Тема 7. основные механизмы повышения социальной ответственности бизнеса

Для совершенствования формирования и развития корпоративной социальной ответственности, по нашему мнению, государственным органам необходимо предпринять ряд следующих мер:

1. Государству следует обеспечить равный, строгий и эффективный контроль за выполнением всеми участниками корпоративных отношений социальных, финансовых и иных обязательств, установленных законодательством, а также обеспечением доступности декларируемых государством гарантий. Однако, по нашему мнению, данную меру необходимо реализовывать постепенно, так как в современной «договорной» экономике, где действуют сообразно договоренностям, а не формальным законам, резкий переход к контролю соблюдения законов может привести к коллапсу большей части экономической деятельности, тем самым ухудшив социально-экономическое состояние в стране.

2. Государственным структурам всех уровней следует отказаться от методов прямого или косвенного принуждения бизнеса к выполнению любых социальных обязательств сверх законодательно установленного минимума. Данное положение должно быть зафиксировано в официальном документе и защищать права бизнеса на получение максимальной прибыли.

3. Государству следует способствовать развитию деловых практик и обычаев социально ответственного поведения. Этого можно достичь путем общественного поощрения социальной ответственности, продвижения механизмов общественного признания социальной активности бизнеса. У государства, сконцентрировавшего достаточный контроль над ключевыми сферами экономической и общественной жизни (включая СМИ), есть все необходимые рычаги и механизмы для развития данного направления.

4. Государству следует прилагать усилия по формированию благоприятного общественного мнения по отношению к российскому бизнесу и его конструктивной роли в общественно-экономическом развитии России. Для этого, по нашему мнению, должны быть использованы апробированные методики и технологии повышения имиджа страны и российских компаний за рубежом.

5. Государству необходимо наладить систему консультаций с общественными организациями по поводу выявления и решения насущных и приоритетных проблем общества, а также оказывать активную и системную поддержку развитию институтов гражданского общества, в первую очередь, путем создания эффективных механизмов финансирования гражданских инициатив, в том числе через создание системы независимых государственных и негосударственных агентств, осуществляющих грантовую деятельность.

В результате давления государства часто оказывается, что программы, реализуемые в рамках социальной ответственности не дополняют государственные гарантии, предусмотренные законодательством, а фактически замещают их, при этом компании платят за их реализацию дважды: в виде налоговых отчислений и в виде средств на социальные программы. Это является следствием отсутствия четкой границы социальной ответственности государства и бизнеса. Так, многие предприятия реализуют программы охраны здоровья, потому что государственная система обязательного медицинского страхования имеет низкое качество и ограниченность в доступности всего спектра медицинских услуг. Отсутствие развитой коммунальной сферы компенсируется властями принуждением участия бизнеса в обустройстве городов, поддержке инфраструктуры, систем безопасности жизни, поддержке нетрудоспособного населения. Для градообразующих предприятий нет иного выхода как заниматься функциями местного управления, иначе условия жизни могут стать неприемлемыми.

В Республике Коми существует проблема монопрофильных городов, в которых присутствует либо естественный монополист: «Газпром» в Вуктыле (18 тыс. чел.) и РАО «ЕЭС России» в Печоре (66 тыс. чел.), либо крупный бизнес: Лукойл в Усинске (53 тыс. чел) и Северсталь-груп в Воркуте (134 тыс. чел.). По состоянию на начало 2006 года показатели численности населения составляли в Вуктыле - 17,2, в Печоре - 63,8, в Усинске - 52,3, в Воркуте - 123,8. В совокупности численность населения этих городов составляют 257 тыс. чел., что составляет более четверти населения всей республики. В этих городах на крупный бизнес накладывается дополнительная ответственность за то, что в них происходит. И действительно, эти компании проводят социальные программы по всему спектру направлений – здравоохранение, образование, спорт, культура и др. Необходимо добавить, что в других городах компании также поддерживают социальные программы, однако именно в монопрофильных городах общественность наиболее всего зависит от крупных компаний. Однако поддержка осуществляется путем денежной помощи, при этом компании выполняют функции местных муниципалитетов. Кроме того, местные власти со временем начинают привыкать к постоянной финансовой помощи, а в случае сворачивания производства городу будет грозить серьезный экономический кризис. Проблема заключается в том, что местные власти с трудом связывают в одну систему планирования финансовое, архитектурное, экономическое, территориальное, социальное планирование. По нашему мнению, решением может стать отказ от прямого финансирования тех объектов, которые должны финансироваться муниципалитетами, и вместо этого оказать методическую консультационную помощь в развитии городского управления. Это позволит наладить взаимовыгодное сотрудничество между бизнесом и местной властью, повысит профессионализм государственного управления, позволит создать благоприятные условия для создания малого бизнеса, развить экономику города и уменьшить зависимость от крупного бизнеса. Так, представителям бизнеса и власти необходимо выработать единые правила и зафиксировать их в декларации о сотрудничестве, в общественных договорах, в которых будет закреплено, что администрация передает часть функций по экономическому планированию и по взаимодействию с бизнесом.

