Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Досудебное производство начинается со стадии возбуждения уголовного дела. В теории уголовного судопроизводства любая стадия процесса определяется четырьмя основными признаками: 1) непосредственными задачами, стоящими перед данной стадией; 2) итоговыми решениями, венчающими производство в этой стадии; 3) особой процессуальной формой; 4) определенным кругом участников, характерных для данной стадии.[40]

Возбуждение уголовного дела считается в российском уголовном процессе самостоятельной стадией. Ее непосредственными задачами являются установление в деянии признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу (оснований для отказа в возбуждении дела - ст. 24 УПК РФ).

При этом стадию возбуждения уголовного дела не следует рассматривать как подготовительный или вспомогательный этап на пути к основной части расследования. Она имеет самостоятельное значение. Основная цель этой стадии – установление наличия достаточных данных, указывающих как на признаки преступления, так и на их отсутствие. Если уголовное дело возбуждается, то уже на следующей стадии предварительного расследования производится основная работа по собиранию, проверке и оценке доказательств. Возбуждение уголовного дела дает возможность применения всех предусмотренных УПК РФ процессуальных возможностей, необходимых для решения дела по существу. Стадия возбуждения уголовного дела подробно регламентируется гл. 19 и 20 УПК РФ.

Стадия возбуждения уголовного дела может завершиться одним из двух решений: возбуждением уголовного дела или отказом в возбуждении уголовного дела. Решение о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности является не итоговым, а промежуточным решением (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела в современном российском уголовном процессе может быть определена как предназначенная для установления в деянии признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу, уголовно-процессуальная деятельность специально уполномоченных субъектов по приему, регистрации и проверке информации о преступлениях, завершающаяся решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

В соответствии со ст. ст. 151, 157 УПК РФ к компетенции таможенных органов относится в частности возбуждение уголовных дел и проведение неотложных следственных действий по преступлениям, предусмотренным ст.ст. 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 и др. УК РФ. Поэтому в дальнейшем, говоря о деятельности следователя, будем иметь ввиду, что это же касается и деятельности дознавателя таможенных органов, в касающейся его части.

Стадия возбуждения уголовного дела носит сложный характер и подразделяется на три этапа.

Первый этап – получение сообщения о преступлении. Согласно ст. 5 УПК РФ к сообщениям о преступлении следует относить: заявления о преступлениях, явку с повинной, рапорт об обнаружении преступления. В процессуальной литературе эти разновидности сообщений о преступлении называют поводами к возбуждению уголовного дела. Однако в УПК РФ прямо указано, что поводами, служащими основанием для возбуждения уголовного дела, являются: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (ч. 1 ст. 140 УПК РФ).

Второй этап процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела — этап рассмотрения сообщения о преступлении. Необходимо основание, которым является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Сведения, которые подтверждают или опровергают наличие признаков преступления, собираются на этом этапе, а затем оцениваются с позиций их достаточности для принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Выявление признаков преступления не означает установления состава преступления: субъекта, объекта, субъективной и объективной сторон. Для наличия оснований для возбуждения уголовного дела достаточно выявить лишь общие признаки объективной стороны преступления, т.е. внешние признаки события преступления. Все остальные юридически значимые обстоятельства проверяются и устанавливаются на следующей стадии уголовного судопроизводства при проведении предварительного расследования. Отсюда понятие достаточности данных является оценочным и во многом зависит от усмотрения лица, на которое возложено рассмотрение сообщения о преступлении.

Третий этап – принятие решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и проверка прокурором их законности.

Дача прокурором согласия на возбуждение уголовного дела означает завершение стадии возбуждения уголовного дела и начало стадии предварительного расследования. Только после получения такого согласия можно в полном объеме осуществлять следственные и иные процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом на стадии предварительного расследования.

На каждом из перечисленных этапов рассматриваемой стадии досудебного производства имеются свои частные задачи и процессуальные особенности, требующие неукоснительного соблюдения. Они предопределяют законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, а значит и в значительной степени успешность дальнейшего расследования.

Основной задачей самого первого этапа – этапа получения сообщения о преступлении – является соблюдение установленного порядка его принятия, регистрации и учета. В системе ФТС России действует приказ от 12 января 2007 г. № 23 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях».

В Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях[41] введены следующие основные понятия, относящиеся к рассматриваемому этапу возбуждения уголовного дела:

– сообщение о преступлении - заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, которые оформляются следующими процессуальными и иными документами, предусмотренными ч. 2 ст.ст. 20, 141 - 143 УПК РФ: заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; заявление или протокол о явке с повинной; рапорт об обнаружении признаков преступления; протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении;

– принятие (прием) сообщения о преступлении - получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия;

– регистрация сообщения о преступлении - внесение уполномоченным должностным лицом таможенного органа в книгу учета сообщений о преступлениях (далее - КУСП) краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера;

– КУСП N 1 - книга учета сообщений о преступлениях, ведущаяся в оперативно-дежурных подразделениях таможенных органов, содержащая краткую информацию обо всех принятых сообщениях о преступлениях (за исключением сообщений о преступлениях, регистрируемых в КУСП N 2)[42].

Непосредственная организация работы в таможенных органах по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, контроль за их осуществлением возлагается на начальников соответствующих органов дознания и их заместителей.

Письменное заявление о преступлении или о явке с повинной могут быть составлены заявителем в произвольной форме. Сообщения о преступлениях вне зависимости от территории и времени совершения преступных деяний, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности круглосуточно принимаются во всех таможенных органах, осуществляющих функции органа дознания.

Должностными лицами таможенных органов, правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ, являются дознаватели, а также начальник органа дознания, его заместитель (п. 17 ст. 5 УПК РФ) как во время личного приема граждан, так и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами. Указанные полномочия, например, могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки, но только посредством издания организационно-распорядительного документа.

Одним из самых распространенных поводов к возбуждению уголовного дела является заявление о преступлении (ст. 141 УПК РФ), оно может быть сделано в устном или письменном виде. Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в таможенный орган, в устном или письменном виде. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Кроме того, письменное заявление может быть направлено заявителем и по почте. Присутствие в заявлении о преступлении нецензурных или оскорбительных выражений, если в нем имеются сведения о совершенном или готовящемся преступлении, не может служить основанием для его не рассмотрения. Такое заявление подлежит рассмотрению в общем порядке.

В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ, анонимное заявление о преступлении поводом для возбуждения уголовного дела являться не может. Однако отсутствие повода для возбуждения уголовного дела не означает фактического отсутствия самого события преступления. В этих случаях анонимное сообщения о преступлениях направляются по решению начальника органа дознания или его заместителя в оперативно-розыскные подразделения таможенного органа для организации проверки. В случае подтверждения сведений, составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). Понятие анонимного заявления достаточно расплывчато. В ряде случаях заявление может быть признано анонимным после проверки данных о заявителе, если он как указанное им физическое лицо не существует. В целом изначально анонимным следует считать заявление, не содержащее фамилии заявителя.

Устное сообщение о преступлении может быть сделано и в ходе проведения следственных действий по иному уголовному делу. Такое заявление заносится в протокол следственного действия, одновременно оформляется рапортом либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с УПК РФ. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Преступления, выявленные дознавателем в процессе предварительного расследования иного преступления или при производстве отдельных следственных действий, а также уполномоченным должностным лицом органа дознания в процессе своей служебной деятельности, оформляются рапортом об обнаружении признаков преступления.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь (ст. 144 УПК РФ). Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, письменное заявление о явке с повинной, рапорт должностного лица органа дознания об обнаружении признаков преступления, поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, должны быть оформлены в соответствии с УПК РФ и незамедлительно переданы на регистрацию в КУСП.

Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, если они не были приняты и (или) оформлены в упомянутом выше порядке считаются полученными из иных источников. Такие сообщения принимаются, регистрируются и проверяются в порядке, установленном для рассмотрения и разрешения обращений граждан и юридических лиц и ведомственной инструкцией по делопроизводству.

