Состояние и перспективы развития гражданской авиации России
Россия сделала крутой поворот в своем развитии, перейдя от командно-административной системы управления экономикой к рыночным отношениям. Гражданская авиация (ГА) России стала перед выбором: по какому пути пойти? В условиях рынка возможны как либерализация управления ГА, так и государственное регулирование ее деятельности. Перед тем как сказать решающее слово, был тщательно изучен опыт ГА других стран мира и проанализированы особенности политической, экономической, демографической ситуации в России.
Итак, каковы же уроки, которые можно извлечь, «учась на ошибках других»?
Как известно, после ІІ-й мировой войны, когда экономика некоторых стран и, прежде всего, США стала интенсивно развиваться и приносить значительные прибыли, умы работников ГА и предпринимателей мира стала будоражить идея отхода от административного управления этой стратегически важной отраслью экономики государства и распространения на нее рыночных отношений. Эта идея имела своих сторонников и противников. Необходимы были соответствующие политические и экономические условия, при которых возможно было бы ослабить меру государственного воздействия и вмешательства в деятельность гражданской авиации.
И вот наконец, в 1978 году в США был принят Закон о дерегулировании деятельности авиакомпаний (Airline Deregulation Act of 1978 Wash., 1978). При его разработке правительство учитывало, прежде всего, тот факт, что из-за резкого увеличения эксплуатационных расходов многие национальные авиакомпании США стали нести значительные убытки. Между тем, по действовавшим правилам они не имели права прекратить полеты даже на убыточных для них линиях, В результате правительство оказалось перед дилеммой: либо субсидировать убыточные авиакомпании, либо допустить их разорение. И оно взяло курс на известное ослабление государственного регулирования авиатранспортного бизнеса, рассчитывая, что свободная конкуренция станет той панацеей, которая оживит эту отрасль частного предпринимательства и избавит государственный бюджет от лишних расходов.
Основные положения Закона о дерегулировании 1978 г. заключаются в следующем. Упрощены формальности при выдаче лицензий авиакомпаниям на эксплуатацию конкретных авиалиний. Причем им предоставлялось право самостоятельно изменять частоту полетов на этих линиях.
Затем авиакомпании получили право произвольно изменять свои тарифы в рамках, дозволенных Законом (снижать тариф на величину до 50% и повышать их на 5%) при условии, что авиакомпания осуществляет более 70% перевозок на данной линии.
Далее, необходимым условием действия закона рынка является наличие свободной конкуренции. Поэтому при выдаче лицензий на эксплуатацию авиалинии власти стремились предоставить возможность нескольким авиакомпаниям работать на одной линии.
Идея дерегулирования показалась настолько привлекательной, что примеру США последовала сначала Канада, а затем европейские страны, Япония.
Альтернативой дерегулированию является политика протекционизма и государственного регулирования всех сторон деятельности ГА. Речь идет не только о юридическом сопровождении процесса перевозок и обеспечении безопасности полетов, но и о законодательном закреплении доли рынка за национальной авиакомпанией; ограничении частоты полетов, провозных емкостей, коммерческих прав для других перевозчиков; лицензирование полетов по воздушным линиям (ВЛ); о дифференциации аэропортовых и аэронавигационных сборов для иностранных и национальных авиакомпаний; о продаже или административном распределении «слотов»; о требовании высоких страховых покрытий для иностранных перевозчиков; о жестком распределении частот полетов между авиакомпаниями и административном установлении уровней тарифов и т.д.
Российская Федерация, изучив опыт первопроходцев дерегулирования и вспомнив свой опыт в области командно-административного управления экономикой, выработала модель управления гражданской авиацией России.
В настоящий момент в России только формируются рыночные условия, которым еще далеко до цивилизованных. Назрела необходимость создания режима свободной конкуренции на экономически выгодных маршрутах и дотирования полетов на убыточных направлениях.