Важной составляющий эффективных взаимоотношений с властью является паритет между властью и бизнесом. В том случае, если бизнес стремится взять на себя функции муниципалитета, то он отвлекает ресурсы от производства, развития и модернизации, конкурентной борьбы. В обратном случае, когда местная власть берет на себя функции управляющего городским бизнесом, исчезают равные условия для развития любого бизнеса, происходит рост издержек, возрастает бюрократическая нагрузка, возрастает стоимость городских услуг. Поэтому в качестве поддержания паритета необходимо поддерживать постоянный диалог между властью и бизнесом, когда власть подсказывает бизнесу выгоды от социальных проектов, а бизнес делится с властью технологиями в области управления и инвестирует в город. Поэтому социальная ответственность в отношениях местная власть-бизнес – это не ответственность фирм перед муниципалитетом и не муниципалитета перед фирмой, а их совместная ответственность перед обществом, жителями.

Для компаний:

1. Компании должны в максимально возможном объеме выполнять взятые на себя добровольно социальные обязательства и в полном объеме установленные законом.

2. Компаниям следует оказывать содействие госорганам в совершенствовании законодательных норм, регулирующих социальную ответственность бизнеса. Кроме того, необходимо вовлекать общественные объединения и другие компании для установления норм и принципов поведения бизнеса.

3. Компаниям следует стремиться расширять сложившийся круг ключевых заинтересованных сторон (государство, собственники, персонал), добавляя акцент на мало вовлеченные стороны, такие как СМИ, местные сообщества, объединения предпринимателей, сообществ потребителей и защитников окружающей среды и т.д.

4. Компаниям необходимо создать эффективные способы раскрытия информации о своей социальной активности, например, через механизм социальной отчетности. При этом социальная отчетность должна быть добровольной, а основные параметры и необходимые показатели отчетности должны быть закреплены в виде законодательного акта в ходе консультаций бизнеса, общественных объединений и власти.

Мы считаем, что одним из действенных способов объединить усилия бизнеса, власти и общества может стать создание фонда местного сообщества, целью которого является развитие одной территории и существующие за счет вкладов местного бизнеса. Такой фонд по сути является сервисом для бизнеса – обеспечивает PR социальных проектов, систематизирует благотворительную работу разрозненных предприятий, выполняет функцию распоряжения средств. Такой фонд имеет преимущество перед частными фондами, которые используют средства в одном направлении, и перед государственными фондами, средства которых власть использует на свои нужды. Преимущество есть и для бизнеса, который осуществляет благотворительные программы: во-первых, нет необходимости самостоятельно контролировать движение средств, а во-вторых, по мере роста бизнеса нет необходимости отбирать или отказывать увеличивающемуся количеству просителей помощи, их можно направить в фонд, который рассмотрит все заявки.

Такая схема аккумулирования и распределения ресурсов может стать эффективным способом диалога всех заинтересованных лиц и общим «кошельком» для власти, бизнеса и общества, в котором перемешиваются средства и интересы всех сторон, кто способен улучшить жизнь на территории. Система принятия решений в фонде должна быть коллегиальной, а в совете должны заседать представители бизнеса (благотворители), власти (руководители города) и представители общественных организаций (активисты и уважаемые жители).

При существующем положении дел, когда правительство сохраняет за собой собственность на все виды ресурсов, необходимо законодательно закрепить и утвердить процедуру консультаций с местными жителями до начала осуществления разведки и эксплуатации ресурсов, а также до выдачи разрешения на осуществление деятельности разъяснить населению возможные негативные последствия разработки ресурсов.