При обнаружении признаков преступлений в ходе проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, соответствующее должностное лицо составляет рапорт. Спецификой обнаружения таможенных преступлений является то, что признаки преступления часто устанавливаются с помощью средств, предусмотренных нормами таможенного законодательства и административного права: процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ, средств таможенного контроля, предусмотренных таможенным законодательством, как деятельности, лежащей за рамками уголовного процесса. Указанные средства, практически становясь поводами для возбуждения уголовного дела, формально относясь в категории «иных сообщений о преступлении». Одновременно они часто выступают и способами проведения доследственной проверки, осуществляемой посредством указанных административных процедур.

Согласно ст. 122 Таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС) таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. При этом при установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза.

Таможенная проверка проводится таможенным органом государства - члена таможенного союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза.

Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

При этом результаты таможенных проверок и иной административной деятельности, осуществляемой до возбуждения уголовного дела, могут в большинстве своем использоваться в уголовно-процессуальном доказывании и впоследствии приобрести статус "иных документов" (ст. 84 УПК РФ) при условии, что не была нарушена соответствующая административная процедура их получения.

Еще одним поводом для возбуждения уголовного дела является явка с повинной (ст. 142 УПК РФ). Явка с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Явка с повинной в узком смысле - как повод для возбуждения дела - имеет значение только тогда, когда она является первичной информацией о преступлении. Если уже зарегистрирован другой повод для возбуждения дела (заявление о преступлении или рапорт) или тем более возбуждено уголовное дело, то явка с повинной поводом для возбуждения уголовного дела являться не будет.

В широком смысле явка с повинной - это не только повод для возбуждения дела. Кроме того, она может рассматриваться как обстоятельство: а) смягчающее наказание (п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ); б) освобождающее от уголовной ответственности в специально предусмотренных уголовным законом случаях (например, явка с повинной взяткодателя - примечание к ст. 291 УК РФ); в) учитываемое в пользу избрания более легкой меры пресечения (ст. 99 УПК); г) свидетельствующее о деятельном раскаянии как основании освобождения от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ; ст. 28 УПК РФ); д) свидетельствующее о признании своей вины, т.е. обвинительное доказательство. В связи с большим (в том числе уголовно-правовым) значением явки с повинной она должна приниматься и после начала производства по уголовному делу. В отличие от заявления явка с повинной в широком смысле сохраняет свое значение и при отсутствии удостоверительной подписи явившегося с повинной. Значение смягчающего обстоятельства за явкой с повинной должно сохраниться и в том случае, если протокол или сообщение не обладают необходимыми реквизитами[43].

Основным признаком явки с повинной является добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Явка с повинной может иметь место и при проведении следственных действий в рамках возбужденного уголовного дела по другому преступлению, когда лицо сообщает о совершении им преступления, которое либо еще не выявлено, либо выявлено, но не установлено лицо, его совершившее. Анонимное в письменной или устной форме сообщение о совершенном лицом преступлении не является явкой с повинной, В подобных случаях выявленные признаки преступления фиксируются рапортом об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ) с последующей их проверкой в рамках оперативно-розыскной деятельности.

Следующей разновидностью сообщения о преступлении является рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в ст. 141 и 142 УПК РФ, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Таким образом, помимо заявления о преступлении и явки с повинной, все остальные разновидности сообщений, независимо от источников их получения, должны оформляться рапортом. Рапортом, в частности, оформляются сообщения о преступлении, распространенные в средствах массовой информации, а также сведения, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий.

На последнем варианте следует остановиться подробнее. Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Приказом МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 утверждена «Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд», определяющая помимо прочего и порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД. Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения включает в себя:

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

Представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст.ст. 144 и 145 УПК РФ, также как и для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела.

Для преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, важно, что при представлении дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного ОРМ, утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем).

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам специального номенклатурного дела.

В случае представления дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

Существует и установленный Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях порядок регистрации информации о преступлении. Так должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, если такое сообщение не было получено из иных источников, обязано выдать заявителю под подпись в талоне-корешке талон-уведомление о принятии этого сообщения с указанием в нем данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Талоны-корешки сдаются после заполнения в оперативно-дежурное подразделение таможенного органа. Это отражает положения ст. 144 УПК РФ о том, что «заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия».

Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности и должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в подразделении делопроизводства и хранятся в оперативно-дежурном подразделении таможенного органа в течение 1 года с момента выдачи талона-уведомления заявителю.

