Необходимость, сущность и виды контроля. Их характеристика. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из:
· установки стандартов;
· измерения фактически достигнутых результатов;
· проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Функция контроля - это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Один из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижения целей организации.
Одна из важнейших аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее общих целей. Определяя успехи и неудачи организации, руководство получает возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.
Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль, как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей.
Существует три основных вида контроля:
1. предварительный;
2. текущий;
3. заключительный.
Предварительный контроль начинается до фактического начала работ.
Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении.
В организациях предварительный контроль используется в следующих областях:
· по отношению к человеческим ресурсам;
· по отношению к материальным ресурсам;
· по отношению к финансовым ресурсам.
Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.
Для того, чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнять порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области.
Существенно повысить вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных специалистов можно также путем установления справедливых размеров выплат и компенсаций, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных бесед с работником.
Промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль использованных ими материальных ресурсов.
Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Один из способов предварительного контроля в этой области состоит в выборе такого поставщика, который убедительно доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие условиям.
К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита.
Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут.
Текущий контроль - осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом контроля являются подчиненные сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.
Текущий контроль базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленных на достижение желаемых целей. Для того, чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Обратная связь - это данные о полученных результатах.
Простейшим примером обратной связи является сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки.
Система обратной связи позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед нею задачам.
Система контроля с обратной связью в управлении влияют на "входы", чтобы достичь требуемых характеристик на "выходе".
Входом для организационных систем с обратной связью являются все виды ресурсов: материальных, финансовых и человеческих.
Выходом таких систем являются товары и услуги. Организационные системы контроля с обратной связью относятся к открытым системам. Внешний для этих систем элемент -руководитель - менеджер.
Отклонения, на которые система должна реагировать, чтобы достичь своих целей, могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами.
Внешние факторы - это все, что воздействует на организацию из окружающей ее среды: конкуренция, принятие новых законов, ухудшение экономической ситуации и т.д.
При текущем контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ для того, чтобы достичь требуемых целей и решить возникающие проблемы прежде, чем это потребует слишком больших затрат.
В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.
Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения тем не менее, он имеет две важные функции:
Первая из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистичны были составленные им планы. Эта процедура позволяет получить информацию о возникающих проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем.
Вторая функция заключается в том, чтобы способствовать мотивации.
В процедуре контроля различают три этапа:
1. выработка стандартов и критериев;
2. сопоставление с ними реальных результатов;
3. принятие необходимых корректирующих действий.
На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко в сущности, слиты функции контроля и планирования.
Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели вырастают из планирования. Все стандарты, используются для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.
Цели, которые используются в качестве стандартов для контроля отличают две особенности:
1. наличие временных рамок, в которых должна быть выполнена
2. наличие конкретного критерия по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.
Конкретный критерий и определенный период времени называют показателями результативности. Показатель точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей.
Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной.
Относительно легко установить показатели результативности для таких величин как прибыль, объем продажи, стоимость материалов, так как они поддаются количественному измерению.
Трудно установить показатели результативности для таких величин, как прибыль, объем продаж, стоимость материалов, так как они поддаются количественному измерению.
Трудно установить показатели результативности в области НИОКР, социальной ответственности и этике.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Здесь дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность на этом этапе заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передачи информации и ее оценке.
Показатель результативности дает четкую и ясную цель, указывая направления усилий организации. Следует отметить, что характерной чертой стандартов является то, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели.
Руководство высшего звена устанавливает масштаб достигнутых отклонений, в пределах которого отклонения полученных результатов от намеченных не должно вызывать тревоги.
Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономичным. Один из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Этот метод состоит в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов.
Элементом контроля является измерение результатов, позволяющих установить насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Система измерения должна соответствовать тому виду деятельности, который подвергается контролю.
В начале необходимо выбрать единые измерения, причем такие, которые можно преобразовать в те единицы, в которых выражен стандарт. Например, если установленный стандарт - это прибыль, то измерение следует вести в долларах или процентах, в зависимости от формы выражения стандарта.
Ключевую роль в обеспечении эффективности контроля играет распространение информации. Для того, чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо, обязательно довести до сведения соответствующих работников организации, как установленные критерии (стандарты), так и достигнутые результаты. Подобная информация должна быть точной, поступать вовремя, и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принять необходимое решения и действия.