Организована сертификация эксплуатантов воздушных судов с учетом международных требований к безопасности полетов. Эксплуатант, предлагающий свои услуги по авиационным перевозкам и другим видам работ, обязан организовать свою деятельность, строго соблюдая государственные требования по обеспечению безопасности полетов. Создав систему сертификации эксплуатантов, выдачи свидетельств, продления срока их действия и инспектирования, государство получило возможность обеспечить защиту собственных интересов, интересов пассажиров и потребителей услуг гражданской авиации. Эта система позволяет контролировать деятельность авиакомпании по соблюдению ими требований законодательства и нормативных актов, не посягая на их самостоятельность и прямую ответственность за обеспечение безопасности полетов.
Проводится выдача лицензий на полеты по внутренним и международным авиалиниям. В отрасли проводится экономическая реформа, идет приватизация авиапредприятий, находящихся в государственной собственности.
Гражданская авиация России является крупнейшей отраслью экономики государства, численность работающих в ней превышает 257 тыс.чел. В России зарегистрировано 340 авиакомпаний, из них на международных воздушных линиях (МВЛ) выполняют полеты 205 авиакомпаний, в том числе для полетов по СНГ — 39 авиакомпаний. В своем распоряжении они имеют 8,6 тыс. воздушных судов. (Для справки: в США зарегистрировано 7334 авиакомпаний.) В России распределение воздушных судов по авиакомпаниям характеризуется следующими данными:
—54 авиакомпании эксплуатируют более 10 пассажирских ВС
1-го,2-го и 3-го класса пассажировместимостью 30 чел. и более;
—147 авиакомпаний эксплуатируют менее 10 ВС этих классов;
—9 авиакомпаний эксплуатируют более 10 грузовых ВС 1-го и
2-го класса;
—11 авиакомпаний выполняют полеты на ВС иностранного производства (DС-10, ВОЕING, А-310, FALKON, ВАе);
—51 авиакомпания эксплуатирует только вертолеты.
В целом по воздушному транспорту РФ за 1996 год объем работ составил 71,6 млрд.пкм, из них 40% — на МВЛ. Причем 1% выполнен 238 небольшими авиакомпаниями на нерегулярной основе; 25% приходится на долю 84 средних и небольших авиакомпаний, выполняющих регулярные перевозки; 74% пассажирооборота (53,41 млрд.пкм.) выполнили 18 крупнейших авиакомпаний на регулярной основе, среди которых:
1. Аэрофлот РМА— 13,85
2. Домодедовское ПО — 5,41
3. Внуковские В Л — 4,70
4. Пулково — 3,41
5. Красноярские АЛ — 3,20
6. Хабаровское АП — 3,0
7. Трансаэро — 2,99
8. Тюменские АЛ — 2,40
8. Сибирь —2,24
9. Донские АЛ — 2,01
10.Башкирские АЛ — 1,55
11.Кавминводыавиа— 1,40
12.Байкал — 1,35
13.Самара — 1,30
14.Тюменьавиатранс— 1,27
15.Якутавиатранс— 1,12
16.Россия— 1,08
17.Уральские АЛ — 1,03
Всего 166 авиакомпаний выполняют полеты по РФ, СНГ и на МВЛ. 39 авиакомпаний летают по РФ и СНГ, 135 —только внутри РФ.
При выполнении работы российскими авиакомпаниями за рубежом наибольшей популярностью пользуется Африка (37%), затем Азия (16%), далее Ближний Восток (13%), Европа (12%), Америка (11%) и Океания (10%).
Для длительного существования авиакомпании при выполнении, прежде всего, международных авиаперевозок необходимо эффективное управление предприятием, удовлетворяющим многочисленным требованиям.
Факторами успеха на рынке воздушного транспорта являются:
—концентрация усилий на прибыльной деятельности и традиционных источниках доходов;
—создание межконтинентальной сети авиалиний и сосредоточение на стратегически важных региональных маршрутах;
—вступление в стратегические союзы и кооперирование с другими перевозчиками;
—улучшение систем компьютерного управления бронированием мест с целью повышения доходности, так называемая «Yieled-Management Systems»;
—создание высокоразвитых систем и каналов сбыта;
—инновационный менеджмент и маркетинг;
—повышенное внимание к потребностям клиентов;
—заинтересованный персонал;
—благоприятный «Имидж» авиакомпании.
