Основные опасности среды обитания

1.1. Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности

Презентации №№ 1.1.1.- 1.1.4.

1.1.1. Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда

1.1.1.1. Цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) введена в программу обучения в высших учебных заведениях на основе приказа Государственного комитета по образованию № 473 от 9 июля 1990 года. В программу обучения курса БЖД были включены вопросы таких дисциплин как Охрана труда и техника безопасности, Охрана окружающей среды и Гражданская оборона. Позднее, для ряда специальностей вузов, вопросы охраны окружающей среды вошли в отдельный курс Экология.

В настоящее время создан Российский союз специалистов по безопасности жизнедеятельности. В ряде российских городов созданы и успешно функционируют филиалы Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

Известно, что «жизнь – форма существования материи». Это позволяет утверждать, что человек существует в процессе жизнедеятельности, состоящем из его непрерывного взаимодействия со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей. Понятие «жизнедеятельность» шире понятия «деятельность», поскольку включает в рассмотрение не только трудовой процесс человека, но и условия его отдыха, быта и миграции в окружающей среде [1].

Современный человек живет в мире опасностей - природных, технических, экологических и др. Опасности часто взаимодействуют между собой и тем самым зачастую усугубляют последствия. Например, разрушительная сила землетрясения становится причиной массовых жертв, что, в свою очередь, может привести к распространению опасных инфекций.

В мире растет число аварий, пожаров и катастроф. В них гибнет намного больше людей, чем на производстве. Отмечается рост числа стихийных бедствий. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает значительный рост числа заболеваний неврозом. В мире насчитывается более 500 миллионов инвалидов, каждый пятый стал им в результате несчастного случая.

В России ежегодно под колесами автомобилей погибает примерно 30 тысяч человек, почти 6 тысяч погибает на производстве. По количеству смертельных исходов от несчастных случаев на каждую тысячу жителей, Россия более чем в 3 раза опережает Западную Европу.

В ежегодных докладах Министерства по чрезвычайным ситуациям России отмечается, начиная с 1991 года, постоянное ухудшение безопасности во всех отраслях экономики государства и других сферах жизни общества.

Бедствия часто носят интернациональный характер. Например, авария на заводе "Юнион Карбайд", построенного Англией на территории Индии, в 1984 году унесла жизни 3150 человек. Аварии с нефтяными танкерами катастрофичны для побережий многих стран, катастрофа на Чернобыльской АЭС затронула практически большинство стран мира.

Внимание к условиям деятельности человека, в том числе к вопросам защиты его здоровья, отмечается на самых ранних стадиях развития человечества. Некоторые научные труды Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), Гиппократа (460-377 гг. до н.э.) и других учѐных древности посвящены изучению условий труда. Медик эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541) изучал опасности в горном деле. Многим он известен по изречению: ―Всѐ есть яд, и всѐ есть лекарство, только одна доза делает вещество ядом, другая лекарством. Немецкий врач и металлург Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в работе ― О горном деле. Итальянский врач Рамаццини (1633-1714) рассмотрел вопросы профессиональной гигиены в книге ― О болезнях ремесленников. Ряд основополагающих работ по безопасности труда в горном деле подготовлены М. Ломоносовым (1711-1765). Основы гигиены труда изложены Ф. Эрисманом (1842-1915) в книге ― Профессиональная гигиена физического и умственного труда‖. Эти же вопросы рассмотрел И. Сеченов в книге ―Очерк рабочих движений человека‖. Целая плеяда выдающихся учѐных занималась проблемами безопасности в конце XIX, начале XX века, т.е. с началом интенсивного развития промышленности.

Из международного опыта можно отметить следующее.

1. Во всех экономически развитых странах в последние годы уделяется все возрастающее внимание к совершенствованию подготовки кадров, ориентированных на работу в качестве специалистов и руководителей производств с высоким риском, а также разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.

2. Как правило, в этих же странах, охрана труда экономически выгодна, и соответственно, статус специалиста в области безопасности чрезвычайно высок.

Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты.

Как учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности дает знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях. БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности (безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, пожарная безопасность и др.). Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания (с техносферой), представляет собой область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Безопасность жизнедеятельности входит в состав системы гражданской обороны. Институт гражданской обороны начинает действовать после объявления военного положения, т.е. в военное время. В мирное время всеми вопросами защиты граждан занимается Комиссия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (РСЧС). Чтобы предотвратить гибель и травмирование граждан в чрезвычайных ситуациях, что является основным ущербом для государства, на территории России органами РСЧС разработаны, приняты и действуют регламентированные принципы и способы защиты населения.

Безопасность жизнедеятельности представляет собой относительно самостоятельное теоретико-социальное явление. В научном плане – это сфера междисциплинарная. В связи с тем, что проблемы безопасной жизнедеятельности особенно остро встают по отношению к человеку, обществу, государству нельзя не видеть, что наиболее глубокие и тесные отношения у предмета безопасной жизнедеятельности как отрасли научного знания складываются с социокультурными науками.

Философия выявляет общемировоззренческое значение предмета безопасной жизнедеятельности, ее соотношение с базисными категориями общественной жизни, включенность в исторический процесс развития общества.

Политология исследует роль предмета безопасной жизнедеятельности в функционировании политической системы и ее основных институтов, влияние на формы и методы осуществления власти, политическое участие и взаимоотношения, пределы политической коммуникации и воспитания.

Социология находит свои аспекты. связанные с установлением взаимозависимости предмета безопасной жизнедеятельности и социальной структуры, отражением различных социальных интересов, с жизнедеятельностью гражданского общества и его влияние на политические отношения.

Определенное применение находит государственно-правовая наука в изучение законодательной базы, регулирующей процесс безопасности и порядка ее применения.

Вполне очевидна связь предмета безопасной жизнедеятельности с вопросами законодательной базы и правопорядка и т.д.

По своему теоретическому статусу предмет обеспечения безопасности жизнедеятельности выступает как особое направление исследований, нацеленное на решение комплексной проблемы и в этом плане она близка к другим аналогичным теоретическим направлениям.

По типу он имеет сходство с:

• системологией – общей теорией систем;

• конфликтологией – с теорией конфликтов;

• кибернетикой – общей теорией управления;

• синергетикой – теорией самоорганизации;

• общей теорией катастроф.

Цель БЖД – разработка оптимальной структуры системы безопасности, обоснование ее целей и задач, места и роли основных компонентов, их взаимодействия.

Задачи БЖД:

1. Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат.

2. Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод.

3. Ликвидация возможных опасностей, исходя из концентрации и остаточного риска, и ликвидация последствий воздействия опасности на человека.

Кроме того, задачей БЖД является создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Изучение БЖД позволяет: во-первых, систематизировать научное знание обо всех потенциальных опасностях; во-вторых, расширить представления о реакциях организма человека на воздействие негативных факторов окружающей среды с учетом его физиологических и психологических особенностей; в-третьих, овладеть знаниями и практическими навыками защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.

Одной из основных задач дисциплины можно считать обеспечение с научных позиций комфортных условий трудовой, а также любой иной деятельности человека, профилактику производственного и бытового травматизма.

Целью освоения дисциплины является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Наши рекомендации