Кроме того, для развития корпоративной социальной ответственности бизнеса, государству, постепенно снимающему с себя часть социальной ответственности, будет необходимо выбрать один из двух путей: либо взять на себя вновь социальную ответственность и не справляться, либо заставить другие формы организации общества, прежде всего крупный и средний бизнес, взять на себя эту ответственность. Для недопущения подобного развития событий бизнесу следует самостоятельно забирать на себя ответственность добровольным образом, при этом не упуская из вида главную цель своего существования. Для облегчения этого варианта государству следует выполнить две роли: первая – в качестве заинтересованного лица. Это значит, что государственные органы должны стимулировать социально ответственный бизнес к деятельности. Так, внесение изменений в законодательство о государственных закупках позволит получить преимущественное право на госзаказ для социально ответственных предприятий. Таким же образом следует проводить федеральные, региональные и местные конкурсы на поставку товаров или услуг для нужд органов власти.

Вторая роль государства как регулятора социально-экономических процессов может способствовать стимулированию социальных инвестиций в неключевые заинтересованные стороны. Вследствие того, что бизнес достаточно хорошо может оценивать рискованность инвестиций, то такие инвестиции не будут высокорискованными, а сотрудничество с неключевыми заинтересованными лицами, способными увеличивать финансовый результат компании вполне сможет обеспечить приемлемую отдачу от этих инвестиций. Также государству необходимо взять на себя работу по созданию инфраструктуры и системы коммуникаций между бизнесом и заинтересованными лицами, особенно неключевыми. Учитывая, что программа «Электронная Россия» близится к завершению, органы власти, учебные заведения, а затем широкая общественность и негосударственные организации получат выход в сеть Интернет, которая существенно облегчит коммуникации между бизнесом и этими лицами. В рамках данного направления целесообразно создать также базу данных получателей социальных инвестиций и компаний для осуществления быстрого поиска получателей социальных инвестиций.

Полагаем, что нельзя отрицать большое влияние на общее развитие социальной ответственности бизнеса таких организаций, как Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров России и других объединений бизнесменов. Эти организации являются интегрирующими в себе разных бизнесменов, разный бизнес, разные мнения; они помогают создать мощный фронт представителей одной из форм организации общества, помогают решить проблемы, свойственные всему бизнесу. Они являются площадками для обмена опытом и легальной лоббирующей инстанцией. Кроме того, эти организации имеют стандарты ведения бизнеса, которых должны придерживаться все члены данных организаций. Учитывая, что в одиночку бизнес не выживет, особенно при экспансии зарубежных компаний на российский рынок, эти организации могут значительно помочь в деле построения социально ответственного бизнеса в России.

В самих компаниях для развития социальной ответственности мы рекомендуем создать комитет по социальной ответственности в структуре совета директоров. Так как совет директоров является основным органом, осуществляющим взаимодействие между акционерами и менеджментом, то комитет в целях повышения благосостояния акционеров будет проводить оценку социальной ответственности и контролировать деятельность менеджмента по расширению ответственности.

Также в числе наших рекомендаций по поддержке институциализации социальной ответственности необходимо проводить независимыми аудиторскими фирмами аудит корпоративной социальной ответственности, который отличается от аудита социальной отчетности тем, что первый будет определять качество деятельности компании в области взаимодействия с заинтересованными лицами в условиях достижения цели компании, в то время как второй определяет качество взаимодействия для обеспечения общественного благосостояния независимо от того, помогает ли это достижению цели компании или нет.

В комитете можно выделить следующие лица, отвечающие за отдельный блок социальных вопросов:

Таблица 5

Функциональные обязанности членов комитета по социальной ответственности в совете директоров

