Сущность инфляции как социально-экономического процесса
Термин инфляция (от лат. inflatio – вздутие) впервые был введен в оборот в ходе гражданской войны в США в 60-х годах XIX века для обозначения конкретной ситуации (места и времени) потери деньгами своей покупательной способности вследствие чрезмерности эмиссии (выпуска) бумажно-денежной массы правительством для покрытия военных расходов. Вскоре это понятие стало использоваться в индустриальных европейских странах среди финансистов и банкиров, а в экономической и научной литературе оно появилось в начале XX века[12].
Во время инфляции происходит:
1. Обесценивание денег по отношению к золоту;
2. Обесценивание денег по отношению к товару;
3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.
Однако само по себе данное явление известно человечеству практически с момента появления денежного обращения, так как обусловлено следующими причинами.
1) Сразу же возникло такое явление, как естественная и искусственная «порча монет» в условиях полноценного (монеты из драгоценных металлов) денежного обращения:
а) естественное снашивание (стирание) монет в ходе расчетно-денежных операций (золото – один из самых «мягких» металлов);
б) искусственное изменение – правители античности и средневековья часто чеканили «облегченные» монеты по сравнению с указанным номиналом, иногда монеты просто обрезались по ободу (насечки «по ребру» и утолщение обода современных металлических монет – традиция, оставшаяся от времен, когда таким образом монеты защищали от любителей «работать с ножницами по металлу»).
2) Устойчивая тенденция снижения стоимости производства драгоценных металлов и резкие скачки приростов их объемов после походов конкистадоров (что закончилось для Европы буквальной «революцией цен») и «золотых лихорадок» в XVII – начале XX века в Бразилии, Калифорнии, Аляске, Австралии.
3) Первый же опыт организации банкнотного бумажно-денеж-ного обращения в начале XVII века шотландцем Джоном Ло во Франции закончился гиперинфляцией из-за огромного несоответствия бумажной массы указанным номиналам.
В современной экономике инфляция практически неизбежна, поскольку провоцирующих ее факторов значительно больше, чем противодействующих.
В классической политэкономии инфляция изучается как часть теории денег. Дж. Кейнс впервые анализировал инфляцию в качестве элемента макроэкономической теории. Монетаризм, который на рубеже 80-х годов XX века оттеснил кейнсианство в экономической политике западных стран, уже не просто включает проблемы инфляции в макроэкономическую теорию, но и видит здесь ее важнейшую составляющую. Милтон Фридмен под инфляцией подразумевал устойчивый и непрерывный рост цен, выступающий всегда и везде как денежный феномен, вызванный избытком денег по отношению к выпуску продукции[13].
Такое монетаристическое определение предполагает, что центр тяжести инфляции находится в сфере обращения. С подобных позиций допустимо ограниченное вмешательство государства в воспроизводственный процесс. В отличие от этого в кейнсианских теориях под инфляцией подразумевается избыточный покупательский спрос, причины которого лежат как на стороне предложения, так и спроса. Она проявляется в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями оборота в них и, следовательно, в росте цен. Это вызвано (объективно) диспропорциями в процессе общественного воспроизводства и (субъективно) курсом экономической политики государства, так как инфляция используется как средство перераспре-деления доходов к государству, коммерческим предприятиям, банкам и т. д. за счет снижения уровня жизни трудящихся, получающих фиксированные доходы или работающих по найму.
В отечественной литературе слово инфляция чаще всего отождествляется с установлением нового равновесия спроса и предложения в изменяющихся условиях. Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимость от интерпретации таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие.
Для западной экономики формула «инфляция – рост цен» оказалась приемлемой, потому что инфляция там означает рост цен при сохранении баланса спроса и предложения. В самом популярном на Западе учебнике К. Макконелла и С. Брю «Экономикс» указывается, что «инфляция – это повышение общего уровня цен»[14].
Во всех случаях инфляцию следует рассматривать как:
• нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы;
• явный или скрытый рост цен;
• натурализацию процессов обмена (бартерные сделки);
• снижение жизненного уровня основной массы населения.
Трактовка понятия «инфляция» как переполнение каналов бумажно-денежного обращения представляется в настоящее время односторонней и не раскрывает всю палитру причин возникновения этого сложного явления.
Инфляция в разные периоды развития российской экономики трактовалась по-разному. В 1930-е годы – как чрезмерный выпуск денежных знаков сверх потребностей оборота; в 1940-е годы – как любое обесценивание бумажных денег; в 1950-е годы – как переполнение каналов обращения избыточной массой бумажных денег по сравнению с количеством золота, необходимого для обращения; в 1960–70-е гг. – как многофакторное явление, не имеющее однозначного толкования[15].