Заключительная стадия этапа сопоставления заключается в оценке информации о полученных результатах. Менеджер должен решить, та ли информация получена, что нужна и важна ли она. Важная информация - это точная информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения. Цель этой оценки состоит в том, чтобы принять решение - необходимо ли действовать, если да, то как.
После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап.
Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения:
1. ничего не предпринимать;
2. устранить отклонения;
3. пересмотреть стандарты.
Ничего не предпринимать. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом. Если сопоставления фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать.
Устранить отклонения. Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде чем они перерастут в крупные проблемы, бессмыслена.
В идеале стадия измерений должна показать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину.
Смысл корректировки состоит в том, что понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.
Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значения каких-либо внутренних переменных факторов данной организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов.
Пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на плачах, а планы - это лишь прогнозы будущего.При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.
Часто случается так, что система контроля указывает на необходимость пересмотра планов. Стандарты могут пересматриваться в сторону повышения и в сторону понижения.
3. Процесс контроля и факторы, влияющие на его эффективность. Информационно- управляющие системы в планировании и контроле. Эффективность контроля.
Чтобы быть эффективным контроль должен обладать несколькими ванными свойствами;
· поведение людей;
· стратегическая направленность контроля;
· ориентация на результаты;
· соответствие делу;
· своевременность контроля;
· гибкость контроля;
· простота;
· экономичность.
Первым фактором, влияющим на эффективность контроля является поведение людей.
Разработаны рекомендации по проведению эффективного контроля:
· устанавливайте осмысленные стандарт, воспринимаемые сотрудниками;
· устанавливайте двустороннее общение;
· избегайте чрезмерного контроля;
· устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты;
· вознаграждайте за достижение стандарта.
Второй фактор. Для. того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.
Третий фактор.Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели.
Четвертый фактор. Контроль будет эффективен, если он интегрирован с другими формами управления.
Пятый фактор. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений и оценок, который соответствует контролируемому объекту.
Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.
Шестой фактор. Контроль, как и планы должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
Седьмой фактор. Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведет к беспорядку.
Восьмой фактор. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
Для контроля необходима своевременная, конкретная, точная информация, эффективная по отношению к затратам на ее получение.
Большая часть информации получается неформальным путем. Управляющий общается с подчиненными, разговаривает с коллегами, читает газеты и т.д.. Из этих источников он получает информацию, но ее недостаточно для принятия решения. Поэтому необходимо применение формальных методов сбора и обработки информации.
Объем информации зависит от размера организации. Для того, чтобы справиться с потоком информации создаются информационно-управляющие системы - ИУС.
ИУС - это формальная система для выдачи администрации информации, необходимой для принятия решения.
Основной целью ИУС является облегчение эффективного выполнения функций планирования, контроля и производственной деятельности. Самой важной задачей ИУС является выдача нужной информации нужным людям, в нужное время.
Различают следующие виды управленческой деятельности, в зависимости от информационных потребностей управляющих:
· стратегическое планирование - процесс принятия решений относительно целей организации ,изменения этих целей, использования ресурсов для достижения;
· управленческий контроль - процесс, посредством которого управляющие обеспечивают получение ресурсов и их эффективное использование для достижения общих целей организации;
· оперативный контроль - процесс обеспечения эффективного и квалифицированного выполнения конкретных задач.
Эти виды деятельности соответствуют обязанностям управляющих высшего, среднего и низового звена.
Процесс проектирования ИУС" состоит из пяти этапов:
1. анализ системы принятия решений. Процесс начинается с определения всех типов решений, для принятия которых требуется информация;
2. анализ информационных требований. Определяется какой тип информации требуется для принятия каждого решения;
3. агрегирование решений. ИУС должна быть скоординирована и интегрирована с организационной структурой;
4. проектирование процесса обработки информации. На этом этапе разрабатывается система для сбора, хранения, передачи и модификации информации;
5. проектирование и контроль за системой контроля .Это создание системы, служащей для оценки выдаваемой ИУС информации и позволяющей распознать и исправить замеченные ошибки.
Повышение эффективности ИУС:
· участие пользователей в проектировании системы;
· обучение пользователей;
· выгоды от использования ИУС должны быть выше затрат на ее создание;
· отбор нужной информации;
· модернизация системы и данных;
· необходимый штат технических работников для ее обслуживания.