Российские авиакомпании, выполняющие международные авиаперевозки, находятся в настоящее время на разных стадиях развития. Некоторые из них продолжают оставаться в собственности государства и, кроме смены названия, мало что изменилось в их работе. Другие авиакомпании сделали значительные шаги на пути создания независимых акционерных обществ и перехода к типовой структуре западных авиакомпаний.
Любые попытки классификации существующих авиакомпаний проблематичны. В настоящее время можно назвать пять категорий:
1. Основные авиакомпании, базирующиеся в Москве или главных промышленных центрах России, созданные на базе крупных производственных предприятий. Аэрофлот, «Домодедовское производственное объединение» и «Внуковские авиалинии» являются крупнейшими авиаперевозчиками, базирующимися в Москве. «Югавиа», «Сибавиа», «Аэроволга», «Красноярск Авиа» и «Пулково» (Санкт-Петербург) являются примерами крупных авиакомпаний, базирующихся в регионах России. За исключением Аэрофлота и авиакомпании Санкт-Петербурга, рейсы этих авиакомпаний в основном ограничены полетами на направлениях внутри России и СНГ. Тем не менее, почти все из указанных компаний выполняют чартерные полеты в целях получения дополнительных прибылей.
2. Чартерные авиакомпании. Зачастую не имея ничего, кроме офиса и названия, фирмы предлагают лизинг самолетов при появляющемся спросе клиентов. Мелкие местные авиакомпании и практически любой владелец воздушного судна, включая центры проведения испытательных полетов, также принимают участие в
чартерной деятельности, где и когда предоставляется такая возможность.
3. Мелкие внутренние авиакомпании, обычно с ограниченной сетью маршрутов, но также часто выполняющие рейсы в Москву и иногда чартерные рейсы на внутренних и международных маршрутах. Многие из этих авиакомпаний эксплуатируют воздушные суда, срок службы которых уже подходит к концу, зачастую с неполной загрузкой для увеличения дальности полета.
4. Грузовые авиаперевозчики, обычно работающие на чартерной основе, но также выполняющие международные авиаперевозки и иногда предоставляющие единственную связь с отдаленными на селенными пунктами. Некоторые из них также занимаются перевозкой пассажиров в ограниченных количествах.
5. Новые компании и совместные предприятия. «Трансаэро», наверное, является наиболее ярким примером авиакомпании, не связан ной с Аэрофлотом, получившей разрешение на выполнение международных пассажирских перевозок.
Значительным фактором в такой сегментации стало изменение отношений собственности. Относившиеся ранее к монолитному государственному сектору, 340 российских авиакомпании представляют собой в настоящее время все слои частного участия от полностью независимого предприятия «Трансаэро» до частично приватизированных авиакомпаний, таких как «Внуково», и до многочисленных
предприятий, полностью остающихся в государственной собственности.
Наиболее очевидной тенденцией рынка за последние четыре года — и эта тенденция всегда вызывает сильное чувство неуверенности — явилось падение спроса на перевозки. Некоторые прогнозы показывают, что даже при самых оптимистических оценках спрос не достигнет прежнего уровня в течение следующих 20 лет.
Но такие пессимистические оценки не учитывают происходящих в настоящее время множественных изменений в экономической и социальной жизни страны. Несмотря на общее сокращение валового национального продукта повсюду в бывшем Советском Союзе действуют два фактора, благодаря которым сектор авиаперевозок будет развиваться более быстрыми темпами.
Во-первых, при определении валового национального продукта эксперты склонны основываться на официально публикуемых сведениях по общественному сектору экономики. Учет данных по приватизированному сектору экономики отстает от реальности; отдача от новых приватизированных предприятий и обширного «теневого» сектора экономики занижается. Прогнозы, опубликованные недавно в «London Scool of Economics», показывают, что развитие только этого сектора российской экономики способно увеличить рост общего объема валового национального продукта до 10% в год. Вдобавок к этому следует упомянуть, что вклады небольшого количества чрезвычайно богатых «новых русских» в западных банках оцениваются в 20 млрд.$.
