Безработица: сущность, причины, измерение, последствия и виды. Государственное регулирование рынка труда
Безработица – это циклическое явление на рынке труда, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на рабочую силу. Или это – социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы страны оказывается незадействованной в процессе производства товаров и услуг. Безработица – это часть экономической нестабильности, присущей рыночному хозяйству. (Дж. М. Кейнс «Общая теория занятости и денег» 1936 г.). Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы во многом определяется тем, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую – безработицу
Вместе с занятостью безработица является характеристикой состояния рабочей силы или рынка труда. В частности, известно, что в состав рабочей силы входит все экономически активное население страны, т.е. те лица, которые хотят и могут работать. Рабочая сила и состоит из занятых и безработных.
Безработныепо ФЗ РФ «О занятости населения РФ»:
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
2. Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16 летнего возраста; пенсионеры; отказавшиеся от двух вариантов подходящей работы; не явившиеся без уважительных причин в органы службы занятости для предложения подходящей работы; осужденные; представившие ложные сведения об отсутствии работы и заработка.
3. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.
Уровень безработицы– это процентное отношение безработных к общей численности рабочей силы. Он определяется по формуле:
Классификация видов безработицы(кейнсианский взгляд) – это ее деление на виды по различным признакам: а) етественная безработица (фрикционная, структурная и институциональная); б) вынужденная безработица (циклическая).
Фрикционная безработица – это безработица, к которой относятся лица добровольно уволившиеся с прежней работы, сезонные работники в период простоя и уволенные работники, при условии, что все они ищут новое место работы. То есть она связана с поисками работы или ожиданием ее людей одной профессии, поэтому не требуется длительной подготовки этих людей. Такая безработица неизбежна и в ряде случаев даже полезна, т.к. работник в результате поиска может найти более достойное применение своим трудовым способностям.
Структурная безработица – это безработица, которая возникает в связи с изменением структуры национального производства, а, следовательно, и структуры спроса на рабочую силу. Чаще всего это происходит в результате НТП. Спрос на работников одних профессий сокращается или вовсе исчезает, а спрос на вновь появившиеся профессии растет. Нет четкого разделения между безработицей фрикционной и структурной. Основным отличительным признаком является то, что структурный безработный не находит применения своим профессиональным навыкам и, чаще всего, вынужден осваивать новую специальность, т.е. требуется достаточно длительна его переподготовка.
Институциональная безработица– это безработица, которая вызвана недостатками трудового законодательства.
Циклическая безработица– это основной вид вынужденной безработицы, которая возникает в периоды спада и застоя экономического цикла. Она носит массовый характер, т.к. спад наступает почти одновременно в большинстве отраслей. Такая безработица требует серьезного регулирования со стороны государства.
Естественная норма безработицы– это норма безработицы, которой соответствует ситуация макроэкономического равновесия. Она рассчитывается по формуле:
F* q
Uе = ─── = ─────,
R μ + q
где Uе – естественная норма безработицы; F* – безработные, для которых имеются рабочие места; R – самодеятельное население (экономически активное население); q – доля рабочих, теряющих работу; μ – доля безработных, находящих работу.
Классификация причин безработицы в обществе – это их деление по различным признакам. Различают следующие причины:
а) демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства (Т. Мальтус «Опыт о законе народонаселения», конец XXVIII века).
б) относительное отставание спроса на труд от темпов накопления капитала в результате экономического развития и цикличность развития рыночного хозяйства. (К. Маркс «Капитал», вторая половина XXI века). В частности, он отмечал, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящаяся на одного работника;
в) действие на рынке труда несовершенной конкуренции, которая ведет к завышению цены труда и безработице (А. Пигу «Теория безработицы», 1923 г.).
г) у представителей классической школы – это установление высокой (выше равновесной) ставки заработной платы, что ведет к избытку рабочей силы. С их точки зрения, средством борьбы с безработицей является сам рыночный механизм, т.е. взаимодействие спроса и предложения рабочей силы, которые автоматически, без участия государства, устанавливают равновесные ставки заработной платы и, тем самым, поддерживают равновесие на рынке труда;
д) у представителей кейнсианской школы – низкий совокупный спрос на продукцию и услуги. Средством ликвидации безработицы считается повышение государственных расходов и снижение налогов, приводящее к увеличению совокупного спроса на рабочую силу.
