Основные опасности среды обитания
Э.А. Новохатская, М.А. Калитина, Т.П. Яковлева
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Безопасность жизнедеятельности»
Учебное пособие
Москва 2016 г.
Рецензенты:
А.В. Гапоненко – кандидат технических наук, доцент кафедры техносферной безопасности и экологии Российского государственного социального университета
М.А. Фесенко – ведущий научный сотрудник НИИ Медицины труда
Новохатская Э.А., Калитина М.А.Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»: учебное пособие. – М. Издательство РГСУ, 2016. – 448 с.
Содержание учебного пособия Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» соответствует разделам и темам, указанным в программе курса для студентов высших учебных заведений социального профиля.
Рекомендовано в качестве учебного пособия на заседании кафедры Техносферной безопасности и экологии Российского государственного социального университета (Протокол № 5 от 25 ноября 2015 г.).
ã Новохатская Э.А., Калитина М.А., Яковлева Т.П., 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. | |
1. Основные опасности среды обитания………………………………………. | |
1.1. Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности………………………………………………………. | |
1.1.1. Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда………………………………………………. | |
1.1.1.1.Цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»……………………………………………… | |
1.1.1.2. Принципы безопасности жизнедеятельности………….. | |
1.1.1.3. Пирамида потребностей по Маслоу……………………. | |
1.1.1.4. Понятия «Опасность», «Безопасность»………………... | |
1.1.1.5. Понятие безопасности…………………………………… | |
1.1.1.6. Понятие риска……………………………………………. | |
1.1.1.7. Современные опасности и угрозы……………………… | |
1.1.2. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности………………………. | |
1.1.2.1. Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий……. | |
1.1.2.2. Законодательство в области охраны окружающей среды………………………………………………………………. | |
1.1.2.3. Законодательство в области охраны труда…………….. | |
1.1.3. Российская государственная система предупреждения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций………………………. | |
1.1.3.1. Организационная структура РСЧС……………………... | |
1.1.3.2. Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций…………………………… | |
1.1.4. Гражданская оборона…………………………………………… | |
1.1.4.1. Задачи гражданской обороны…………………………... | |
1.1.4.2. Международное сотрудничество……………………….. | |
1.1.5. Чрезвычайные ситуации (ЧС). Основные понятия и определения……………………………………………………………………... | |
1.1.5.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях………….. | |
1.1.5.2. Классификация чрезвычайных ситуаций………………. | |
1.1.5.3. Основные поражающие факторы ЧС…………………... | |
1.1.5.4. Стадии развития чрезвычайных ситуаций…………….. | |
1.1.5.5. Факторы риска в чрезвычайной ситуации……………... | |
1.1.6. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, экологического, биологического и социального характера…………... | |
1.1.6.1. Опасности и угрозы природного характера……………. | |
1.1.6.2. Опасности и угрозы техногенного характера………….. | |
1.1.6.3. Опасности и угрозы экологического характера……….. | |
1.1.6.4. Опасности и угрозы биологического характера……….. | |
1.1.6.5. Чрезвычайные ситуации социального характера……… | |
1.2. Основные принципы защиты от опасностей среды обитания…….. | |
1.2.1. Негативные факторы среды обитания………………………… | |
1.2.1.1. Взаимодействие человека со средой обитания………... | |
1.2.1.2. Психофизиологические и эргономические основы безопасности……………………………………………………… | |
1.2.1.3. Способы защиты от опасностей………………………… | |
1.2.2. Природные опасности и защита от них……………………… | |
1.2.2.1. Безопасность в условиях геологических ЧС…………... | |
1.2.2.2. Безопасность в условиях гидрологических ЧС………... | |
1.2.2.3. Безопасность в условиях метеорологических ЧС……... | |
1.2.2.4. Безопасность в условиях природных пожаров………… | |
1.2.3. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера…………………………………………………. | |
1.2.3.1. Безопасность на транспорте…………………………….. | |
1.2.3.2. Вопросы безопасности при авариях на химически опасных объектах (ХОО)………………………………………… | |
1.2.3.3. Вопросы безопасности при авариях на пожаро-взрывоопасных объектах………………………………………… | |
1.2.3.4. Вопросы безопасности при авариях на радиационно-опасных объектах………………………………………………… | |
1.2.3.5. Биологические опасности и защита от них……………. | |
1.2.3.5. Экологическая безопасность как составляющая безопасности жизнедеятельности человека…………………….. | |
1.2.4. Мероприятия по защите населения при чрезвычайных ситуациях………………………………………………………………… | |
1.2.4.1. Принципы организации защиты от ЧС………………… | |
1.2.4.2. Основные способы защиты от ЧС……………………… | |
1.2.4.3. Обучение населения мерам защиты в чрезвычайных ситуациях…………………………………………………………. | |
1.2.4.5. Подготовка сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации…………………………… | |