Таким образом, инфляция – многоплановый феномен, вбираю-щий в себя производственный, денежный и воспроизводственный ас-пекты.
Исходя из вышеизложенного, можно предложить такое определение: инфляция – это снижение покупательной способности номинальной денежной единицы под действием всех реально возможных факторов, что выражается чаще всего в появлении устойчивой тенденции роста общего уровня цен на рынках экономических благ.
Акцентируем внимание на данном определении:
а) «реально возможные факторы» – т. е. инфляция имеет не одну причину, это многофакторное явление;
б) «устойчивая тенденция» – т. е. достаточно длительный по времени процесс ценовой динамики в отличие от скачка цен;
в) «общий уровень цен» – т. е. для отдельных товарных групп вполне возможна ситуация дезинфляции – тенденция относительного снижения темпов общей для народного хозяйства инфляции, или даже ситуации дефляции – устойчивой тенденции снижения уровня конкретных цен. Но общий «индекс цен – дефлятор ВП» устойчиво растет;
г) «на рынках товаров и платных услуг» – в данном случае важно подчеркнуть, что термин инфляция практически не относится к фондовому рынку, поскольку ценные бумаги – это своего рода зеркальное отражение реальных денег, которые сами по себе являются, с точки зрения современных экономических теорий, денежным кредитом. С другой стороны, кризисные явления на фондовых рынках могут вызывать отток финансовых средств на товарные рынки и провоцировать инфляцию, и, наоборот, один из наиболее действенных методов борьбы с инфляцией – реализация ценных бумаг правительства (ГДО – государственные долговые обязательства) на привлекательных для держателей денег (имеются в виду широкие массы населения) условиях, благодаря чему «связывается» относительно «излишняя» денежная масса.
В последние годы появилась точка зрения, что рост цен финансовых активов также является формой инфляции[16]. Вряд ли с этим можно согласиться, поскольку, подчеркнем еще раз, фондовый рынок есть своего рода «производная» от денежного рынка.
Исходных причин инфляции множество, конечная причина, в принципе, одна – несоответствие денежного (платежеспособного) спроса, с одной стороны, и товарной массы, с другой. В целом, ситуа-ция может быть описана формулой И. Фишера:
MV = PQ → P = MV/Q, (1)
где неравновесие выражается в конечном итоге в сдвиге в сторону роста спроса, и, как следствие, в росте цен (явном или неявном).
Рассмотрим и классифицируем факторы, определяющие эти не-равновесия. В современной трактовке инфляция, как уже говорилось, это многофакторный процесс. В число важнейших укрупненных групп факторов входят:
1) нарушение пропорций в структуре экономики;
2) дополнительная эмиссия;
3) нарушение в практике кредитования, т. е. автоматизм кредитования, предоставление ссуд на покрытие прорывов недостатка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пролонгация ссуд;
4) увеличение суммы (в том числе безвозвратных) ссуд;
5) снижение качества портфеля банка;
6) диспропорции ценообразования;
7) структурная перестройка экономики;
8) социальные факторы (расслоение общества, увеличение дифференциации доходов, психологические факторы, связанные с инфляционными ожиданиями).
Рассмотрим чуть подробнее некоторые из этих факторов, предварительно сгруппировав их.
Факторы, способствующие инфляции, можно объединить в две группы (внутренние и внешние).
К внутренним факторам относят:
1. Общеэкономические.
1.1. Деформация структуры экономики и неэффективность производства.
а) Для стран с централизированной экономикой инфляционные возможности заложены в самой системе функционирования экономики, в том числе «хозяйственном механизме», делающем невозможным обратную связь в цепи «производство–потребление». (В терминах воспроизводственного равновесия – система с «мягкими» бюджетными ограничениями.)
б) Как следствие, эффект перенакопления капитала – предельно возможное инвестирование «в связке» с антиинновационным хозяйственным механизмом, порождающее ситуацию ускоренного снижения эффективности капиталовложений (структурный момент – вложение денег «не в то» и «не туда»).
