Вопрос 39.Понятие естественной монополии. Принципы регулирования естественных монополий

Принципы регулирования естественных монополий

1.Ориентация на предельные издержки;

2.Ориентация на средние издержки.

Регулирование цен естественной монополии с целью увеличения производства

Вопрос 39.Понятие естественной монополии. Принципы регулирования естественных монополий - student2.ru

Ориентация на предельные издержки

n Наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса

n Кривая предельного дохода принимает вид горизонтальной линии

n Недостаток : устанавливаемый государством уровень цен не соизмерён с АТС.В результате фирма получает или экономическую прибыль , или убыток.

Регулирование цен естественной монополии с целью обеспечения самоокупаемости

Вопрос 39.Понятие естественной монополии. Принципы регулирования естественных монополий - student2.ru


Ориентация на средние издержки

n Монополист работает без убытков и прибылей;

n Обеспечивается увеличение производства и понижение цены.

n Реализация правила MR =MC приводит к появления дефицита.

Антимонопольная политика в РФ Осуществляется в соответствии с ФЗ « О защите конкуренции». Закон содержит ограничение свободы предпринимательской деятельности для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего определяется определением доли компании на рынке.

Запрещается

n Установление и поддержание монопольно высокой и монопольно низкой цены

n Изъятие товара из обращения, если результатом явилось повышение цены

n Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него

n Экономически или технологически не обоснованный отказ от производства товара, если на него имеется спрос

n Экономически или технологически не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если это не предусмотрено ФЗ

n Создание дискриминационных условий

n Создание препятствующих условий для входа на рынок других производителей

Вопрос 40. Монополистическая конкуренция: характерные черты. Максимизация прибыли.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Характерные черты:

n 1.Несколько десятков фирм в отрасли.

n 2.Дифференциация продукта.

n 3.Применение неценовой конкуренции(реклама).

n 4.Лёгкое вступление в отрасль.

n 5.Контроль над ценой благодаря дифференциации продукта.

Фирма данного типа имеет отрицательный наклон кривой спроса. При монополистической конкуренции объем выпуска устанавливается на уровне максимизации прибыли (предельная выручка равна предельным издержкам: Вопрос 39.Понятие естественной монополии. Принципы регулирования естественных монополий - student2.ru ). Однако, при принятии решения об установлении цены на продукцию или услугу, монополистический конкурент поступает подобно монополисту: цена за товар выставляется на максимально возможном уровне, то есть на уровне кривой спроса на продукцию.

Абстрактная модель монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

Так же, как и на рынке совершенной конкуренции, фирма монополистической конкуренции опирается на величину средних общих издержек ( Вопрос 39.Понятие естественной монополии. Принципы регулирования естественных монополий - student2.ru ), решая, оставаться ли ей в отрасли или уйти с рынка. Таким образом, если фирма постоянно терпит убытки, это означает, что средние общие затраты на производство превышают установленную цену за единицу товара, то она покинет рынок в долгосрочном периоде. Следует отметить, что поскольку монополистический конкурент динамичен в принятии решений, он не способен эффективно распределить ресурсы, что ведет к неэффективности такой фирмы в долгосрочном периоде; на рынке монополистической конкуренции практически невозможно иметь положительную прибыль в долгосрочной перспективе

Наши рекомендации