Социокультурные трансформации: типы, модели, границы
Социокультурный подход к проблемамсоц изменчивости общества
1.Содержание соц процессво на рубеже 20-21 вв:развтие,прогресс,изменения.
2. Научный статус и эвристический потенциал социокуль-го подхода к общес-му изменению.
1.Процессы(70-е и по сей день):
- изменяется массовое представление об общ-ом прогрессе. Теория развития-теория масс изменений-теория кризиса-теория катастрофы.
- трансформация ценностей и потребностей людей(от материалистических к постматери-им)
Главное самореализация и самовыражение. Практики нарцисизма. Культура гедонизма. Фукуяма – «большой разрыв»
Новый индивидуализм – эгоизм,использование другого,каждый позиционирует себя. –
Посткоммунистические трансформации конца 80-х –нач 90 (у нас)
С т.з. социокуль-го подхода общество – социокультурное пространство, которое функционирует как многомерное поле в котором соц.структуры и деятели выступают во взаимодействии. Об-во создается взаимодействующими индивидами, их практиками, но при этом об-во как пространство имеет системное качество, свойство. Системное качество – соц институты, государство, мораль. Об-ва это постоянная динамика. Общ-во создаётся взаимодействиями, практиками,связями. Общество имеет системное качество
2.Особенности социоку-го подхода:
·универсализм, позволяет объяснять разные элементы общ-го устройства. Культура-сов-ть реперзентативных КСК, ценностей Социальность-сов-ть всех взаимоотношений и взаимодействий соц субъектов.
·В центре внимания- человек активный,субъект действия
·Цель- выявить сущностные ценности и этические хар-ки соц субъектов. – определить контекст.
Позитивные моменты подхода:
- восстанавливает представления об обществе как о сложном социоку-ом объекте, в кот сущ-ет исторически накапливаемая программа, кот общ-во реализует.
- позволяет выявить социоку-ые ограничения кот присутствуют в каждом обществе.
- выявлет социокуль-ую природу общества
- Социоку-ый подход акцентирует внимание на глубинных исторически сформированых и устойчивых ценостных струк-ах,кот задают объективные границы трансформации
- объясняет многообразие проявления разных соц процессов в разных социально-историч процессах.
Минусы СК подхода:
- ограничена диагностика типа общ-ва и пределов его возможных трансформаций.
В рамках СК подхода главное понятие, кот описывает состояние изменчивости общества –- трансформация
Идея тнас-ии: нелинейность, нестабильность, неустойчивость, конфликтность.
Социокультурные трансформации: типы, модели, границы
1.Трансформация об-ва как фазовый цикл в нелинейном процессе самоорганизации
2.Формы и факторы трансформац. процессов
3.Модели разрешения трансформац. напряжений
(1)Трансформация – взаимостимулирующие модели соц действия с одной стороны, и функционирование соц институтов с другой.
Трансформационный анализ учитывает 2 взаимосвязанные стороны преобразований:
-институциональная составляющая (формальные институты)
-процессуальная составляющая (смена моделей действия)
Институт – все глубинные структуры социальности (ценности, верования, нормы). Это система правил игры, ограничений, которые направляют наши действия в русло.
Институциональные изменения возможны при воплощении этих институтов в соц. практиках.
Модели соц действия – типичные для крупных соц общностей способы действия, которые регулируются соответственю ценностями и нормами, и характеризуются использованием определенного ансамбля капиталов.
Трансформация – процесс постоянного соперничества сил с открытым финалом, кот. всегда контекстуально ограничен.
Идея нелинейной динамики – синергетический подход (70-е гг. Пригожин).
Суть синергетического подхода к обществу – общество понимается как открытая, сложная система. Когда она оказывается в состоянии энтропии (беспорядка), в разных частях общества как системы возникают флуктуационные движения (случайные отклонения). Они направл. на поиск путей поддержания системы.
Основной источник развития – противоположность, противоречие хаоса и упорядоченности.
При эволюционной фазе сохраняется динамическое равновесие, изменения плавны. Особенность: траектория движения вблизи точек равновесия (когерентность основных подсистем). Система стремится к упорядоченности (состояние гомеостазиса).
Гомеостазис сущ. за счет системы соц контроля = институты.