в) Один из конкретных моментов структурного перекоса – военно-промышленный комплекс, дающий пять инфляционных эффектов:
– чрезмерные расходы на ВПК создают перманентный дефицит госбюджета;
– замедление развития сектора потребительских товаров и услуг из-за неоптимального распределения всех видов ресурсов;
– занятые в ВПК предъявляют спрос на потребительском рынке, а предложение обеспечивают в виде так называемых «общественных товаров» (оборонные услуги и продукты), которые, в общем-то, никакими товарами не являются, поскольку не продаются в классическом смысле данного процесса (исключение – экспорт военной техники и сервиса);
– как результат вышеуказанного эффекта – возникновение инфляционных импульсов в странах-импортерах продукции и услуг ВПК, что создает вторичный инфляционный эффект в стране-экспор-тере, индуцированный внешнеэкономическими связями экспортера и импортера (импортер продукции ВПК будет вынужден поднимать цены на свою продукцию, которой он рассчитывается за свои милитаристские расходы). Следовательно, образуется мультипликативный эффект инфляционной волны через сферу международной торговли оружием. (Этот эффект дополнительно усиливается тем, что в данной сфере экспортеры (а это, до недавнего времени, исключительно развитые страны мира) чрезмерно «уступчивы» в вопросах предоставления преференций экспортерам, так как геополитики здесь куда больше, чем экономики.);
– как следствие специфики международной «торговли» оружием возникает еще один инфляционный эффект, связанный с расхождением величины национального дохода произведенного и национального дохода для потребления и накопления в пользу первого. Дело в том, что предоставление оружия на мировом рынке часто происходит «в долг» на самых льготных условиях (долгосрочность, беспроцентность) или вообще на безвозмездной для «покупателя» основе (но отнюдь не для «продавца», население которого как раз оплачивает эти поставки, что, естественно, создает дополнительный инфляционный эффект из-за разницы потенциального и реального ВП).
1.2. Спад производства (позднее мы подробнее рассмотрим этот фактор на примере инфляции издержек).
1.3. Инфляционные ожидания.
Население, живущее в условиях постоянного ожидания повыше-ния общего уровня цен, рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами впрок, опасаясь, что цены на них в ско-ром времени еще больше поднимутся. Производители, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие тоже поднимутся, и желая обезопасить себя, завышают цену на свою продукцию.
1.4. Производственная структура.
Современная экономика становится сервисноориентированной, с преобладанием доли занятых в сфере услуг. Известно, что производительность труда в этой сфере растет медленнее, чем в производственном секторе, а заработная плата – теми же, зачастую более высокими темпами, что усиливает дисбаланс между денежным спросом и совокупным предложением.
2. Финансовые факторы инфляции.
2.1. Дефицит государственного бюджета.
Покрытие дефицита госбюджета через займы у других субъектов рынка, а не у собственного Центробанка, тоже создает косвенным образом сильный инфляционный импульс. В экономической теории данная ситуация называется «эффектом вытеснения частного инвестиционного спроса государственным» (crowding – out effect). Суть эффекта в том, что возможности правительства в привлечении на свои облигации держателей сбережений значительно выше, чем возможности частных инвесторов. У частных инвесторов предел процента на кредит лимитируется нормой чистой прибыли, это, естественно, не может компенсировать текущую инфляцию и ценовые ожидания. В конечном итоге уменьшение инвестиционного спроса тормозит экономический рост и, следовательно, при прочих равных условиях, усиливает инфляцию. Правда, если у правительства есть возможность – как в США в период президентства Р. Рейгана – привлекать кредитные ресурсы из-за пределов страны, этот эффект «экспортируется» (точнее, его инфляционные последствия).
В случае монетизации бюджетного дефицита нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через выросшие цены. В условиях повышения уровня инфляции возникаетэффект Оливера-Танзи[17] – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в госу-дарственный бюджет, так как за время «затяжки» происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик.
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство по-купает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то этот дефицит нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливается, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально являются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.
2.2. Неэффективная налоговая политика.
Схожий с вышеизложенным эффект дают излишние аппетиты государства в налогообложении. Налоговая инфляция (tax – push inflation) порождается потерей стимула к новым инвестициям, если основной финансовый выигрыш будет доставаться государству, кроме этого, прогрессивные налоговые ставки в любом случае оплачивает потребитель.
2.3. Рост государственного долга порождает диспропорциональность, или несбалансированность, государственных доходов и расходов. Следствием может явиться дефицит государственного бюджета, источниками которого становятся займы в ЦБ страны, кредитно-де-нежная эмиссия (монетизация), а также внешние займы, формирующие будущий потенциал инфляции.