Вторым важным фактором является наличие скрытого спроса на путешествия в бывшем СССР. В течение двух поколений население испытывало серьезные ограничения в передвижении — как внутри страны, так и за рубеж. В настоящее время желание путешествовать ограничивается только экономическими возможностями пассажира. В результате того, что новые независимые авиакомпании конкурируют в стремлении увеличить свои доходы, создается множество возможностей совершить путешествие часто по весьма скромным по европейским стандартам расценкам.
Чтобы реально оценивать потенциал восстановления объемов перевозок, необходимо признать существенные различия между тремя сегментами рынка: 1) внутренние перевозки; 2) международные перевозки в пределах стран СНГ и бывших стран СССР; 3) перевозки на прочих международных маршрутах.
Объемы внутренних перевозок упали, и даже там, где существует настоятельная потребность в перевозках, спрос ограничивается инфляцией. В 1996 году объем пассажирских перевозок на внутренних маршрутах снизился еще на 26% по сравнению с предыдущим годом, хотя небольшое увеличение перевозок на некоторых маршрутах дает основание предполагать, что минимальная отметка уже пройдена.
Противоположная картина наблюдается на растущем рынке международных перевозок. Движение между новыми независимыми государствами — так называемым «ближним зарубежьем» — и Россией развивалось на основе исторически сложившихся торговых и экономических связей.
В 1996 году по сравнению с 1995 годом перевозки пассажиров на МВД возросли на 49,9%, груза — на 100,5% . Значительная часть этих перевозок основана на «челночных» рейсах или поездках за рубеж с целью приобретения различных товаров народного потребления для последующей перепродажи. Следует отметить, что наблюдается также рост настоящего спроса на зарубежные перевозки, особенно чартерные.
Статистика международных перевозок по региональным управлениям показывает, что 75% пассажирских и 50% грузовых перевозок приходится на Московское городское региональное управление.
Количество зарубежных путешествий в 1980 году составляло 2 миллиона, в настоящее время этот показатель возрос вдвое, и ожидается, что к 2000 году цифра вырастет еще в 2-3 раза.
Принимая во внимание изложенные соображения, можно составить прогноз, по которому объем перевозок пассажиров к 2000 году на международных воздушных линиях составит 38-40 млрд.пкм (рост в 2,5 раза по сравнению с 1991 годом и в 3 раза по сравнению с 1996 годом), на внутренних авиалиниях ожидается рост пассажирских перевозок в 2 раза по сравнению с 1996 годом (прогнозируется 32-35 млрд.пкм). Грузооборот возрастет в среднем на 20%.
Распад Аэрофлота на многочисленные авиакомпании создал множество проблем для руководства этих компаний. Разрушение командной структуры и появление рынков, часто весьма примитивных, создало множество новых трудностей, включая недостаток качественного оборудования, инфраструктуры, руководящих навыков и средств. В случае восстановления спроса на перевозки проявятся более серьезные эффекты отставания инфраструктуры.
По мере роста объемов перевозок многие авиакомпании будут ощущать значительные трудности с оборудованием высокого качества и в количествах, достаточных для удовлетворения спроса и ожиданий пассажиров. Старение оборудования, недостаточное техническое обслуживание и слабое экономическое управление его эксплуатацией быстро превратят ситуацию избытка в ситуацию серьезного недостатка оборудования, хотя при существующем наличии неиспользуемого оборудования практически во всех аэропортах бывшего Советского Союза это может показаться маловероятным.
При существующем уровне спроса на перевозки нехватки воздушных судов не наблюдается, в то же время существует значительная потребность в инвестициях на приобретение новых воздушных судов — в основном, из-за проблем с техническим обслуживанием, экономичностью по топливу, общего качества и истекающего срока эксплуатации.