Регистрация сообщений о преступлениях осуществляется в КУСП № 1 круглосуточно должностными лицами оперативно-дежурных подразделений таможенных органов независимо от территории оперативного обслуживания. В случаях, когда в интересах полноты и качества расследования возникает необходимость в проведении незамедлительных действий по выявлению и фиксации следов преступления, регистрация такого сообщения о преступлении может производиться по месту его получения (выявления). Правомочное или уполномоченное должностное лицо таможенного органа, получившее указанное сообщение, обращается в ближайший таможенный орган, осуществляющий функции органа дознания, для регистрации полученного сообщения о преступлении.

Указанная выше регистрация сообщения о преступлении влечет за собой обязательную передачу зарегистрированного сообщения для проверки в порядке ст. 144, 145 УПК РФ в таможенный орган, в КУСП которого внесено указанное сообщение о преступлении.

При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно, в течение 3 часов передать сообщение о преступлении для регистрации (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.п.), сведения о таком сообщении могут быть внесены в КУСП № 1 на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи (почтовой, телефонной, телеграфной и другими средствами передачи информации).

Сообщение о преступлении, поступившее в таможенный орган по подследственности, регистрируется в соответствии с требованиями Инструкции, о чем отправитель информируется письменно должностным лицом таможенного органа, производящим проверку поступившего сообщения.

В случаях поступления сообщения о преступлении из другого таможенного органа получатель обязан заполнить в своей части поступивший вместе с материалами талон-уведомление о передаче сообщения по территориальности и направить его в адрес таможенного органа, передавшего данное сообщение о преступлении.

Поступившие по подследственности заверенные копии (выписки) протоколов судебных заседаний и протоколов следственных действий с внесенными в них сообщениями о других неучтенных преступлениях подлежат регистрации в том таможенном органе, в который они поступили для проверки.

Отказ в приеме сообщения о преступлении, согласно ст. 144 УПК РФ, может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ.

Следующим этапом стадии возбуждения уголовного дела является рассмотрение сообщения о преступлении, которое включает его оценку с позиций достаточности данных, указывающих на признаки преступления. Если наличие таких данных не вызывает сомнения, то уголовное дело должно быть незамедлительно возбуждено.

Должностным лицом таможенного органа, правомочным осуществлять проверку принятых сообщений о преступлениях, является дознаватель. Полномочия органа дознания по проверке сообщений о преступлениях, в том числе и принятию по их результатам решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ, могут быть возложены начальником органа дознания посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки.

Должностное лицо, организующее проведение проверки сообщения о преступлении, правомочное либо уполномоченное лицо на ее проведение с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры:

- по предотвращению и пресечению преступления;

- по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования;

- по проведению розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.

О принятых мерах неотложного реагирования по сообщению о преступлении и их результатах должно быть в максимально короткий срок, не более чем в течение 24 часов, доложено начальнику органа дознания или его заместителю для организации дальнейшей проверки этого сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 144 УПК РФ).

Другой серьёзной проблемой является тот факт, что в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР законодатель не определяет способов проверки сообщения о преступлении. Право следователя в ходе проведения проверки сообщения о преступлении истребовать различные материалы и документы, получать объяснения часто на практике не вызывает сомнения, однако не имеет никакой правовой основы. Например, встречается мнение, что получение объяснений — «наиболее распространенный на практике способ доследственной проверки, при этом содержащиеся в объяснениях сведения являются данными, указывающими на наличие или отсутствие признаков преступления, но не могут быть доказательствами в процессуальном смысле»[44]. Однако, согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается УПК РФ и он является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. Хотя в настоящее время, согласно изменениям, внесенным в ст. 144 УПК РФ[45], предусмотрено получение объяснений, нигде не разъяснено, что это за процессуальное действие и как оно проводится. Такое же положение вещей сохраняется и с правом следователя требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов.

