Факторы, определяющие формирование ассортимента группы товаров в торговом предприятии
Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а так же достичь целей, определенных руководством организации.
Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента.
Общими факторами, влияющими на формирование ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента.
Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей.
Специфичными факторами формирования торгового ассортимента являются производственные возможности изготовителей, класс и тип торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально техническая база торговой организации, сегмент потребителей.
Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, лицензировании, или аттестации организации.
Каналы распределения также имеют значение при формировании ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.
Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности формирования рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента.
Материально – техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента.
Товарный ассортимент - это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
Принципы формирования ассортимента:
- обеспечение на каждом предприятии торговли достаточной полноты товаров повседневного спроса, простого ассортимента, специальных и труднозаменяемых в потреблении и спросе.
- обеспечение разнообразия видов товаров по каждой группе.
- установление количества разновидностей каждого вида товаров.
-учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности торгового предприятия.
Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Основными этапами управления являются установления требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.
Ассортиментная политика - общие намерения, возможности и основы направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.
Общие намерения могут быть определенны в форме целей и задач для их реализации.
Цель организации в области ассортимента – формирование реального или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получение запланированной прибыли.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- установить реальные и предполагаемые потребности в конкретных товарах;
- определить основные показатели ассортимента и дать анализ его рациональности;
- выявить источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
- оценить материальные возможности организации для выпуска, распределения или реализации отдельных товаров;
- определить основные направления формирования ассортимента.
Основные направления формирования ассортимента – это сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.
Сокращение ассортимента – количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счёт уменьшения его широты и полноты.
Расширение ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счёт увеличения показателей широты, полноты, глубины и новизны.
Углубление ассортимента – количественные изменения ассортимента товаров за счёт разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификации.
Стабилизация ассортимента – состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.
Обновления ассортимента – качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.
Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.
Глава 2. Управление ассортиментом рыбных товаров в торговом предприятии (конкретно)