Некоторые авиаперевозчики, такие как Аэрофлот или «Трансаэро», пытаются избежать эти проблемы путем лизинга западных воздушных судов. Но таких ВС немного, и остается неясным, окажется ли отрасль и авиапредприятия в состоянии эксплуатировать большое количество западных ВС на условиях лизинга.
Авиакомпании России из-за сложных экономических условий живут сейчас нелегко.
Велики эксплуатационные расходы авиакомпании на МВЛ, из которых более 25% составляют расходы на ГСМ, 17% — на техническое обслуживание, по 11 % — на обслуживание аэропортов и затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, 9%—на амортизацию основных фондов. Тяжелым бременем на плечах предприятий лежит необходимость выплаты налогов.
Кризис неплатежей, охвативший все отрасли экономики России, привел к образованию у авиакомпаний кредиторской задолженности, равной 26,7% от их доходов. Дебиторская же задолженность составляет в среднем 24% от их совокупных доходов. Периодически возникает проблема с платежеспособностью авиапредприятий. Фактический коэффициент текущей ликвидности составляет в среднем 1,00 при нормативном значении 2,00.
На уровне распределения продукции также существует большая проблема — отсутствует централизованная система бронирования и продажи авиабилетов на международных и внутренних воздушных линиях, в рамках которой новые авиакомпании могли бы предлагать свои услуги. Продажа авиабилетов осуществляется по большей части на примитивном уровне. Большинство российских авиакомпаний, а также авиакомпании новых независимых государств вынуждены опираться на сохранившееся от прежних времен Центральное Агентство по продаже билетов, за неимением сети связанных друг с другом независимых агентств.
Для многих руководителей старшего звена, привыкших к работе в рамках авиакомпаний в условиях централизованной экономики, вопросы стратегического планирования, маркетинга, финансового управления, руководства наличностью и бюджетирования капитальных затрат являются новыми, ранее не известными аспектами их ежедневной деятельности. Полезно было бы приобрести также некоторый опыт в области контроля за бронированием или использованием финансовых результатов деятельности. Уровень технического образования и практических знаний очень высок, но имеется фундаментальная потребность в быстром развитии навыков управления в условиях рынка. Для многих авиакомпаний, только вышедших на международный рынок авиаперевозок, характерен крайне скромный опыт и знания в области особенностей коммерческой эксплуатации именно международных авиалиний
Необходимо помнить, что сектор авиакомпаний, выполняющих полеты на МВЛ, может в России развиваться гораздо быстрее, чем где бы то ни было, хотя любые капиталовложения потребуют от вкладчиков серьезных долгосрочных намерений и четкой расстановки приоритетов, то есть растущего спроса на новые ВС, настоятельной необходимости развития инфраструктуры, необходимости поддержки руководства в широчайшем смысле.
Однако в последнее время наметились благоприятные тенденции по оздоровлению общей экономической ситуации в России, что питает надежды и на решение некоторых проблем авиакомпаний.
Основным направлением повышения производительности труда в авиакомпаниях и экономической эффективности гражданской авиации является рост технического уровня летательных аппаратов и авиадвигателей как в части их весового аэродинамического и термодинамического совершенства, так и повышения эксплуатационно-ремонтной технологичности путем внедрения прогрессивных конструкций и более эффективных систем эксплуатации для надежного контроля состояния и раннего обнаружения неисправностей.
В течение 1996 года с гражданскими воздушными судами РФ произошло 23 авиационных происшествия, в том числе 6 катастроф, в которых погибло 187 человек. Абсолютные показатели безопасности по всем видам полетов таковы:
1995 г. 1996 г.
Количество авиапроисшествий 33 23
Количество катастроф 6 6
Погибло человек 44 187
Инциденты 768 702
Повреждения ВС 74 76
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в отрасли в целом состояние безопасности полетов за восемь месяцев 1996 года ухудшилось по сравнению с аналогичным периодом 1995 года (хотя общее число авиационных происшествий уменьшилось в 1,27 раза, но число катастроф осталось тем же, а число погибших в них людей возросло более чем в 4 раза).