1.2.4.6. Определение и соблюдение режимов защиты персоналом объектов и населением…………………………….. | |
1.2.4.7. Организация охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации………………………………………….. | |
1.2.4.8. Методы защиты от поражающих факторов источников ЧС…………………………………………………………………. | |
1.2.5. Инженерная защита…………………………………………… | |
1.2.5.1. Классификация защитных сооружений………………... | |
1.2.5.2. Убежища…………………………………………………. | |
1.2.5.3. Противорадиационные укрытия………………………... | 306: |
1.2.5.4. Простейшие укрытия……………………………………. | |
1.2.6. Эвакуация и рассредоточение персонала объектов экономики и населения………………………………………………….. | |
1.2.6.1. Планирование эвакуации и рассредоточения………….. | |
1.2.6.2. Порядок проведения эвакуации и рассредоточения…... | |
1.2.7. Средства индивидуальной защиты…………………………… | |
1.2.7.1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания…. | |
1.2.7.2. Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК)……... | |
1.2.7.3. Медицинские средства индивидуальной защиты……... | |
2. Социальная безопасность……………………………………………………. | |
2.1. Основные принципы защиты от современных опасностей социального характера…………………………………………………... | |
2.1.1. Классификация социальных опасностей…………………….. | |
2.1.2.Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе…………………………………………... | |
2.1.2.1. Характерные черты современного терроризма………... | |
2.1.2.2. Международный терроризм…………………………….. | |
2.1.2.3. Борьба с терроризмом…………………………………… | |
2.1.2.4. Социально-психологические характеристики террориста………………………………………………………… | |
2.1.2.5. Правила поведения для заложников…………………… | |
2.1.3. Массовые беспорядки…………………………………………. | |
2.1.3.1 Толпа, виды толпы……………………………………….. | |
2.1.3.2. Паника……………………………………………………. | |
2.1.4. Чрезвычайные ситуации криминального характера и защита от них……………………………………………………………………... | |
2.1.4.1. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье………………………………………………………… | |
2.1.4.2. Необходимая самооборона в криминальных ситуациях…………………………………………………………. | |
2.1.4.3. Основные правила самообороны……………………….. | |
2.2. Производственная безопасность. Производственный травматизм и меры по его предупреждению………………………………………... | |
2.2.1. Факторы производственной среды…………………………… | |
2.2.1.1. Виды и условия трудовой деятельности……………….. | |
2.2.1.2. Производственный травматизм и меры по его предупреждению………………………………………………………… | |
2.2.3. Первая помощь при травматических и неотложных состояниях………………………………………………………………... | |
2.2.3.1. Искусственная вентиляция легких……………………... | |
2.2.3.2. Непрямой массаж сердца………………………………... | |
2.2.3.3. Первая помощь при отравлениях сильнодействующими ядовитыми веществами………………... | |
2.2.3.4. Первая помощь при ранении…………………………… | |
2.2.3.5. Первая помощь при ушибах…………………………….. | |
2.2.3.6. Первая помощь при растяжениях и разрывы связок, сухожилий, мышц………………………………………………… | |
2.2.3.7. Первая помощь при вывихах……………………………. | |
2.2.3.8. Первая помощь при переломах…………………………. | |
2.2.3.9. Первая помощь при ожогах……………………………... | |
2.2.3.10. Первая помощь при отморожениях…………………… | |
2.2.3.11. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе…… | |
2.2.3.12. Первая помощь при обмороке…………………………. | |
2.2.3.13. Первая помощь при эпилептическом припадке……… | |
2.2.3.14. Первая помощь при аллергических реакциях………... | |
2.2.3.15. Первая помощь при попадании инородных тел……… | |
2.2.3.16. Первая помощь при поражении электрическим током………………………………………………………………. | |
2.2.3.17. Первая помощь при травмах глаза (химический ожог, механическая травма)……………………………………………. | |
2.2.3.18. Первая помощь при черепно-мозговой травме………. | |
2.2.3.19. Первая помощь при травме позвоночника…………… | |
2.2.3.20. Первая помощь при травмах груди…………………… | |
2.2.3.21. Первая помощь при травмах живота………………….. | |
2.2.3.22. Первая помощь при синдроме длительного сдавления………………………………………………………….. | |
2.2.3.23. Первая помощь в дорожно-транспортном происшествии……………………………………………………... | |
Литература………………………………………………………………………. | |
3. Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»……………… | |
4. Список рекомендуемой литературы………………………………………… | |
4.1. Основная литература………………………………………………... | |
4.2. Дополнительная литература………………………………………... | |
4.3. Список полезных Интернет-ресурсов……………………………... |
Введение
Начало нынешнего века ознаменовалось резким проявлением так называемых глобальных проблем – всеобщих, имеющих мировой масштаб затруднений и противоречий во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества. В большинстве своем они возникли как итог неконтролируемого развития всего человечества, неся ему, с одной стороны, невиданные блага и преимущества, с другой – поставив его перед фактом своих кризисных проявлений, несущих угрозу существования самой цивилизации.