Социально-экономические последствия безработицы – это последствия, вызванные существованием безработицы.
Основными негативными последствиями безработицы являются:
· отставание, падение фактического ВНП от потенциального ВНП;
· неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения;
· гистерезис безработицы, т.е. необратимый распад рабочей силы вследствие длительной безработицы;
· снижение доходов населения или их исчезновение;
· рост преступности, падение морали и нравов, уровня духовности общества.
Некоторые экономисты находят и позитивный аспект существования безработицы, который заключается в следующем:
· безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства или при структурных перестройках;
· наличие безработицы делает требования повышения заработной платы несостоятельным и тем самым усиливает стимулы для предпринимательской деятельности;
· страх потерять работу и влиться в число безработных является одним из лучших организаторов производства, повышения дисциплины труда.
В силу отмеченных ситуаций на рынке труда, умеренная безработица (3 – 5% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.
Разрыв ВНП – это та часть продукции, которая не была выпущена из-за циклической безработицы. Известно, в частности, что потенциальный уровень ВНП– это то количество товаров и услуг, которое может быть выпущено в стране при естественном уровне безработицы, т.е. в состоянии полной занятости. Разница между потенциальным и фактическим ВНП это и есть разрыв ВНП.
Закон Оукена– это закон, выражающий обратную зависимость между уровнем безработицы и разрывом ВНП. Законгласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то разрыв ВНП составит 2,5%, т.е. при росте безработицы ВНП снизится на 2 – 3%.
Другими положениями закона Оукена являются:
а) ежегодный прирост реального ВНП на уровне примерно 2,7% удерживает долю безработных на постоянном уровне;
б) каждые дополнительные 2% прироста реального ВНП уменьшают долю безработных на 1%;
в) каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2% вызывает рост уровня безработицы на 1% и наоборот.
Математическим выражением закона Оукена является следующая формула:
Yф – Yп
───── = – ß ( Uф – Uе),
Yп
где Yф – фактический реальный ВНП; Yп – потенциальный ВНП;
Uф – фактический уровень безработицы; Uе – естественный уровень безработицы; ß – эмпирический коэффициент чувствительности ВНП (коэффициент Оукена) к динамике циклической безработицы.
Социальные последствия безработицы – это негативные проявления ее существования в социальной сфере общества. В частности, безработица является причиной многих политических потрясений и беспорядков. Она приводит к упадку моральных устоев и распаду семей, росту убийств и самоубийств. Несомненно, что безработица требует регулирования со стороны государства.
Государственное регулирование рынка труда – это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер, призванных поддерживать эффективное равновесие на рынке труда, т.е. равновесное соотношение между спросом и предложением труда в стране.
Основные направления регулирования рынка труда включают четыре программы:
Ø по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест (допустим, в государственном секторе экономики);
Ø по подготовке и переподготовке рабочей силы;
Ø содействия найму рабочей силы – создание бирж труда;
Ø по социальному страхованию безработицы – выплата пособий по безработице.
Направления борьбы с безработицей– это мероприятия, средства и пути снижения уровня безработицы и достижения наибольшей занятости в рамках существующих социально-экономических условий. В частности:
1. современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность рынка труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости, особенно, например, в странах юго-восточной Азии.
2. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла – в высокой заработной плате, предлагают:
· содействовать снижению заработной платы;
· разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
· государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы;
· делить ставку заработной платы и рабочее время между несколькими работниками, т.е. использовать неполный рабочий день и т.д.
3. Кейнсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий.
Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета (строительство дорог, больниц и т.д.).
Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиционный, и как следствие, потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает в себя два рычага: 1) государственный заказ крупным фирмам; 2) уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования).
4. Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить его дефицит. В таких условиях государство вынужденно уклониться от выполнения социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.
Уровень безработицы - процент безработных от общего количества гражданской рабочей силы. Для каждой страны существует официальные данные по допустимым для экономического роста размерам безработицы.