Анализ материалов расследования авиационных происшествий и инцидентов, результаты плановых проверок деятельности эксплуатантов воздушного транспорта показывают, что в основе этих нарушений экипажей лежит прежде всего низкий уровень организации работ на авиапредприятиях и недостаточный контроль за деятельностью экипажей со стороны командно-летного состава,
В результате определяющими факторами авиационных происшествий, связанных с человеческим фактором, вновь стали:
—нарушения правил выполнения полетов в горной местности;
—полеты при погоде хуже установленного минимума;
—превышения допустимой полетной массы ВС;
—полеты с недостаточным запасом топлива на борту;
—недостаточная предполетная и (или) предпосадочная подготовка и, как следствие, принятие необоснованных решений при планировании и осуществлении полета.
Существенное влияние на снижение уровня безопасности полетов в 1996 году продолжали оказывать отказы авиационной техники в полете, которые в истекшем периоде привели к ряду авиационных происшествий с вертолетами.
Причины большинства недостатков уже изучены, но реализация мероприятий по их полному устранению затягивается, прежде всего из-за отсутствия необходимого финансирования работ.
В связи с изысканием новых и усовершенствованием существующих технических средств, реализацией ряда организационно-технических мероприятий и методов, при широком внедрении в практику летной эксплуатации при выполнении полетов на МВЛ электронно-вычислительной техники значительно повышается экономичность выполнения каждого рейса при соблюдении необходимых требований обеспечения безопасности и регулярности полетов. Это сопровождается дальнейшим совершенствованием расписания движения самолетов на основе более точного учета распределения ветра, температуры и расширения возможностей выбора эшелонов; повышения качества, сроков поступления и переработки метеорологической информации, программирования с учетом этих данных на каждый полет; оптимизации режимов выполнения полетов с учетом требований экономичности.
При данной фактической коммерческой загрузке самолета необходимым условием является комплексное рассмотрение оптимального запаса топлива, режимов полетов с учетом их влияния на ресурс двигателей и других факторов, решение задач оптимизации прокладки каждой воздушной трассы на МВЛ с точки зрения ее протяженности и потребного маневрирования в зоне аэродрома посадки, повышения качества навигационного контроля за выполнением каждого полета, соответствующего усовершенствованию организации летной эксплуатации.
В сфере организации перевозок пассажиров значительное внимание уделяется продажей бронированию авиационных билетов. Совершенствуется автоматизированная система бронирования и продажи билетов на полеты внутри России. Ведутся работы над улучшением взаимосвязи систем бронирования и продажи для всех авиакомпаний, а взаиморасчеты между ними значительно ускорятся и упростятся при посредстве Клиринговой Палаты, созданной в России. Кроме того, в стране работает Управляющий совет BSP (Billing and Settlement Plan), занимающийся внедрением BSP России для международных авиаперевозок.
Эти меры, бесспорно, да дут новый импульс развитию системы продажи и совершенствованию взаиморасчетов между авиакомпаниями и их агентами по продаже.
Развитие гражданской авиации осуществляется для максимального удовлетворения растущих потребностей населения и экономики в скоростном международном и внутреннем воздушном сообщении. При этом учитывается опыт наших зарубежных партнеров и использованы новейшие достижения мировой науки и техники.
У авиапредприятий России из-за сложных экономических условий сейчас нелегкая жизнь.
В сложившихся в настоящее время условиях в российской гражданской авиации несомненно актуальным является исследование, посвященное экономическому механизму работы авиакомпании, тем более, если она выполняет перевозки на международных авиалиниях.
В последнее время стали появляться отдельные работы на эту тему, но они посвящены частным вопросам и не содержат единой концепции развития авиакомпании. Анализ этих работ приведен ниже. В российской и советской экономической науке имеются исследования по данному вопросу. Однако при постоянно меняющихся политических и экономических условиях возникает необходимость пересмотра старых и формулирования новых рекомендаций для авиакомпаний сегодня.