Руководитель комитета Руководство комитетом, контроль за выполнением мероприятий. Создание отчетности в области социальной ответственности для рассмотрения акционерами.
Председатель Совета директоров Осуществление руководства работой на предприятии, направленной на формирование стабильного трудового коллектива, развитие организационной культуры, использование социально-психологических факторов трудовой мотивации работников, повышение их социальной и творческой активности, удовлетворенности трудом с целью максимального развития и использования трудового потенциала каждого работника. Обеспечение связи цели компании и социальных программ. Развитие взаимоотношений между компанией и заинтересованными лицами.
Член Совета директоров Организация изучения содержания труда и удовлетворенности трудом, разработка мероприятий по улучшению эргономических, санитарно-гигиенических условий работы, обеспечению охраны труда и безопасности работников, сокращению тяжелого и малоквалифицированного ручного труда, повышению привлекательности, престижности и культуры труда. Обеспечивает широкое внедрение средств механизации и компьютерных технологий в деятельность социальных служб. Анализирует политику в области качества, работы с потребителями и партнерами, органами власти.
Директор по персоналу Организация консультирования работающих по правовым и финансовым вопросам, разработка предложений представлению различных льгот работникам предприятия, компенсаций расходов за жилье, образование детей, предоставлению транспорта для поездок на работу, медицинскому обслуживанию. Проведение работы по стабилизации трудовых коллективов, совершенствованию социальной структуры персонала, , организует подготовку предложений по регулированию численности работников, повышению их образовательного и культурно-технического уровня, укреплению дисциплины и организованности, созданию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Контроль за обеспечением социального страхования работников, соблюдение их социальных гарантий и гражданских прав, возглавляет разработку предложений по мерам социальной защищенности работников предприятия в рамках коллективно-договорного регулирования трудовых соглашений.

В силу того, что основным стимулом развития социальной ответственности на предприятиях являются работники, то менеджменту не трудно убедить собственников, что часть средств необходимо направить на развитие персонала. Однако по мере дальнейшего развития фирмы основным фактором, который позволит увеличить социальную ответственность будет являться готовность акционеров передать часть средств на текущие инвестиции в социальное окружение. Таким образом, если собственники (акционеры) поддержали обоснованное и просчитанное мнение менеджмента о том, что необходимо развивать отношения с заинтересованными лицами, то первоочередными мерами будут являться повышение ответственности и улучшение взаимоотношений с ключевыми заинтересованными лицами. Ответной реакцией будет являться также повышение ответственности со стороны основных контрагентов. Компания совместно с контрагентами и конкурентами исполняет этический кодекс организации предпринимателей, в которой они состоят, что означает повышенную социальную ответственность. Государство, получая налоговые платежи, также выполняет свои функции насколько это возможно и создает банк данных заинтересованных лиц – потенциальных получателей социальных инвестиций. Компания определяет для себя оптимальные лица, инвестирует в них. Таким образом будет происходить перераспределение средств в пользу нуждающихся. Они, являясь объектом инвестиций будут увеличивать результат своего труда и в итоге будут становиться богаче. Если общество становится богаче, то оно имеет возможность становиться контрагентами компании, то есть партнерами, бизнесменами, потребителями, что возвращает часть средств обратно в компанию. Поддержка социальных программ будет увеличивать экономику, будет стимулировать конкуренцию, в которой социальная ответственность будет являться одним из конкурентных преимуществ. Таким образом, акционеры получат доход, а государство – увеличение общей налоговой базы, что и будет стимулировать поступательное развитие корпоративной социальной ответственности.

В результате проведения исследования нами подтверждено, что корпоративная социальная ответственность – это специфическая форма инвестиций. Из определения И.А. Бланка инвестиции «представляют собой вложения капитала во всех его формах с целью обеспечения его роста в предстоящем периоде, получения текущего дохода или решения определенных социальных задач». Таким образом, перераспределение благ от владельцев к другим заинтересованным сторонам является инвестицией в эти заинтересованные стороны. В Методике анализа индекса социальных инвестиций Ассоциацией менеджеров России указывается, что «социальные инвестиции бизнеса – это материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект. Однако, по нашему мнению, это определение не учитывает, что инвестором выступают владельцы компании, а также не уточняет какой социальный эффект может быть получен. Ведь в соответствии с сущностью инвестиций и сущностью фирмы этот эффект должен проявиться в достижении целей инвесторов, то есть в получении прибыли, что является экономическим эффектом.

Именно в системе корпоративного управления социальная ответственность позволяет наилучшим образом осуществить инвестиции в заинтересованные стороны, которые способны внести вклад в достижение цели компании. Таким образом, ответственность перед такими лицами заставляет компанию по новому смотреть на свое стратегическое развитие, а также четко рассчитывать потери и выгоды от сотрудничества.

