Возникновение и сущность рынка
Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей человека. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Сущность рынка. Можно дать несколько определений рынка:
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. Совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.
Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозаправочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек – все это обычные рынки. Московская фондовая биржа и сеть бензозаправочных станций «Татнефтепродукт» – это уже высокоразвитые рынки, на которых покупатели и продавцы соответственно акций, облигаций и нефтеперерабатываемой продукции устанавливают контакт друг с другом. Подобным образом и организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, скота, подержанного сельскохозяйственного оборудования, а иногда и недвижимости. Известные на весь мир и всю Россию футболисты и баскетболисты ведут переговоры о контракте с футбольным клубом «Рубин» или баскетбольным клубом «УНИКС»; выпускник экономического факультета Академии управления «ТИСБИ» беседует с представителями фирм, банков на ярмарке вакансий, помогающей выпускникам получить работу, – все эти ситуации, которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки.
Как следует из приведенных примеров, одни рынки являются локальными, тогда как другие носят национальный или международный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными – на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка – это следствие очень длительного исторического развития.
Условия и причины возникновения рынка:
Первое и главное условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.
Разделение труда с неизбежностью требует обмена и кооперации. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Первоначально он имел примитивные формы бартерного обмена, т.е. товара на товар (Т-Т').
Развитие обмена привело к появлению денег, которые расширили стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство, производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.
Вторым условием и причиной возникновения и развития рыночных отношений явилось экономическое обособление хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные с государственным участием и т.д.). Следовательно, экономическое обособление – это такое состояние хозяйствующих субъектов, при котором они могут относительно самостоятельно производить продукцию, владеть ею, использовать ее и распоряжаться ею по собственному усмотрению в пределах своего «пучка» прав собственности. Экономически обособленные хозяйствующие субъекты – это и есть определенным образом обособленные рынки, образующие рыночную структуру общества.
Структура и функции рынка
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка (рис. 8).
Рынок рабочей силы |
Финансовый рынок (Рынок ссудных капиталов) |
|
Потребительский рынок |
Рынок услуг |
Рынок технологии |
Рынок духовных благ |
Рис. 8. Структура «большого» рынка.
Однако элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов).
Без этих факторов производства, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство.
Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена
Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а следовательно, наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на:
- денежный рынок (а тот – на рынок краткосрочных кредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, других краткосрочных ценных бумаг, а также валютный, межбанковский, учетный рынки);
- рынок капиталов (а тот – на рынки средне- и долгосрочных ценных бумаг, т.е. акций и облигаций, рынок синдицированных средне- и долгосрочных банковских кредитов). Впрочем, комплексными в той или иной степени являются и все остальные рынки.
Рынок услугсуществует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предприятий услугами, их качество и своевременность.
Наконец, рынок распространяется и на духовнуюсферу, превращая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи, стимулируя их рождение, распространение и использование.
Несомненно, что каждый элемент рынка имеет свое самостоятельное значение, но только тесное взаимодействие между ними приводит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства.
Степень развития рынка определяет и его масштабы. Первоначально – при простом товарном хозяйстве – возникает сравнительно узкий рынок, не реализуются преимущественно предметы потребления. В дальнейшем, в особенности с переходом к капитализму, сфера товарного обращения расширяется. Возникает и развивается система рынков, на которых продаются и покупаются потребительские товары и средства производства, рабочая сила и т.д.
Со временем, в основном, к началу XX в., в ходе развития внешних экономических отношений складывается мировой рынок, втягивающий в себя практически все страны нашей планеты.
Рыночные отношения в обществе оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций (рис. 9).
Рис. 9. Функции рынка.
Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает хозяйствующим субъектам объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестветех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Функция ценообразующая. Только на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, образуется цена на товар. Она отражает, с одной стороны, уровень производственных затрат, а с другой стороны полезность и востребованность данного товара. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
Функция регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики.
Рынок дает ответ на вопросы, поставленные П.Самуэльсоном: Что производить? Как производить? Для кого производить?
Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»1.
В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
Функция санирующая.Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она жесткая и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым.
С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Как свидетельствуют современная отечественная и зарубежная теория и практика, от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в современном мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
Выделим сильные и слабые стороны рыночного механизма.
Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. Рыночный механизм имеет ряд преимуществ по сравнению с механизмом централизованного производства и распределения в командно-административной системе. В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, невозможным длительный хронический дефицит, низкое качество и узкий ассортимент продукции – неизбежные атрибуты централизованной экономики с административно фиксированными ценами. Следовательно, в рыночной экономике эффективность распределения, производства и уровень общественного благосостояния объективно выше, чем в альтернативных экономических системах. Для обоснования этого утверждения нам предстоит в настоящей главе раскрыть понятие эффективности так, как оно трактуется неоклассической теорией.
Однако рыночный механизм максимально раскрывает свои преимущества только в чисто конкурентной среде производства частных товаров и услуг и при отсутствии трансакционных издержек. Несоблюдение этих условий может существенно исказить работу рынка. Тогда появляются проблемы, которые рынок не в состоянии решать эффективно. Таким образом, нам предстоит рассмотреть, выражаясь образно, «плюсы» и «минусы» рыночного механизма. Анализ его преимуществ и недостатков мы начнем с рассмотрения сильных сторон рыночной координации субъектов экономики.
Инфраструктура рынка
Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе – отделение торговли от земледелия и промышленности – привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру – совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.
При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.
Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении производства.
Особенностью хозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры является то, что результат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.
Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер Деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой – воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.
Функции инфраструктуры рынка следующие:
- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений;
- облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
- подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.
Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.
