Анализ показателей налогового контроля

В качестве показателей налогового контроля выступают: количество налогоплательщиков, структура налоговых проверок, их результативность, эффективность, обобщающий показатель эффективности контрольной работы налогового органа

Таблица 2.2.1

Количество налогоплательщиков, состоящих на учёте в налоговых органах.

Наименование Количество лиц, состоящих на учёте Темп роста, % Темп прироста, %  
 
2013 /2012 2014 /2013 2013 /2012 2014 /2013  
Всего: 2 529 2 763 109,25 87,12 -13  
Кол-о ИП и лиц, заним-ся частной практ-й, состоящих на учете в нал. органах 1 579 1 800 1 557 114,00 86,50 -14  
Кол-во организаций, состоящих на учете в нал-х орг-х 101,37 88,27 -12  

В соответствии с данными таблицы 2.2.1 можно сделать вывод о том, что в налоговой инспекции наблюдается тенденция роста количества налогоплательщиков состоящих на учете в налоговом органе к 2013году и снижение к 2014, например, в 2012г. было зарегистрировано 2529 (из них 950 - юридические лица и 1579 являются индивидуальными предприниматели) налогоплательщиков, а к 2014 году их количество сократилось на 122 и составило 2407.

Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками налогов является налоговая проверка, как выездная, так и камеральная, структура которых представлена в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2

Структура налоговых проверок, проводимых за 2012-2014 гг.

Наименование Количество, ед. Темп роста, % Темп прироста, %
2013 /2012 2014 /2013 2013/2012 2014/ 2013
Всего проведено проверок 11 976 9 039 7 904 75,48 87,44 -25 -13
в т. ч. Камеральных 11 913 8 989 7 860 75,456 87,44 -25 -13
Выездных 79,37 -21 -12
в т. ч. – комплексные 77,78 89,79 -22 -10
- тематические - - -
НДС 101,44 101,86
Налог на доходы с ФЛ 60,31 73,69 -40 -26
Земельный налог 75,57 82,32 -24 -18
Единый социальный налог 1 196 48,32 9,69 -52 -90
Транспорный налог 138,44 43,3 -57

Согласно приведенным данным таблицы наибольший удельный вес в структуре проведенных проверок занимают камеральные налоговые проверки, количество, темп роста и, следовательно, темп прироста по которым уменьшается в течение всего анализируемого периода на 25% и 13% соответственно. Достаточно низкий процент выездных проверок в 2014 году связан с нехваткой кадровых ресурсов, в рассматриваемой инспекции их число составляет 9 человек, и огромным количеством налогоплательщиков, что к 2014 году привело к сокращению количества проверок по сравнению с 2013 годом на 12%.

Для анализа эффективности налоговых проверок, необходимо не только число результативных и безрезультатных проверок, но и сумма дополнительно начисленных и взысканных платежей.

Таблица 2.2.3

Эффективность камеральной проверки за 2012-2014 гг.

наименование Дополнительно начислено платежей по результатам Взыскано из суммы дополнительно начисленных платежей, тыс. руб. Темп роста, % Темп прироста, %
проверок, тыс. руб.
2013/2012 2014/2013 2013/2012 2014/2013
Всего по налогам и сборам 72 892 115 703 270 616 50 855 250 709
В т. ч. - налог на прибыль 8 330 11 547 4 586 9 604 23 610
НДФЛ 5 518 6 508 6 163 3 358 5 491 5 495 94,7 -5
НДС 55 044 92 186 226 690 44 040 84 469 222 667
Платежи за пользование природными рес. 45,5 76,9 -54 -23
Земельный налог 3 213 2 792 3 911 1 559 86,9 -13
ЕСН 16 899 10 232 2 283 8 872 6 698 60,5 22,3 -39 -78
Транспортный налог 1 392 1 339 1 768 96,2 -4

Говоря о суммах доначислений по результатам камеральных проверок, можно сделать вывод, что в целом по налоговому органу наблюдается тенденция роста сумм доначислений. Примером данного факта является показатель 2012г., так дополнительно начислено платежей 72 892 тыс. руб., а в 2013г. – 115 703 тыс. руб. Также следует обратить внимание на то, что рост доначисленных налогов и сборов (пеней и штрафов) не соответствует суммам взысканных доначислений, например, по итогам 2012г. дополнительно начислено платежей 72 892 тыс. руб., а всего взыскано 50 855 тыс. руб.

Анализируя эффективность камеральных проверок по видам налогов, следует отметить, что в 2014 году по всем налогам, за исключением платежей за пользование природными ресурсами, НДФЛ и ЕСН дополнительно начисленные платежи возрасли. За анализируемый период увеличились доначисления по земельному налогу, то есть темпы роста составили 140%, по транспортному налогу, где темпы роста составили 132%, по ЕСН – 22%, по НДС – 245%.

Таким образом можно сделать вывод о том, что наиболее эффективными были мероприятия налогового контроля, проведенные в 2014 году, а в 2013 году эффективность работы сотрудников отдела камеральных налоговых проверок снизилась.

Наши рекомендации