В таможенных органах разрешение сообщений о преступлениях организовано следующим образом. О зарегистрированном в КУСП № 1 таможенного органа сообщении о преступлении должностным лицом оперативно-дежурной службы незамедлительно докладывается начальнику органа дознания или его заместителю для решения вопроса об организации проверки поступившего сообщения. Начальник органа дознания или его заместитель организует проверку сообщений о преступлениях, принятых им лично, а также при изучении докладываемых ему в установленном порядке зарегистрированных сообщений, в том числе по которым были приняты меры неотложного реагирования. Организацию проверки принимаемых в круглосуточном режиме сообщений о преступлениях, требующих незамедлительного реагирования, осуществляют также должностные лица оперативно-дежурной службы. Передача не зарегистрированного в КУСП N 1 сообщения о преступлении непосредственно исполнителю для проведения проверки категорически запрещается.

Проверка сообщений о преступлениях осуществляется в соответствии с требованиями УПК РФ. Согласно ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить указанный срок до 10 суток срок. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Сроки проверки сообщений о преступлениях, предусмотренные ст. 144 УПК РФ, исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен в другой орган по подследственности.

Третий этап стадии возбуждения уголовного дела – принятие решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и проверка прокурором их законности – также имеет свои особенности.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении дознаватель или лицо, уполномоченное на проверку сообщений о преступлениях, в пределах своей компетенции принимает одно из следующих решений (ст. 145 УПК РФ):

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй ст. 20 УПК РФ.

О принятом решении по сообщению о преступлении информируется заявитель. Заявителю разъясняется его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные о сроках рассмотрения и решении, принятом по сообщению о преступлении, а также о результатах проверки надзирающим прокурором решения по сообщению о преступлении заносятся в КУСП N 1 должностным лицом, производящим проверку по данному материалу.

При этом при принятии любого из упомянутых решений существует стандартный порядок, регламентированный УПК РФ и Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях.

При принятии решения о возбуждении уголовного дела:

При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: дата, время и место его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения уголовного дела; пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

При принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела:

Материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно регистрируются в журнале учета, который ведется в таможенных органах уполномоченными должностными лицами, с присвоением очередного порядкового номера и в течение суток направляются прокурору для рассмотрения и утверждения в случае согласия с принятым решением.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Учитывая, что согласно ст. 148 УПК РФ, копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется не только прокурору, но и заявителю, а сам отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован не только прокурору, руководителю следственного органа, но и в суде в порядке, установленном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ, возможна отмена решения об отказе в возбуждении уголовного дела и по решению суда. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

При принятии решения о передаче сообщения по подследственности:

В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности орган дознания, дознаватель органа принимает меры по сохранению следов преступления (ст. 145 УПК РФ).

При этом если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит передаче по подследственности в другой орган предварительного следствия или дознания, а по уголовным делам частного обвинения - в суд, дознаватель либо иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано с учетом территориальности вынести постановление о передаче сообщения по подследственности или постановление о передаче сообщения в суд.

Первый экземпляр вышеуказанного постановления вместе с сообщением о преступлении и, в случае наличия, с иными документами, в том числе об обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств, должен быть направлен в течение суток в соответствующий орган по подследственности или подсудности, второй экземпляр постановления - заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщен в номенклатурное дело таможенного органа, направившего названные документы.

Информация о направлении вышеназванных сообщений о преступлениях по подследственности или подсудности регистрируется в соответствии с ведомственной инструкцией по ведению делопроизводства, о чем делается последующая отметка в КУСП № 1 с указанием даты и номера сопроводительного письма.

Информация, содержащаяся в указанных сообщениях, требующих неотложного реагирования, должна быть предварительно передана в соответствующие органы по подследственности с учетом территориальности, по каналам телефонной или факсимильной связи. Одновременно с учетом складывающейся обстановки, имеющихся сил и средств, с учетом надлежащего сохранения режимности объекта таможенной инфраструктуры должны быть предприняты необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления, а равно по сохранению следов правонарушения.

Заявитель письменно информируется должностным лицом таможенного органа, принявшим решение о передаче сообщения о преступлении по подследственности или в суд (по уголовным делам частного обвинения), в течение суток с момента принятия решения. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что преступление относится к компетенции таможенных органов, однако произошло на территории деятельности другого таможенного органа, то все имеющиеся материалы передаются в другой таможенный орган с учетом территориальности по подследственности в порядке, установленном пунктом 38 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях, с уведомлением вышестоящего таможенного органа (для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оперативных таможен - ФТС России (Управление таможенных расследований и дознания)).