Авторы не согласны с положением, что концепцию стейкхолдеров компании можно использовать как модель корпоративного управления. Несмотря на то, что компании опираются на положения этой концепции, считая тем самым, что внедряют социальную ответственность в свою деятельность, эта концепция мало совместима с принципами корпоративного управления. Один из ключевых принципов корпоративного управления, как было указано ранее – отчетность.

Отчетность характеризует следующее: подчиненный субъект (агент) ответственен перед главным субъектом (принципалом) за результат. Принципал основывается на установленных законом нормах и требует отчетность исходя из заключенного контракта. В корпоративном управлении обязательны (исходя из сущности корпорации) два вида ответственности: контрагентов перед менеджментом и менеджеров перед собственниками. Когда в модель корпоративного управления включают ответственность перед всеми заинтересованными лицами, то эффективность всей модели снижается из-за множества факторов неопределенности.

Концепция стейкхолдеров, внедренная в управление компанией, заставляет менеджеров полагать, что если корпорация влияет на что-то или зависит от каких-либо лиц, то она автоматически должна быть ответственная перед ними. Однако значит ли это что если преступники могут влиять на компанию и компания влияет на преступников, то она должна быть ответственна перед ними? Тот факт, что компания должна принимать во внимание множество факторов во внимание, не значит, что перед ними необходимо отчитываться. Так же как тот факт, что компания влияет на разные группы лиц, не дает им право каким-либо образом контролировать компанию.

В качестве подтверждения применения отчетности в теории стейкхолдеров приводятся следующие положения: первое - все стейкхолдеры обладают специфическим продуктом или способностями, поэтому их потеря повышает риски корпорации. Эти продукты и способности не могут быль с легкостью перемещены без потери в стоимости. Вкладывая свои способности или привнося определенный продукт, стейкхолдеры берут на себя риск компании и желают сохранить свой вклад, поэтому компания ответственна за их вклады и должна отчитываться.

Здесь необходимо заметить, что далеко не все продукты и способности являются уникальными и специфичными: большинство должностей присутствуют во многих компаниях и на них претендует как правило не один человек. Так же и продукты: производители изготавливают продукцию преимущественно в большом количестве. Даже в случае, когда определенные продукты и способности являются специфичными, сама их основа является общей и легко перемещаемой. Так, специалисты по продажам знают специфику продукции своей компании, однако сама способность продавать и знания как продавать не являются специфичными.

В редких случаях, когда продукты и способности являются специфичными и их невозможно легко переместить и использовать в других фирмах, то это скорее всего означает, что в системе корпоративного управления фирме по отношению к таким стейкхолдерам не следует становиться отчетной или давать им привилегии. Вместо этого эффективнее сделать такого стейкхолдера акционером, передав ему часть акций в счет продукта или способности, как например это делается в высокотехнологичных компаниях, когда ключевых программистов и специалистов поощряют долей в акционерном капитале. Также примером может служить перекрестное владение акциями, когда две компании, заинтересованные в специфических продуктах или способностях друг друга обмениваются акциями.

Второе положение – в случае недостаточной отчетности перед стейкхолдерами, компании труднее наладить с ними позитивные долгосрочные доверительные отношения, без которых стейкхолдеры вряд ли будут тратить время и ресурсы для создания специфических продуктов или способностей, поэтому эффективность бизнеса будет снижаться.

Конечно, нельзя недооценивать значимость долгосрочных отношений с поставщиками, мотивации персонала и лояльности потребителей, однако внедрение и развитие отчетности перед стейкхолдерами будет означать, что компания будет показывать их власть над собой, а не заинтересованность в них в функциональном отношении. Поэтому в современное время некоторые стейкхолдеры злоупотребляют своим положением, так как чувствуют власть вследствие того, что компании отчитываются перед ними (примером могут служить забастовки работников на заводе компании Форд во Всеволжске).

Третье положение – отчетность перед стейкхолдерами должна быть вследствие обязательств компании перед стейкхолдерами.

В корпоративном управлении лица, перед которыми компания отчетна за исполнение обязательств не обязательно являются лицами, перед которыми эти обязательства даны. Например, обязательство не загрязнять окружающую среду не значит наличие отчетности перед окружающей средой, так же как и обязательство соблюдать требования трудового законодательства не означает отчетности компании перед работниками. Поэтому обязательства компании, данные стейкхолдерам не означают автоматической отчетности перед ними за исполнение или неисполнение обязательств.