2.4. Большие задолженности во взаимных расчетах между предприятиями, что инициировало взрыв гиперинфляции в 1992–1993 гг. в Российской Федерации.
2.5. Нестабильность финансового рынка.
Кризис государственных финансов тоже является причиной инфляции. Применяемые методы покрытия бюджетного дефицита обычно вызывают рост денежной массы в обращении сверх реальных потребностей экономического оборота, следовательно, обесценение денег.
3. Денежные.
3.1. Чрезмерная эмиссия денег. Финансирование бюджетного дефицита посредством денежной эмиссии.
3.2. Увеличение скорости оборота денежной единицы, что равносильно дополнительной эмиссии и уменьшает потребности в кассовых остатках. Этому способствует, в частности, быстрота расчетов с применением ЭВМ в банках и элементарное бегство от обесценивающихся денег к товарным ценностям.
Исходя из количественной теории денег, прирост цен∆Р будет обусловлен ростом денежного спроса, превышающим прирост предложения – реального ВП (∆Q). В свою очередь, прирост денежного спроса будет обусловлен как приростом номинального количества денег в обращении (∆М), так и ускорением их обращения (∆ V), когда тот же объем денежной массы обслуживает большее количество сделок.
Тогда: (2)
Отметим, что рост денежной массы может быть обусловлен как увеличением массы наличных (в результате неоправданной эмиссии), так и кредитных денег.
4. Кредитные.
4.1. Кредитная экспансия банков (увеличение кредитов в целом), что приводит к несбалансированному в макроэкономическом аспекте росту денежной массы. Непосредственно в Российской Федерации рост денежной массы инициировался следующими причинами:
– кредиты Центробанка правительству, регулярные займы из года в год (даже при условии их возвращения) все равно создают чрезмерную кредитную эмиссию;
– так называемые «технические кредиты» 90-х гг. XX века государствам СНГ в условиях из долгосрочного дефицита платежного и торгового балансов с Россией;
– кредиты рефинансирования Центробанка, т. е. кредитование коммерцбанков, которые, в свою очередь, расширяют депозитно-чеко-вую эмиссию.
4.2. Неэффективное регулирование деятельности банков (противоречивость документов и инструкций, нестабильность банковской системы).
Расширение масштабов кредитования ведет к росту эмиссии кредитных денег и платежеспособного спроса. В этом заключается активная роль кредитной системы в инфляционном процессе. Концентрация банков, расширение их связей с промышленностью и торговлей, возрастание роли государства как банкира монополий – все это увеличивает влияние кредита на развитие инфляции. Этому же способствует активная деятельность государства по трансформации краткосрочных денежных накоплений в долгосрочные.
5. Монопольные.
5.1. Уже упомянутая выше монополия государства на эмиссию денег и регулирование денежного обращения.
5.2. Монополия профсоюзов, как классических монопсонистов (единственных покупателей) на установление и регулирование уровня заработной платы. Если профсоюзам удается добиться превышения темпов роста зарплаты над темпами роста производительности труда (точнее, над темпами роста потребительской товарной массы и услуг), тогда раскручивание спирали «затраты-цены» (инфляция спроса) практически неизбежно (теоретически, до известного предела, инфляция в этом случае вовсе необязательна).
5.3. Монополия бизнес-корпораций. Крупные производственные и торговые монополии сами не создают инфляции, но являются мощным фактором ее поддержания – сокращается предложение и, следовательно, повышаются цены до уровня, максимизирующего массу их прибыли.
К внешним факторам инфляции относят:
– долларизацию экономики (рост курса иностранной валюты – «бегство» нашей валюты в иностранную);
– повышение цен на импортируемые и экспортируемые товары.
Рост открытости национальных экономик, развитие мирохозяйственных связей ведет к воздействию на цены внутреннего рынка колебаний курсов валют, цен на импортируемые товары и ресурсы.
Так, скачок цен на энергоносители в мире в 1973 году вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке – на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на импортируемые товары;
– некоторые экономисты считают, что стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен, так как разрушения будут стимулировать производителей расширять производство, и, следовательно, предложение и цены, в конечном итоге, пойдут вниз. Исходя из этой логики, избыток денежной массы, по сравнению с сократившейся по причине стихии товарной массой, неинфляционен, поскольку он является временным, с чем вряд ли можно согласиться[18];
– возникновение крупных институтов частной власти. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка в XX веке. Структура современного рынка все менее напоминает рынок совершенной конкуренции и все более – олигополистическую. А олигополист имеет возможность в известной степени влиять на цену.