Тема 1. сущность социальной ответственности бизнеса
За последние годы теме социальной ответственности в России уделяется возрастающее внимание со стороны бизнеса, власти и общества. В результате усиления конкуренции, глобализации финансовых, трудовых, товарных потоков, усиления влияния крупных транснациональных компаний, перехода к инновационной экономике, обострения экологических и социальных проблем происходит переосмысление значения бизнеса в социальном окружении. Вместо традиционного понимания бизнеса как деятельности, направленной на получении прибыли от производства и реализации товаров и услуг и распределения ее между участниками, приходит представление бизнеса как источника роста общественного благосостояния, который достигается путем производства и реализации товаров и услуг.
Несмотря на смену понимания, российский бизнес до сих пор имеет неоднозначное восприятие у населения, государство не может в полной мере и эффективно финансировать социальные потребности, масштабы российского бизнеса еще не достигли той величины, которая позволяет создавать общественные богатства в достаточном объеме.
В последние несколько лет общественная дискуссия в России о социальной ответственности стала темой номер один среди всех прочих дебатируемых общественных тематик. На рисунке (рис.1.) представлены результаты расчета упоминаемости темы корпоративной социальной ответственности в периодической печати федеральных и региональных средств массовой информации, представленные аудиторской группой 808.
Рис. 1. Упоминаемость темы «корпоративная социальная ответственность» в московской и региональной российской прессе в 2000-2005 гг.
Из рисунка видно, что тема социальной ответственности бизнеса в СМИ до осени 2003 года хотя и имела тенденции роста, всё-таки оставалась не популярной. Заметный рост упоминаемости термина пришелся на 4 квартал 2003 года, что обусловлено, прежде всего, громкими судебными делами, затронувшими крупный российский бизнес, а также выборами в Государственную Думу в декабре 2003 года. Однако, максимального уровня интерес к теме в федеральной и, особенно, в региональной прессе пришелся на 2004 год. Тема нашла отражение и в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации и в его выступлении на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. В то же время, рост упоминаемости термина «социальная ответственность» совпал с началом крупномасштабного расследования в отношении компании «ЮКОС» и давлением фискальных органов на другие крупные российские корпорации.
Впоследствии показатель упоминаемости термина заметно уменьшился. Это означает, что существенный рост статуса термина «социальная ответственность бизнеса» стал результатом не столько продуманной и долгосрочной политики крупных корпораций, сколько результатом информационной контригры в изменившихся условиях. Фактически, тезис о социальной ответственности бизнеса использовался как противовес выдвинутым правоохранительными органами обвинениям в неуплате налогов, а также сложившемуся в российском обществе убеждению в несправедливом характере приватизации, что стало ключевой ошибкой структур, оказывавших PR поддержку крупным российским корпорациям. Активное использование данного тезиса в качестве контраргумента не только не привело к нейтрализации возникшего информационного давления, но способствовало частичной дискредитации идеи «социальной ответственности бизнеса».
При этом под корпоративной социальной ответственностью понимались благотворительность, спонсорство, филантропия, меценатство, забота об экологии, а не как комплексная система ответственности бизнеса перед обществом. На рисунке 2 представлена диаграмма, показывающая, с чем чаще всего ассоциировалось понятие социальной ответственности в российских печатных средствах массовой информации.
Рис. 2. С чем чаще всего ассоциировалось понятие социальной ответственности в федеральной и региональной прессе в 2000-2005 гг.
Однако, корпоративная социальная ответственность не ограничивается только перечисленными характеристиками. Она представляет собой емкое понятие, охватывающее формы и методы реализации ответственности бизнеса перед внутренне и внешней средой. Так, в таблице (табл.1.) приведены основные определения, которые используются в мире для понимания и описания корпоративной социальной ответственности (КСО).
Таблица 1
Основные международные определения корпоративной
социальной ответственности
№ | Организация | Определение |
Бизнес за социальную ответственность «Business for Social Responsibility» США | КСО означает такое ведение бизнеса, которое соответствует этическим, законодательным нормам и общественным ожиданиям или даже превосходит их. | |
Всемирный деловой Совет по устойчивому развитию (World Business Council for Sustainable Development) | КСО - это постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом. | |
Компания «Прайсуотерсхаус Куперс» Pricewaterhouse Coopers (PwC) | КСО по своей сути связана с концепцией устойчивого развития; компаниям необходимо интегрировать экономические, социальные и экологические параметры в свою деятельность; КСО не является произвольным дополнением к основной деятельности компании; она представляет собой метод, используемый в управлении компаниями | |
«Корпоративная социальная ответственность в Европе» (CSR Europe) | КСО - это концепция интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой. | |
Лондонская группа бенчмаркинга (The London Benchmarking Group) (Великобритания) | Модель КСО London Benchmarking Group основана на определениях следующих понятий: благотворительность, вклад в местное сообщество, коммерческая инициатива, основные виды деловой активности | |
Институт исследований Мирового банка (WorldBank) | Корпоративная социальная ответственность: 1) комплекс направлений политики и действий, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполняющих требования законности, а также учитывающих интересы людей, сообществ и окружающей среды; 2) нацеленность бизнеса на устойчивое развитие |
На сегодняшний день не существует единого общемирового определения корпоративной социальной ответственности, однако все представленные подходы едины в одном: корпоративная социальная ответственность – это ответственность компании перед всеми физическими и юридическими лицами, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом.