Т. – вариант бифуркационного развития. Т- высокая подвижность системных свойств.
Трансформация – процесс, связанный с быстрыми соц. изменениями системных качеств общества как ответа на исчерпание (угрозу )ресурсов конкретной сферы развития.
Трансформация меняет институанальный ландшафт общества. Трансформация – проблематизация, реконфигурация соц практик. Отказ от прежних системных свойств, выход общества на множество возможных вариаций развития. Система теряет свою легитимность – уход общества.
Система уходит от устойч. состояния 2-мя способами:
-мягкий (после потери устойч. система мягко, плавно переходит к новому состоянию. Эволюционная смена. Возможен если система не исчерпала своих адаптивных возможностей. Наиболее адаптив. система с мягким соц контролем. Примеры: Зап. общество во 2-ой половине 20-го века. Сдвиг от материализма к постматер.)
-жесткий (резкий уход от прошлого состояния к новому. Рост противоречий в системе. Коллапс системы, прошлая логика развития не уходит полностью. Пример: развал СССР.)
Трансф. изменения, их характер зависят от того, каких усилий эти изменения требуют от людей для адаптации. На успешность трансф. влияет уровень мотивации соц субъектов. Наличие негативной мотивации – индикатор кризиса.
В ситуации жесткого ухода велика вероятность социокульт. трансф. напряжений (масс. проблематизация доминирующих в обществе ценностей и норм, которые составляют этическую основу базовых соц институтов. Неупорядоченная переориентация на другие отличные ценности и нормы => институциональный кризис).
Источник трансф. напряжений – эрозия «традиционного» общества. Основной источник беспокойства – масс-медиа (Дж. Александер)
(3) Модели разрешения трансф. напряжений:
-модель идеократизации (приведение соц практик в соотв. с требованиями идеалогич. доктрины)
-этико-институциональный компромисс (адаптация идеалогич. доктрины к реально-существующим практикам, при этом из практик исключ. те элементы, которые противоречат вводимым доктринал. принципам)
-доктринальная корректировка (изменение некотор. идеалогич. установок в соответствии с реальными соц практиками (совр. Китай))
-этическая сегментация (идеалогия и реальные соц практики реализ. на качественно разных нравственно-этических основаниях)
Основные принципы трансформац. анализа:
-в трансф. обществе преобладает состояние декомпозиции (в обществе развивается собственная логика развития в конкретных подсистемах). Общество ищет пути достижения согласия, это главная задача.
-в трансф. обществе доминируют процессы самоорганизации, нелинейные процессы. Процесс формирования структур общества, котор. возникает спонтанно, проявляется в постоянном скачкообразном движении. Решающая роль в процессе самоорганизации – возможности самой системы(шансы). Институциональные формы не могут быть сконструированы. Они развиваются в результате взаимодействия повседневных соц практик и вводимых институтов. Все это происх. в конкретных историч. условиях.
-в динамике трансф. обществ могут реализовываться множественные варианты развития соц отношений. Вариации: культурные ограничения, которые встроены в саму систему общества. Контр-тенденции со стороны общества как альтернатива. Характер самой институционал. среды и вызовы внешней среды по отношению к системе.
-в понимании трансформир. общества важным является анализ соц эффектов, которые возникают в результате взаимодействия вводимых институц. и реальных моделей соц действия. Один из наиболее наблюдаемых эффектов – состояние институционал. двойственности (реальн. практики оказываются иными, чем те, которые декларир. формальными институтами).
Процессы соц трансформации непредсказуемы: в их проц. действуют множественные соц акторы.
Посткоммунистические трансформации: вектооры и содержания
1.Социетальные характеристики трансформированного социума
2.Этапы посткоммунистической трансформации в Украине (субъекты и особенности)
3.Итоги посткомуннистической трансформации
(1)Социокультурные трансформации – трансформации ценностей.