Сложные и противоречивые изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, потребовали переосмысления качества профессиональной подготовки специалистов в различных областях деятельности.
В современных социально-экономических условиях, решение проблем профессионально-ориентированной подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности, создает необходимость вырабатывать идеологию безопасности, формировать безопасное мышление и поведение, необходимые каждому человеку.
Настоящий курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» подготовлен в целях совершенствования обучения студентов вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», приобретения ими устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для обеспечения требований к безопасности и защищенности человека в профессиональной деятельности.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, в том числе обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Курс лекций составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и рабочей программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В учебное пособие включен отобранный составителями материал из монографий, учебников, учебных пособий и статей по безопасности жизнедеятельности.
Используя данное учебное пособие при изучении дисциплины «безопасность жизнедеятельности», студенты могут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, сосредоточить свое внимание на основных понятиях, отвечая на контрольные вопросы после каждой темы. Изучив пособие, студенты получат необходимые знания, умения и навыки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Основные опасности среды обитания
Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности
Презентации №№ 1.1.1.- 1.1.4.
1.1.1. Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда
1.1.1.1. Цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) введена в программу обучения в высших учебных заведениях на основе приказа Государственного комитета по образованию № 473 от 9 июля 1990 года. В программу обучения курса БЖД были включены вопросы таких дисциплин как Охрана труда и техника безопасности, Охрана окружающей среды и Гражданская оборона. Позднее, для ряда специальностей вузов, вопросы охраны окружающей среды вошли в отдельный курс Экология.
В настоящее время создан Российский союз специалистов по безопасности жизнедеятельности. В ряде российских городов созданы и успешно функционируют филиалы Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).
Известно, что «жизнь – форма существования материи». Это позволяет утверждать, что человек существует в процессе жизнедеятельности, состоящем из его непрерывного взаимодействия со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей. Понятие «жизнедеятельность» шире понятия «деятельность», поскольку включает в рассмотрение не только трудовой процесс человека, но и условия его отдыха, быта и миграции в окружающей среде [1].
Современный человек живет в мире опасностей - природных, технических, экологических и др. Опасности часто взаимодействуют между собой и тем самым зачастую усугубляют последствия. Например, разрушительная сила землетрясения становится причиной массовых жертв, что, в свою очередь, может привести к распространению опасных инфекций.
В мире растет число аварий, пожаров и катастроф. В них гибнет намного больше людей, чем на производстве. Отмечается рост числа стихийных бедствий. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает значительный рост числа заболеваний неврозом. В мире насчитывается более 500 миллионов инвалидов, каждый пятый стал им в результате несчастного случая.
В России ежегодно под колесами автомобилей погибает примерно 30 тысяч человек, почти 6 тысяч погибает на производстве. По количеству смертельных исходов от несчастных случаев на каждую тысячу жителей, Россия более чем в 3 раза опережает Западную Европу.
В ежегодных докладах Министерства по чрезвычайным ситуациям России отмечается, начиная с 1991 года, постоянное ухудшение безопасности во всех отраслях экономики государства и других сферах жизни общества.
Бедствия часто носят интернациональный характер. Например, авария на заводе "Юнион Карбайд", построенного Англией на территории Индии, в 1984 году унесла жизни 3150 человек. Аварии с нефтяными танкерами катастрофичны для побережий многих стран, катастрофа на Чернобыльской АЭС затронула практически большинство стран мира.
