Государственное регулирование отношений собственности
Собственность - форма отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства.
Разные виды государственного управления собственностью отличаются друг от друга объектами собственности, которыми управляет государство в лице уполномоченных органов, наделённых правами владения, распоряжения, пользования указанными объектами и несущих ответственность за их сохранность.
Три класса объектов собственности в зоне государственного воздействия:
1) объекты государственной собственности, принадлежащие государству как собственнику на правах владения и распоряжения;
2) объекты общей, смешанной собственности, принадлежащие государству лишь частично в виде определённых долей собственности либо части совместной, не разделяемой на доли собственности;
3) объекты негосударственной (частной, корпоративной, индивидуальной) собственности, не принадлежащие государству на правах собственности, но подверженные государственному воздействию на других правах и началах.
По отношению к объектам первой группы государство обладает самыми широкими полномочиями управления, выступает как полновластный распорядитель. Государственный собственник способен продавать свои объекты, передавать их в пользование, использовать самостоятельно, доверять другим субъектам, применять в качестве залога, ликвидировать в случае ненадобности. Применительно к объектам второй группы государство обладает правами и вытекающими из них возможностями ограниченного распоряжения, частичного владения и использования имущественных объектов наряду с другими собственниками. Государственное воздействие на объекты негосударственной собственности носит косвенный характер и относится скорее к области регулирования их использования, чем непосредственного управления. Государство как законодатель вправе устанавливать правила и нормы купли, продажи, передачи, использования имущественных объектов любых форм собственности, обязательные для всех собственников. Кроме того, государство вправе регулировать, контролировать процессы управления собственностью, использования объектов собственности любыми их владельцами, распорядителями, пользователями, устанавливать налоги на собственность.
Государство в некоторых случаях вправе осуществлять трансформацию собственности (перевод из одного вида в другой):
1. Национализация - обращение в государственную собственность имущества, находившегося в собственности граждан и (или) юридических лиц. Национализируемое имущество может находиться в негосударственной собственности полностью или частично, де-юре или де-факто, временно (например, на период санации стратегически важных предприятий с использованием средств государственного бюджета) либо без ограничения срока.
Приватизация - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Приватизация осуществляется посредством продажи государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на их основе корпоративной, акционерной и частной собственности.
3. Коммерциализация - смена статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохранении ограничений в области распоряжения имуществом и одновременном снятии ряда введенных государством искусственных барьеров, предохраняющих предприятие от воздействия конкурентного рынка