фирма,ᅟ поᅟ крайнейᅟ мереᅟ наᅟ определенноеᅟ время,ᅟ являетсяᅟ единственнымᅟ поставщикомᅟ продукта,ᅟ однакоᅟ неᅟ имеетᅟ специальнойᅟ защитыᅟ отᅟ конкуренции.ᅟ Вᅟ подобномᅟ положенииᅟ нередкоᅟ находятсяᅟ фирмы,ᅟ которыеᅟ впервыеᅟ вышлиᅟ наᅟ рынокᅟ сᅟ новойᅟ продукцией.[3]
Объектом исследования в данной работе являются естественные монополии, поэтому рассмотрим их более подробно.
В научной литературе нет единого подхода к пониманию, что такое естественная монополия. На момент принятия Федерального закона "О естественных монополиях" в юридической науке не было соответствующих разработок, исследований данного экономико-правового явления. Легальное определение понятия было сформулировано на основе положений экономической теории и получилось громоздким и сложным для восприятия, не адаптированным для точного юридического языка.
В соответствии с ФЗ от 17.08.1995 N147-ФЗ «О естественных монополиях», естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.[4]
На основе этого определения можно сформулировать более лаконичное, и определить понятие естественной монополии как состояния товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствии конкуренции в связи с существенным понижением себестоимости товара по мере увеличения масштабов производства в силу технологических особенностей производства, незаменяемостью товара и неэластичностью спроса на него.[5]
Естественнаяᅟ монополияᅟ -ᅟ отрасль,ᅟ вᅟ которойᅟ монополистᅟ действуетᅟ сᅟ позицииᅟ минимизацииᅟ долгосрочныхᅟ среднихᅟ издержек,ᅟ гдеᅟ проникновениеᅟ новыхᅟ производителейᅟ приводитᅟ кᅟ падениюᅟ эффективностиᅟ производстваᅟ заᅟ счетᅟ исчезновенияᅟ эффектаᅟ масштаба.[6]ᅟ Инымиᅟ словами,ᅟ деятельностьᅟ одногоᅟ производителяᅟ болееᅟ эффективнаᅟ из-заᅟ наличияᅟ фактораᅟ экономииᅟ отᅟ масштаба,ᅟ обеспечивающийᅟ ростᅟ производства. Этот фактор можно описать как субаддитивность издержек. Издержки являются субаддитивными, если их величина для одной фирмы меньше, чем для двух и более, при определенном общественно обусловленном уровне производства. Наличие конкурентов в этой ситуации ведет к неоправданным затратам на создание параллельной инфраструктуры (например, на прокладку еще одной железной дороги).
Такая специфическая ситуация возникает в результате действия трех факторов:
1) особенности технологии. Если несколько обобщить, то можно констатировать, что существование естественной монополии обуславливается объективными физическими законами (которые лежат в основе используемой технологии);
2) уникальность продукции и ресурсов. Уникальность товаров или услуг, произведенных естественными монополистами, заключается в невозможности их замены на другие товары или услуги из-за особых потребительских свойствах. Большую роль играют также ресурсы, используемые естественными монополистами для выпуска товаров и услуг. К таким ресурсам можно отнести, в частности, инфраструктуру (производственный комплекс) и само сырье, из которого производится товар (например, контроль над определенным месторождением вполне способен породить естественную монополию);
3) высокие барьеры входа на рынок. Хотя предполагается, что этот фактор имеет наибольшее значение не столько для формирования новых естественных монополий, сколько для сохранения уже сложившимися монополиями своего статуса (поскольку конкуренты не могут позволить себе инвестировать в проект со столь высокими издержками), однако это не совсем так. Высокий барьер входа на рынок автоматически делает естественным монополистом компанию, которая согласилась взять на себя соответствующие риски и успешно преодолела этот барьер. Иными словами, барьеры для входа на рынок позволяют естественным монополиям не только удерживать свой статус, но и получать его.