При передаче по территориальности в другой таможенный орган сообщение о преступлении направляется с приложением талона-уведомления о передаче сообщения по территориальности, о чем делается соответствующая отметка в КУСП № 1 с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона-уведомления и возвращенный талон-уведомление о передаче сообщения по территориальности хранятся в таможенном органе, инициировавшем передачу сообщения по территориальности.

Таможенный орган при передаче поступившего к нему сообщения о преступлении в иной таможенный орган по территориальности незамедлительно направляет в вышестоящий таможенный орган по каналам экстренной связи соответствующее письменное уведомление, составленное в свободной форме, которым обосновывает необходимость такой передачи.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ:

следователь приступает к производству предварительного следствия;

орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (ч.ч. 1-2 ст. 194, ч.1 ст. 200.1 УК РФ), производит дознание.

Применительно к деятельности таможенных органов дознания, имеющих право на производство предварительного расследования, после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела по ст.ст. 189, 190, 193, ч. 3 и ч. 4 ст. 194, 226.1, 229.1 УК РФ речь идет исключительно о производстве неотложных следственных действий и направлении уголовного дела руководителю следственного органа. При этом, согласно ст. 5 УПК РФ, неотложными следственными действиями следует считать действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо основание - наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Исходя из этого определения, можно сделать несколько важных выводов.

1. Закон не требует, чтобы на момент принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела обязательно были выявлены все признаки состава преступления. Закон говорит не о факте преступления, а о достаточных данных, указывающих на его признаки.

Для возбуждения уголовного дела не обязательно наличие данных о том, кто совершил преступление (эти данные могут вообще отсутствовать на данный момент). В данный период необходимы лишь такие данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления.

Для возбуждения уголовного дела требуется не факт преступления, а лишь обоснованное предположение о его существовании, которое базируется на фактах-признаках.

Однако, с другой стороны, на момент возбуждения уголовного дела нередко уже может быть известен подозреваемый (в этом случае говорят о возбуждении дела в отношении конкретного лица) либо даже выявлены все основные искомые по делу обстоятельства (тогда речь идет о возбуждении дела в условиях так называемой очевидности).

2. Данных должно быть достаточно хотя бы для вероятностного вывода о наличии преступления. Решение о возбуждении уголовного дела является вспомогательным, промежуточным, поэтому может быть основано и на предположительно установленных фактах. Это, конечно, не исключает, что дело может быть возбуждено и при достоверном установлении события преступления и других обстоятельств, более того, такой вариант является наиболее предпочтительным.

Достаточные данные иногда могут содержаться уже в самом поводе (например, в рапорте оперативного сотрудника с приложенными материалами проверки, проведенной оперативно-розыскными методами). Однако, как правило, достаточные данные появляются в результате процессуальной проверки повода к возбуждению дела в порядке ч. 1 ст. 144 УПК РФ (из протокола осмотра места происшествия, объяснений очевидцев, акта ревизии и т.д.).

Если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица, то основанием для его возбуждения являются достаточные данные, указывающие на совершение деяния данным лицом. Возбуждение дела в отношении конкретного лица ставит под угрозу его конституционные права и свободы. Поэтому для обеспечения права на защиту, при наличии данных о причастности лица к совершению преступления, орган дознания, следователь обязаны возбуждать дело в отношении лица, а не по факту. Тогда соответствующее лицо приобретет статус подозреваемого с определенным уголовно-процессуальным законодательством набором прав и обязанностей (ч. 1 ст. 46 УПК РФ).

Уголовное дело всегда должно возбуждаться в отношении конкретного человека по признакам таких преступлений, которые могут быть совершены лишь определенным лицом (например: получение взятки - ст. 290 УК РФ; заведомо ложный донос - ст. 306 УК РФ; заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод - ст. 307 УК РФ; и др.).

Основания для возбуждения дела отражают наличие фактических предпосылок уголовного преследования, составляющих условие движения уголовного дела. Этим условием является установленность события преступления, а обычно на более поздних стадиях - и совершение его определенным лицом. В то же время необходимо иметь в виду, что для возбуждения дела необходимо наличие и юридических предпосылок - отсутствие оснований для отказа в возбуждении дела.

Наши рекомендации