Основы проектирования магазинов

Сеть магазинов будет развиваться в перспективе за счет строительства преимущественно отдельно стоящих торговых зданий, в которых име­ется возможность для рациональной организации торгового и техно­логического процессов и эффективного использования торговой пло­щади и оборудования, а также за счет реконструкции и технического перевооружения действующих магазинов. Этр отвечает требованиям ускорения технического прогресса в торговле. Одновременно получит развитие сеть небольших встроенно-пристроенных магазинов по про­даже товаров повседневного спроса, максимально приближенных к по­купателям, особенно в районах новостроек.

Перспективные направления развития сети магазинов основаны на принципиально новых, повышенных требованиях к их проектирова­нию, а также к финансированию строительно-монтажных и проект­ных работ.

Повышению качества проектов способствует разработка их на кон­курсной основе.

Проекты торговых зданий и помещений магазинов, размещенных на первых этажах жилых домов, могут, быть типовыми и индивиду­альными.

Типовое проектирование— основное направление в строительстве продовольственных магазинов. Оно обеспечивает возможность мно­гократного использования проектной документации, снижает сто­имость проектных работ. Типовые проекты разрабатываются в соот­ветствии с классификацией магазинов.

Индивидуальные проектыразрабатываются, как правило, для круп­ных универсальных магазинов.

В настоящее время большое внимание уделяется разработке типо­вых и индивидуальных проектов предприятий торговли из легких ме­таллических конструкций. Их применение дает возможность снижать расходы на строительство и ускорять его, строить облегченные здания торговых предприятий. Все это позволит в значительное! степени ин­тенсифицировать развитие торговой сети, что особенно важно для но­вых микрорайонов.


3.4. Основы проектирования магазинов

При строительстве магазинов по типовым проектам торговая орга­низация должна выбрать проект, представить проектной организации заказ на его привязку к земельному участку, а также все сведения, необ­ходимые для выполнения проектных работ. С индивидуальным проек­тированием магазинов торговым организациям приходится чаще встре­чаться при реконструкции действующих магазинов и проектировании магазинов в помещениях, ранее не использовавшихся для торговли.

Сложные сооружения для торговли проектируются в две стадии. Первая — разработка, согласование и утверждение технического проекта и вторая — разработка рабочих чертежей. Простые объекты могут проек­тироваться в одну стадию путем разработки технорабочего проекта.

Проектные организации представляют на экспертизу варианты объемно-планировочных и технологических решений проекта с ос­новными технико-экономическими показателями. По проектной до­кументации, разрабатываемой в одну стадию, проводится экспертиза основных положений рабочего проекта. Проведение такой эксперти­зы позволяет выбрать оптимальный вариант проекта, а также выявить недостатки, устранить которые на этой стадии значительно проще, чем вносить исправления в законченный рабочий проект. По результатам экспертизы в проектно-сметную документацию вносят изменения.

Основанием для разработки технического проектаслужит утверж­денное задание на проектирование. Такое задание торговая организация разрабатывает самостоятельно или с участием проектной организа­ции. Задание должно содержать все требования заказчика к про­ектируемому магазину. Основными из них являются: товарный профиль магазина, размер его торговой площади с разбивкой по груп­пам товаров, планируемые формы продажи по каждой группе товаров, основные требования к архитектурно-планировочному решению, ме­ханизации трудоемких процессов, основные источники обеспечения магазина теплом, газом, электроэнергией, водой, канализацией, геоде­зические данные об участке застройки.

В состав технического проекта входят:

• архитектурно-строительная часть, в которой даются архитектур­но-планировочное, конструктивное и инженерное решения про­ектируемого к строительству здания магазина, планы этажей и разрезы здания, спецификация оборудования;

• смета и технико-экономические показатели, которые включают расчеты стоимости строительно-монтажных работ и оборудова­ния, стоимость одного квадратного и одного кубического метра здания, эффективность капитальных вложений;

70________ Глава 3. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях

• иллюстративный материал — планшеты с фасадом здания, с ин­терьером торгового зала;

• пояснительная записка, в которой дается обоснование принятых решений по всем разделам технического проекта.

Все решения, принятые в техническом проекте, согласуют с заказ­чиком и всеми службами города (^санитарно-эпидемиологической, во-доканализационной, энергетической, пожарной, инспектором по ох­ране труда и др.), после чего проект утверждается. В соответствии с согласованным и утвержденным техническим проектом проектная организация разрабатывает рабочие чертежи, необходимые организа­ции, которая будет вести строительство.

Технорабочий проектразрабатывается для магазинов, строитель­ство которых проводится по типовым или повторно применяемым проектам. В технорабочем проекте имеются только те чертежи и рас­четные данные, которые отсутствуют в типовом. В составе технорабо-чего проекта предусматривают также отраслевые требования научной организации труда. Технорабочий проект до его утверждения также проходит согласование со всеми заинтересованными организациями.

В процессе разработки проекта определяют размер как общей пло­щади магазина, так и отдельных его помещений. При выполнении всех расчетов руководствуются строительными нормами и правилами, утвержденными для магазинов.

Исходной базой для расчета размеров всех помещений является торговая площадь магазина. Размер торговой площади магазина и ее распределение между группами товаров и дополнительными видами обслуживания рассчитываются на основе планируемого для магазина объема товарооборота, размера товарооборота на один квадратный метр торговой площади, достигнутого аналогичными по товарному профилю передовыми магазинами. Размеры помещений для хранения и подготовки товаров к продаже рассчитывают по каждой группе то­варов на основе размера отведенной для нее торговой площади.

Подсобные, служебные и бытовые помещения рассчитывают, исхо­дя из общей торговой площади магазина.

Проектировать как вновь строящиеся, так и реконструируемые ма­газины необходимо с учетом рациональных схем движения товаров, повышения уровня механизации труда, развития эффективных форм продажи товаров, использования достижений науки и техники.

Чтобы повысить пропускную способность действующих магазинов, необходимы:


3.4. Основы проектирования магазинов

• рациональная специализация торговых предприятий в централь­ных районах городов, где преобладают небольшие по размеру ма­газины;

• освобождение магазинов от фасовки товаров, ее централизация в промышленности и на складах оптовых предприятий;

• переход на доставку и продажу товаров с использованием тары-оборудования и организацией хранения части страховых запасов в торговом зале в этом оборудовании;

• объединение и укрупнение кладовых по товарам, не требующим создания специального режима хранения;

• сокращение общего-объема хранящегося в магазинах запаса то­варов путем развития сети подсортировочных складов и совер­шенствования их работы.

Перечисленные мероприятия позволяют увеличить торговую пло­щадь магазинов и их пропускную способность за счет сокращения площадей, используемых для приемки, хранения и подготовки това­ров к продаже.

Повысить пропускную способность магазинов можно также, сокра­тив время пребывания покупателей в магазине. Это достигается раци­ональным размещением и выкладкой товаров в торговом зале, четко организованной информацией о размещении товаров, их цене, увели­чением количества работающих узлов расчета, особенно в часы наибо­лее интенсивного потока покупателей, а также оснащением узлов рас­чета современными кассовыми машинами.

4.1. Формы торгового обслуживания покупателей и методы продажи товаров 73

Глава 4

Наши рекомендации