Четвертое положение – компании должны отчитываться перед обществом, состоящим из стейкхолдеров, потому что компании используют общественные ресурсы и получают особые условия для функционирования от общества. Таким образом, заключается так называемый «социальный договор», согласно которому компании в обмен на предоставление ресурсов должны быть отчетными перед обществом.

Бизнес функционирует основываясь на свободе воли: до тех пор, пока одни члены общества (акционеры, работники, поставщики и т.д.) не образуют компанию и не будут производить продукт или услугу, а потребители не будут покупать их, то бизнес не сможет выжить. Тот факт, что отдельные общественные группы заключили договор и сформировали действующий бизнес, не дает право широким слоям общественности требовать ответственности и отчетности. Общественность может прекратить деятельность компании и может иметь некоторую власть, однако у них нет прав требовать отчетности компании.

Социальная ответственность компании в системе корпоративного управления может быть действенной в случае соблюдения баланса интересов и должна быть построена на четкой цели организации в качестве критерия. Если цель организации – максимизировать долгосрочную стоимость акций или производство экологически чистых продуктов или обеспечение занятости инвалидов, такие цели и должны являться критерием отнесения лиц к стейкхолдерам. Такой подход позволит прогнозировать выгоды и решить конфликт интересов различных групп. Для этого в компании необходимо четко зафиксировать миссию и цель. При этом они должны быть разделяемы всеми участниками корпорации – от акционеров до работников.

Социальная ответственность возможна только при соблюдении прав акционеров (владельцев) как первых по значимости заинтересованных лиц, связанных с целью компании. Социальная ответственность по отношению к другим лицам тем больше, чем больше акционеры (владельцы) готовы уступить часть благ в пользу других лиц. Вследствие этого совет директоров, как орган, отвечающий за стратегическое развитие и коммуникацию между менеджментом и акционерами, должен разъяснять акционерам необходимость тех или иных отчислений на социальные цели.

Большую роль в повышении эффективности корпоративного управления на национальном уровне играют кодексы корпоративного управления. Кодексы разрабатываются в разных странах разными институтами: государственными органами по рынку ценных бумаг, фондовыми биржами, инвесторами, некоммерческие организации участников корпоративного управления. В целом в кодексах обозначены взгляды авторов на то, что представляет собой качественное корпоративное управление. Российский Кодекс корпоративного поведения был разработан Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) с привлечением заинтересованных лиц – инвесторов, профессиональных участников фондового рынка, союзов и ассоциаций российских компаний.

Кодексы различаются по содержанию и деталям, но почти все провозглашают четыре основных принципа: равное отношение ко всем акционерам, чьи права должны соблюдаться, подотчетность совета директоров и менеджмента акционерам, раскрытие информации и прозрачность, то есть своевременное и полное предоставление финансовой и другой отчетности, ответственность за соблюдение интересов миноритарных акционеров и других групп заинтересованных лиц и за соблюдение законодательства.

Привлекательность Кодекса корпоративного поведения, в отличие от закона, заключается в том, что он имеет рекомендательный характер и гибок. Невозможно урегулировать все аспекты корпоративного управления законодательно. Кроме того, для того, чтобы определенные положения регулировались законом, необходима определенная юридическая база, накопленный опыт регулирования и выяснения причин и последствий неисполнения данных положений. За сравнительно небольшой период перехода к рыночным отношениям в России еще не сформировалась подобная база, поэтому рекомендательным положениям кодекса следуют компании с лучшим корпоративным управлением. Вслед за лидерами следуют и другие компании, которые стремятся улучшить качество корпоративного управления. Кодекс привлекает внимание компаний и других заинтересованных лиц и тем самым подогревает дискуссию о проблемах и принципах регулирования бизнеса. Кодекс, разъясняя принципы наилучшей мировой практики, тем самым обучают руководителей. Разработанный с привлечением институциональных инвесторов, он прямо воздействует на деятельность компаний, поскольку четко указывает на то, что инвесторы ждут от компании.