Изменение социетального типа общества:
2 подхода : -модернизационный, трансформационный
Социетальное – ценности. Нас интересует трансформационный подход, социально-культурный акцент делается на изменении ценностей общества и следовательно институтов
Феномен социокультурной трансформации в Украине:
-изменение в общественном сознании: индивидуализация (от коммунитарных практик к индивидуальным), переход от ценносто-рациональных ценностей к целе рациональным, маргинализация сознания
-переструктуризация украинского общества
-становление новой социальной субъективности
Для анализа трансформационного общества Заславская предлагает учитывать 3 социетальные характеристики:
1)Эффективность институциональной системы
2)Качество социально-групповой структуры
3)Уровень человеческого потенциала общества (потенциала развития)
Институциональная система – система правил игры, которая регулирует жизнедеятельность акторов
Институты – это созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми
Функции институт. системы: -стабилизирующая (направленное действие в обществе); - адаптационная функция; - инновационная (создание благоприятных условий для изменения и реформ); -интеграционная (социализация)
Задача институтов – обеспечить доминирование эффективных форм социальной активности акторов
Для трансформированных обществ гипотеза двойной институционализации
Головаха: институциональное пространство Украины – это конгломерат старых советских институтов и новых либерально-демократических. Институциональное производство Украины- динамическая система в реструктуризации. Институциональное производство – поле взаимодействия власти и социальных акторов по поводу исполнения правил функционирования общества
Формальные правила игры не учитываются. Укр общество – неформальное
2 направления, которые по-разному решают вопрос институциональных преобразований:
1.Теория институциональных матриц С.Кирдиной
Теория развития зависимости от пройденного пути. Принципиально общество изменить нельзя
2.Теория «правил и ресурсов». Общество можно поменять, если будут изменены правила, но они должны включаться в общество. Внедрить новые правила – сложно.
Суть теории:
-неформальные правила – это институты(обычаи, привычки, массовые образцы поведения)
-новые вводимые правила – результат рационального выбора. Новые правила, устонавлимые субъектами. Если правила не противоречат старым правилам, они закрепляються в правовом поле, на уровне закона.
- инициировать новые правила могут только ресурсоемкие субъекты (полит+ соц + эконом)
В Украине – аномия
Качество социально-групповой структуры
Способ организации команды. Как происходит распространение статусов. В идеале требования к социально-групповой структуре:-относительное равенство возможностей граждан;-меритократический принцип распределения дохода и благ(более сложная работа оплачивается больше):-должна быть обеспечена относительная свобода выбора личных траекторий соц мобильности
Уровень человеческого потенциала общества
Человеческий потенциал – целостная характеристика, которая отражает жизненные способности общества. Это индикатор социально значимых качеств граждан: демографическая структура, уровень образования, структура ценностей
Демографический индикатор 1 июля 2011 г – 45 млн 674977 чел
2001 г – 48 млн416 тыс
Сокращение на 300 тыс чел в год
1 января 1992 г – 52 млн
Устойчивая тенденция депопуляции в Украине. Сокращение численности населения в Украине происходит за счет превышения смертности над рождаемости. У старости женское лицо. Средняя продолжительность жизни: ж – 74,3 м – 62,5
В общем 68 лет. Самая низкая в Житомирской обл, самая высокая Киевская, Тернопыльская, Ивано-Франковская. З годы независимости – эпидемия туберкулёза + СПИД. Украина – средний уровень развития.
Социально-экономическая составляющая отражает уровень квалификации, профессионализмаы от экономически активных граждан. Отражает востребованность обществом их труда, структуру занятости, уровень запросов граждан в отношении прав и свобод, уровень соц защиты, шансы на жизни успех, платежеспособность
Для Украины характерно:
-нарушается меритократический принцип
- резкая поляризация населения
-падает ценность профессионального труда
-высокая социальная дифференциация
35/1 дохода
Преобладает не абсолютная бедность, а субъективная
Относительная бедность – 78% (ощущение бедности по сравнению с кем-то, субъективное отношение).Нищие – 14,7%.Бедные живут на 4 $ в день, а нищие на 2 $
Бедные: безработные, малооплачиваемые рабочие, бродяги и бомжи, инвалиды, неполные семь во главе с женщиной
Особенности украинской бедности:
-низкий уровень жизни в целом ( в 12 раз)
-бедность среди работающего населения и образованных людей
-психологическое неприятие экономического неравенства
-крайне высокий уровень субъективной бедности
-региональная бедность (Луганская обл – самый высокий уровень бедности, самый низкий – Киев)
Субкультура бедности:
-связана с экономической и социальной зависимостью (иждивенчество, паразитизм)
-отсутствие жизненных планов и уверенности в себе
-подчиненное положение женщины к себе и ранний секс
-приоритет настоящего по сравнению с будущем
-склонности к девиации
-повышенная агрессивность, озлобленность, культ силы и равенства
-склонность к авантюрным и рискованным предприятиям
- обвинение других в собственных бедах
-специфическое понимание успеха (ориентация на материальные вещи)
Социокультурный аспект человеческого потенциала
Значимые особенности менталитета граждан (тип ценостного сознания, особенности убеждений и верований, отношение к закону, уровень морали, мотивация)
По результатам европейского социального исследования (анализировали изменение ценностей) средний украинец инфантильный, зацикленный на материальных ценностях и не способный радоваться жизнью.Он консервативен.