Внимание к условиям деятельности человека, в том числе к вопросам защиты его здоровья, отмечается на самых ранних стадиях развития человечества. Некоторые научные труды Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), Гиппократа (460-377 гг. до н.э.) и других учѐных древности посвящены изучению условий труда. Медик эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541) изучал опасности в горном деле. Многим он известен по изречению: ―Всѐ есть яд, и всѐ есть лекарство, только одна доза делает вещество ядом, другая лекарством. Немецкий врач и металлург Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в работе ― О горном деле. Итальянский врач Рамаццини (1633-1714) рассмотрел вопросы профессиональной гигиены в книге ― О болезнях ремесленников. Ряд основополагающих работ по безопасности труда в горном деле подготовлены М. Ломоносовым (1711-1765). Основы гигиены труда изложены Ф. Эрисманом (1842-1915) в книге ― Профессиональная гигиена физического и умственного труда‖. Эти же вопросы рассмотрел И. Сеченов в книге ―Очерк рабочих движений человека‖. Целая плеяда выдающихся учѐных занималась проблемами безопасности в конце XIX, начале XX века, т.е. с началом интенсивного развития промышленности.
Из международного опыта можно отметить следующее.
1. Во всех экономически развитых странах в последние годы уделяется все возрастающее внимание к совершенствованию подготовки кадров, ориентированных на работу в качестве специалистов и руководителей производств с высоким риском, а также разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.
2. Как правило, в этих же странах, охрана труда экономически выгодна, и соответственно, статус специалиста в области безопасности чрезвычайно высок.
Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты.
Как учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности дает знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях. БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности (безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, пожарная безопасность и др.). Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.
Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания (с техносферой), представляет собой область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
Безопасность жизнедеятельности входит в состав системы гражданской обороны. Институт гражданской обороны начинает действовать после объявления военного положения, т.е. в военное время. В мирное время всеми вопросами защиты граждан занимается Комиссия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (РСЧС). Чтобы предотвратить гибель и травмирование граждан в чрезвычайных ситуациях, что является основным ущербом для государства, на территории России органами РСЧС разработаны, приняты и действуют регламентированные принципы и способы защиты населения.
Безопасность жизнедеятельности представляет собой относительно самостоятельное теоретико-социальное явление. В научном плане – это сфера междисциплинарная. В связи с тем, что проблемы безопасной жизнедеятельности особенно остро встают по отношению к человеку, обществу, государству нельзя не видеть, что наиболее глубокие и тесные отношения у предмета безопасной жизнедеятельности как отрасли научного знания складываются с социокультурными науками.
Философия выявляет общемировоззренческое значение предмета безопасной жизнедеятельности, ее соотношение с базисными категориями общественной жизни, включенность в исторический процесс развития общества.
Политология исследует роль предмета безопасной жизнедеятельности в функционировании политической системы и ее основных институтов, влияние на формы и методы осуществления власти, политическое участие и взаимоотношения, пределы политической коммуникации и воспитания.
Социология находит свои аспекты. связанные с установлением взаимозависимости предмета безопасной жизнедеятельности и социальной структуры, отражением различных социальных интересов, с жизнедеятельностью гражданского общества и его влияние на политические отношения.
Определенное применение находит государственно-правовая наука в изучение законодательной базы, регулирующей процесс безопасности и порядка ее применения.
Вполне очевидна связь предмета безопасной жизнедеятельности с вопросами законодательной базы и правопорядка и т.д.
По своему теоретическому статусу предмет обеспечения безопасности жизнедеятельности выступает как особое направление исследований, нацеленное на решение комплексной проблемы и в этом плане она близка к другим аналогичным теоретическим направлениям.
По типу он имеет сходство с:
• системологией – общей теорией систем;
• конфликтологией – с теорией конфликтов;
• кибернетикой – общей теорией управления;
• синергетикой – теорией самоорганизации;
• общей теорией катастроф.
Цель БЖД – разработка оптимальной структуры системы безопасности, обоснование ее целей и задач, места и роли основных компонентов, их взаимодействия.
Задачи БЖД:
1. Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат.
2. Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод.
3. Ликвидация возможных опасностей, исходя из концентрации и остаточного риска, и ликвидация последствий воздействия опасности на человека.
Кроме того, задачей БЖД является создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Изучение БЖД позволяет: во-первых, систематизировать научное знание обо всех потенциальных опасностях; во-вторых, расширить представления о реакциях организма человека на воздействие негативных факторов окружающей среды с учетом его физиологических и психологических особенностей; в-третьих, овладеть знаниями и практическими навыками защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.
Одной из основных задач дисциплины можно считать обеспечение с научных позиций комфортных условий трудовой, а также любой иной деятельности человека, профилактику производственного и бытового травматизма.
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.