Если монополия возникла в результате действия хотя бы одного из перечисленных выше факторов, то она может быть отнесена к естественным.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение;
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные.[7]
Почти во всех странах, естественную монополию относят к предприятиям общественного пользования, то есть к таким, без которых невозможно функционирование инфраструктуры целой страны:ᅟ предприятияᅟ коммунальногоᅟ обслуживанияᅟ (водо-,ᅟ газо-,ᅟ электроснабжение,ᅟ канализация),ᅟ предприятияᅟ железнодорожногоᅟ транспортаᅟ иᅟ др. Также, для подобных монополий характерен высокий порог вхождения в отрасль.
Пользаᅟ отᅟ естественнойᅟ монополииᅟ дляᅟ национальнойᅟ экономикиᅟ заключаетсяᅟ неᅟ толькоᅟ вᅟ том,ᅟ чтоᅟ ониᅟ обеспечиваютᅟ болееᅟ низкиеᅟ издержкеᅟ веденияᅟ определеннойᅟ деятельности,ᅟ ноᅟ иᅟ вᅟ том,ᅟ чтоᅟ будучиᅟ крупнымиᅟ поᅟ размеруᅟ компаниямиᅟ иᅟ единственнымиᅟ операторамиᅟ вᅟ какой-либоᅟ сфере,ᅟ ониᅟ способныᅟ аккумулироватьᅟ значительныеᅟ ресурсыᅟ дляᅟ реализацииᅟ общественноᅟ важныхᅟ проектовᅟ сᅟ длительнымиᅟ срокамиᅟ окупаемости.ᅟ Например,ᅟ ключевойᅟ дляᅟ формированияᅟ геоэкономическойᅟ ролиᅟ Россииᅟ проектᅟ трансъевразийскогоᅟ транспортногоᅟ коридораᅟ ᅟ можетᅟ бытьᅟ реализованᅟ толькоᅟ действующейᅟ инфраструктурнойᅟ монополиейᅟ -ᅟ Российскимиᅟ железнымиᅟ дорогами.[8]
Плюсы естественных монополий:
- замена рыночного механизма;
- возможность мобилизации огромных финансовых ресурсов для поддержания производства в случае необходимости;
- максимально использование эффекта от производственных мощностей, что обычно приводит к снижению издержек на производстве;
- использование последних достижений научного и технического прогресса единолично, особенно, если они разрабатываются внутри монополии.
Минусы:
- главный минус любой монополии - возможность переложить издержки на потребителя, который не может оказывать никакого влияния на производителя;
- блокирование технического прогресса вследствие отсутствия конкуренции;
- экономия за счет качества услуг и производимой продукции;
- применение формы административной диктатуры, которая заменяет экономический механизм.[9]
Таким образом, естественныеᅟ монополииᅟ играютᅟ ᅟстратегическуюᅟ рольᅟ вᅟ экономикеᅟ страныᅟ вᅟ силуᅟ своегоᅟ масштабаᅟ (фактическиᅟ охватываяᅟ целуюᅟ отрасль)ᅟ иᅟ значимостиᅟ своейᅟ деятельностиᅟ дляᅟ обеспеченияᅟ общественногоᅟ благосостоянияᅟ (посколькуᅟ иныеᅟ компанииᅟ вестиᅟ тотᅟ жеᅟ видᅟ деятельностиᅟ неᅟ ᅟ вᅟ состоянии).ᅟ ᅟПоᅟ этойᅟ причинеᅟ государство,ᅟ желаяᅟ создатьᅟ дляᅟ такихᅟ монополийᅟ благоприятныеᅟ условияᅟ веденияᅟ бизнеса,ᅟ ноᅟ приᅟ этомᅟ стремясьᅟ защититьᅟ своихᅟ гражданᅟ отᅟ возможногоᅟ недобросовестногоᅟ поведенияᅟ естественногоᅟ монополиста,ᅟ ᅟберетᅟ наᅟ себяᅟ функциюᅟ регулированияᅟ иᅟ контроляᅟ естественныхᅟ монополий.