2. Основных этапа посткоммунистических трансформаций в Украине(по Головахе):
1)Этап посткоммунистического развития 1991-1992.
- Политический курс на развитие рыночной экономики;
- консолидация об-ва в поддержку независимой Украины
- в общественном сознании доминируют ценности политич. плюрализма и рыночной экономики.
2) Этап посткоммунистического регресса 1995-1998г.
-курс на развитие рыночной экономики;
-появление полит. сил, которые тяготеют к реставрации Советского Союза; - КПУ – главный оппозиционер
-коммунистическая партия начинает претендовать на власть. Высокая её поддержка.
-ориентация на ценности коммунист. прошлого, которые активно конкурируют с общественными ценностями;
-обвинение существующей власти в массовом обнищании народа.
3) В начале 21в в посткоммунистических трансформациях наблюдаются новые процессы:
-экономический рост на фоне процессов приватизации;
-бывшая коммунистическая элита становится новым правящим слоём путём масштабной приватизации массовой собственности;
-в качестве приоритетов развития провозглашаются ценности демократического характера:
§ власть основывается на принципе разделения властей,
§ соблюдения прав человека.
§ равенство всех перед законом,
Сразу возникают противоречия:
-власть и собственность оказались в руках узкой группы людей, следовательно, власть и бизнес тесно связаны друг с другом.
-серьёзный разрыв в доходах между верхним слоем и основной частью населения;
-закрытие каналов соц.мобильности.
-властные институты оказались выведенными из-под обществ.контроля. Широкое применение админ.ресурсами, манипулированием медийными ресурсами. Сужение соц.базы власти. Выхолащивание демократии.
В целом порядок оказался консервативным, не нацеленным на развитие, нацеленным на сохранение.
Такое было до 2004 г –«Оранжевая революция». Имеет ярко выраженный националистический характер. Главное последствие-утверждение демократии, начала гражд.об-ва, свобода выбора, новая историческая память. Цель революции - формирование украинской политической нации. Ющенко отдал предпочтения узкоэтнической модели нации. «Донбас» - «гражданская нация без граждан».
Сегодня – позиция ресоветизации.
Последствия этого:
-Украина лишается шанса на реальную модернизацию
-Стереотип «Зп - Вс»
- Путь политической изоляции
Современный этап трансформации Украины-ползучая ресоветизация.
Трансформации на постсоветском пространстве состоялись, потому что:
-произошёл уход от командно-административной системы отношений(в осн. в экономике)
-преодоление фазы бифуркации 1990х г.
-сложились соц.правила в соц.сферах;
-неустойчивая демократия и т.д.
- более выражена система идентификаций
Противоречия трансформации:
1)Неконкурентноспособная соц.-экон.среда.
Из 131 стран Украина на 73 месте. Нужен рейтинг для привлекательности страны для инвестирований. Объективные факторы рейтинга конкурентноспособности:
-развитие инфраструктуры;
-эффективность рынка труда;
-уровень здравоохранения;
-уровень образования;
-качество власти и управления;
-качество обществ. и полит. институций.
2)Нет солидарности общества, нет соц.капитала об-ва, национальной идеи.Нац.идея должна строиться на прагматизме.
3) Противоречивый профиль социал.среды, соц.структуры об-ва,субъектов трансформаций(новая элита 90х), интеллигенция,кот.формирует средний класс,вся остальная часть об-ва-те, кто проиграл в результате трансформации, необразованные, представители массовых профессий.