Российская специфика понимания КСО связана с недостаточностью осмысления роли и форм корпоративных отношений в социально-экономических отношениях, и смещена в сторону понятия «социальной ответственности бизнеса».
Таблица 2
Основные определения корпоративной социальной ответственности и социальной ответственности бизнеса в деловой литературе
№ | Источник | Определение |
Гордон Х.Фитч. Корпоративная ответственность перед обществом. Корпоративный социальный отчет. Рекомендации Ассоциации менеджеров // www.amr.ru | Корпоративная социальная ответственность — это серьезная попытка разрешить социальные проблемы, вызванные полностью или частично действиями корпорации | |
Европейская комиссия Корпоративная ответственность перед обществом. Корпоративный социальный отчет. Рекомендации Ассоциации менеджеров // www.amr.ru | Корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды | |
Палацци М., Статчер Дж Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе. 1997. С. 17 | Социальная ответственность представляет собой в своей основе философию или образ отношений между предпринимательскими кругами и обществом, причем для их реализации и устойчивости в течение длительного периода времени эти отношения требуют руководства | |
Роббинс С. П., Коултер М. Менеджмент. 6-е издание: пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. С. 192-195. | Социальная ответственность — обязательствофирмы преследовать долгосрочные общественно полезные цели, принятое ею сверх требуемого от нее в соответствии с законодательством и экономическими условиями | |
Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под. ред. СЕ. Литовченко, М.И. Корсакова. М.: Ассоциация менеджеров, 2003.С.15 // www.amr.ru | Корпоративная социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума | |
Социальное измерение в бизнесе. Международный форум лидеров бизнеса под эгидой Принца Уэльского. М.: НП Социальные инвестиции, Изд. дом «Красная площадь», 2001. С. 25 | Социальная ответственность бизнеса — концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом | |
Социальное управление: словарь. М., 1986. С. 367 | Социальная ответственность отличается от юридической и рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей города, края, страны, мира | |
Китчин Т. Корпоративная социальная ответственность: в фокусе - бренд // Менеджмент сегодня. 2003. № 5. С. 24. | Корпоративная социальная ответственность означает специфические обязательства компании и проистекающие из них действия коммерческих организаций в отношении своих нуждающихся общностей, определяемых и размещенных вне основной операционной среды бизнеса | |
Фиглин Л. Модель управления качеством социальной ответственности организации // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2 | Социальная ответственность означает способность организации или предприятия оценить последствия своей деятельности для устойчивого социального развития общества. Социальная ответственность — широкое понятие, охватывающее и такие проблемы, как экология, социальная справедливость, равноправие. Организации обязаны проявлять ответственность в трех областях: финансы, влияние их деятельности на общество и окружающую среду, воздействие на экологию. | |
Шпотов Б. Деловая этика и менеджмент: современные подходы // Проблемы теории и практики управления, 2002, №1 | Социальная ответственность фирмы — максимальное использование преимуществ компании и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом |
Наиболее всеобъемлющим определением в российской практике является определение Ассоциации менеджеров России, которая толкует КСО как философию поведения и концепцию выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры:
• Производство качественной продукции и услуг для потребителей;
• Создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала;
• Неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п.;
• Построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами;
• Эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;
• Учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;
• Вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.
Однако такое понимание корпоративной социальной ответственности возникло по прошествии длительного процесса эволюции взглядов на понимание сути фирмы, ее целей, общественной значимости и принципов функционирования.
Контрольные вопросы:
1. Основные характеристики корпоративной социальной ответственности.
2. Основные международные определения корпоративной социальной ответственности.
3. Корпоративная социальная ответственность в российской практике.
4. Корпоративные отношения и социальная ответственность.
5. Социальная отчетность компании.
6. Роль корпоративной социальной ответственности и обеспечение конкурентоспособности предприятия.
7. Роль глобального договора ООН в развитии социальной ответственности бизнеса.
8. Десять принципов глобального договора ООН.
Литература:
1. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., профессора И.Ю. Беляевой. д.э.н., профессор М.А. Эскандеров. – М.: КНОРУС, 2008
2. А.П. Шихвердиев, А.В. Серяков. Корпоративная социальная ответственность: совершенствование взаимодействия компании с заинтересованными лицами в системе корпоративного управления. – М.: Экон-информ, 2010. – 259 с.
3. А.П. Шихвердиев, А.А. Вишняков, В.Н. Задорожный. Корпоративное управление: теория и практика. – М.: Экон-информ, 2010. – 259 с.
4. Руководство по реализации принципов глобального договора ООН в деятельности средних предприятий (глобальный договор ООН) // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – [Электронный ресурс] (http://koet.syktsu.ru/vestnik/)