Кодексы особенно действенны там, где поддерживается правило обязательного раскрытия информации. Этот подход называют «соответствуй или объясняй». Благодаря ему практика корпоративного управления стала более открытой – так, требования заставляют компании анализировать уровень корпоративного управления, поскольку необходимость отступления от кодекса необходимо публично доказывать. Данный подход наиболее эффективен при развитости гражданских институтов – средств массовой информации и некоммерческими организациями, занимающимися защитой прав заинтересованных лиц. Это связано с тем, что компании предпочтут скорее соответствовать предъявляемым требованиям, чем оказаться под пристальным вниманием общественности и объяснять причины несоответствия нынешнего положения рекомендуемым нормам.

В российском Кодексе корпоративного поведения недостаточно внимания уделяется социальной ответственности бизнеса. Из нынешних положений кодекса большое внимание уделяется отношениям с акционерами, инвесторами, работниками, менеджментом и государственными органами. Однако существенным недостатком, по нашему мнению является то, что хотя в кодексе обозначено, что многие вопросы, связанные с корпоративным поведением, лежат за пределами законодательной сферы и имеют этический характер, в нем не описаны отношения с другими заинтересованными лицами. «Этические нормы, используемые в деловом сообществе, - это сложившаяся система норм поведения и обычаев делового оборота, не основанная на законодательстве и формирующая позитивные ожидания в отношении поведения участников корпоративных отношений». Как видно из определения, этические нормы затрагивают всех участников корпоративных отношений, не ограничиваясь вышеперечисленными лицами, но включая также СМИ, бизнес партнеров, потребителей, конкурентов и широкую общественность. Внесение в Кодекс корпоративного поведения рекомендательных положений о социальной ответственности, включающей этическое поведение, будет стимулировать российские компании к социально ответственному поведению.

Социальная ответственность выступает инструментом управления нефинансовыми рисками с целью повышения капитализации компании. Так, отчеты и руководства в области подготовки социальной отчетности за рубежом называются «отчетность устойчивости бизнеса». Корректное раскрытие нефинансовой информации позволяет показать инвесторам, что компания уделяет внимание не только финансовым показателям, но и стремится достичь устойчивости бизнеса в изменчивой внешней среде. Таким образом, внедрение стандартов корпоративной ответственности дает и финансовые выгоды: конкурентные преимущества, дополнительную стоимость путем раскрытия информации. Внедрение стандартов раскрытия нефинансовой информации – это внедрение принципов корпоративной ответственности в практику принятия управленческих решений для повышения качества управленческих решений, и впоследствии улучшения показателей бизнеса.

Эффективное корпоративное управление подразумевает в первую очередь выполнение прав собственников как основных заинтересованных лиц. На основе концепции заинтересованных лиц становится возможной гармонизация интересов заинтересованных сторон и собственников, что приводит к развитию обеих сторон. Рассматривая социальную ответственность как форму инвестиционной деятельности, можно заключить, что повышение ответственности повышает выгоды инвесторов (собственников ресурсов) и получателей инвестиций (общественные группы).

Развитие социальной ответственности дает менеджерам более глубокое осознание роли компании в обществе, ее месте и воздействии на общественную среду, что позволяет более точно и прогнозируемо проводить стратегическое планирование в компании.

Проявление социальной ответственности повышает репутацию компании, повышает узнаваемость, что в свою очередь помогает снизить издержки компании на привлечение персонала, которые стремится работать в престижных, успешных и ответственных перед персоналом компаний. Также снижаются издержки на маркетинг и рекламу. Установление положительных отношений с потребителями и потребительскими организациями позволяет менее затратно и более эффективно проводить маркетинговые исследования и создавать рекламу, нацеленную в точную целевую аудиторию.

Таким образом, социальная ответственность прямым образом влияет на деятельность компании. Если общественность полагает, что компания недостаточно вкладывает средства в экологическую безопасность, то возрастут требования и нормативы. Если государство считает, что компания не занимается вопросами занятости, условий труда, оно начнет решать эту проблему доступными ему средствами, - усиливая налоговый пресс и проводя проверки. Рост негативных оценок общественности относительно социальной ответственности бизнеса негативно скажется на всей экономике. Если система взаимоотношений с контрагентами непрозрачна, возрастет коррупция - потенциальные партнеры будут уверены в том, что без взятки контракт заключить невозможно. Таким образом, развивая взаимоотношения с заинтересованными лицами компания может добиться высоких финансовых результатов и проявить основную ответственность – повысить благосостояние владельцев.

Наши рекомендации