В период экономики планового типа кредитная система была развита в соответствии с условиями того времени, т.е. кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самого предприятия, а по решению органов государственного планирования. В наше время кредитные учреждения развиваются в большом количестве и с разнообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах в период становления рыночной экономики. Бурное развитие на рубеже XXI в. получили коммерческие банки, которых не было в плановой экономике, а также специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. К последним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании. Они производят операции и предлагают услуги, которые не оказываются коммерческими банками. Такая структура кредитной системы (с учетом функционирования Центрального банка Российской Федерации) отражает потребностирыночного хозяйства, приближаясь к модели кредитной системы развитых стран
Вконсалтинговых компаниях работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляют консультации по экономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, т.к. у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.
Аудиторские компании.Аудит – это комплексная ревизия фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы «Мосаудит» и «Инаудит», их экспертиза – обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получение лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок западных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них главный недостаток – крайне малый срок обучения. Этот элемент инфраструктуры рынка развивается, набирает силу и авторитет.
Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеет место несколько терминов, определяющих понятие «свободные экономические зоны»:
· зоны свободного предпринимательства (ЗСП);
· зоны свободной торговли;
· экспортно-производительные зоны (ЭПЗ);
· производственные зоны в регионах;
· свободные порты;
· свободные банковские зоны.
Все эти зоны рассматриваются как факторы экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).
В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах), господствующее положение в СЭЗ занимают транснациональные корпорации (ТНК) Японии, США и Западной Европы.
Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов, дешевая рабочая сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон России.
В советской экономической литературе к инфраструктуре относили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для – обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфраструктура рынка имела расширительное толкование.
Говоря об организации торговой сети за рубежом, в числе получивших наибольшее распространение и более перспективных форм стоит выделить следующие:
супермаркеты – магазины самообслуживания преимущественно с продовольственным ассортиментом;
суперонтер –перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;
конвиниенс онтор –небольшой магазин с ограниченным числом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупным магазинам);
супертриадо – новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада, зона продажи товаров улучшенного качества;
драгонтер –розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки;
магазин-дискаунт – магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.
Широкое распространение получают розничные конгломераты – корпорации свободной фирмы, объединяющие несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления. Представляют интерес и оптово-розничные клубы, членами которого являются мелкорозничные торговые фирмы (60%), вносящие 20-30 долл. в год, и индивидуальные потребители (40%), вносящие 5% от цены товара. Примером такого клуба может служить фирма Price club (Калифорния).
Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда и д.
Контрольные тесты.
1. Под «невидимой рукой» А.Смит понимал:
а) сознательное манипулирование рыночными сделками;
б) стихийное действие объективных экономических законов;
в) скрытое достижение частного интереса;
г) все перечисленное.
2. Рынок - это:
а) механизм реализации продавцами своих продуктов;
б) механизм, сводящий покупателей и продавцов товаров и услуг;
в) механизм реализации желаний покупателей приобрести товары или услуги;
г) все перечисленное.
3. В иерархии экономических интересов на первом месте стоят:
а) индивидуальные интересы;
б) региональные интересы;
в) коллективные интересы;
г) интересы всего общества.
4. Отметьте пункт, не характеризующий функции рынка:
а) посредническая;
б) налоговая;
в) информационная;
г) ценообразующая.
5. Вычеркните пункт, не характеризующий условия возникновения рынка:
а) общественное разделение труда;
б) свобода предпринимательства;
в) экономическая обособленность производителей;
г) денежный обмен.
6. Равновесная цена - это цена, при которой:
а) формируется излишек продукта;
б) существует дефицит продукта;
в) величина предложения и величина спроса уравновешиваются.
7. Укажите причины появления рынка:
а) общественное разделение труда;
б) средства труда принадлежат рабочим;
в) частная собственность на средства производства;
г) стихийный характер рыночных отношений;
д) работник лишен средств производства;
е) рабочая сила - товар;
ж) экономическое обособление товаропроизводителей.
8. Назовите функции, которые выполняет рынок в следующих случаях:
а) установление рыночной цены товара
б) купля-продажа товара;
в) возмещение затрат предприятий на изготовление продукции;
г) оплата поставок продукции;
д) банкротство фирмы;
е) внедрение НТП на отдельных предприятиях;
ж) дифференциация доходов.
9. Решая вопросы: «что, как и для кого производить?», рынок:
а) всегда функционирует как гибкая, саморегулирующаяся система; (да,нет);
б) ориентирован на производство социально-необходимых товаров (да,нет);
в) часто не может успешно функционировать без вмешательства государства (да,нет);
г) гарантирует всем участникам равные права на труд и доход (да,нет);
д) способствует удовлетворению потребностей всех членов (да,нет);
е) ориентирован на выполнение запросов тех, кто может оплатить товары или услуги (да,нет);
ж) способствует внедрению достижений НТП (да, нет).
Основная литература:
1. Булатов А.С. Экономика. - М.: БЕК, 2005.
2. Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой.Е.А . -Киров, 2005.
3. Курс экономики: Учебник /Под ред. проф. Б.А. Райзберга. 3-е изд. доп. и дораб. /Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов. - М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. – М.: ИТД «Кнорус», 2005.
5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2005.
6. Экономическая теория: Учеб. для вузов. /Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. 3-е издание. - Спб: Изд. СПб. ГУЭФ. Изд. Питер, 2005.
7. Экономическая теория: Учеб. для вузов /Под ред. В.И.Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Рос. Экон. Акад., 2005.
Дополнительная литература:
Курс рыночной экономики. / Под ред. Руэавина Г.И. - М.: ЮНИТИ. 2002.
Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Прогресс, 1983.
Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.-М.:Экономика, 2000.
Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. - М.: Бином-КноРус.1997.