Экономические функции образования
Экономическое назначение образования обычно видят в его активном влиянии на развитие производительных сил страны, на повышение эффективности общественного труда.
Определяющим фактором экономического роста был и остается человек как носитель рабочей силы. Ему принадлежит решающая роль в системе производительных сил, поскольку именно люди создают средства производства, приводят их в движение и улучшают ради того, чтобы приумножить жизненные блага.
Что такое рабочая сила? Рабочая сила, или способность человека к труду – это совокупность его физических и духовных способностей, использование которых обеспечивает создание необходимых обществу благ.
Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретаются общеобразовательные и профессиональные знания, формируется морально-психологическое отношение к труду.
Исключительная важность экономической функции образования как раз и состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства. В таком смысле образование можно рассматривать в качестве «подготовительного цеха» для всей экономики страны.
Виднейший представитель классической экономической школы А.Смит отмечал: «Человека, изучившего с затратой большого труда и продолжительностью времени какую-либо из тех профессий, которые требуют чрезмерной ловкости и искусства, можно сравнить с … дорогой машиной. Следует ожидать, что работа, которой он обучается, возместит ему, помимо и сверх обыкновенной заработной платы за обычный труд, все расходы на обучение, по меньшей мере, с обычной прибылью на капитал равной суммы…».
Нетрудно заметить, что А.Смит признает целесообразность и эффективность капитальных затрат на обучение квалифицированного работника. Он уподобляет эти расходы капиталу, который должен быть возвращен этому работнику с «обычной» прибылью. Именно здесь лежит исток ныне широко известной концепции человеческого капитала современных американских и других зарубежных экономистов.
Кстати сказать, приобретенные в процессе обучения полезные способности человека А.Смит относил к основному капиталу и рассматривал их как часть богатства всего общества.
Более фундаментальное теоретическое обоснование экономической роли образования мы находим в работах К.Маркса.
Он первым из классиков-экономистов четко разграничил категории «труд» и «рабочая сила», дал их развернутые определения; ввел понятие «наемная рабочая сила», выявил содержание понятий: «товар рабочая сила», «простой и сложный труд», «стоимость рабочей силы» и т.д.
К.Маркс исходил из производительного характера затрат на образование работников. Он выделял прежде всего две крупные группы рабочих: обученных (сложный, квалифицированный труд) и необученных (простой, неквалифицированный труд). У последних, либо совсем отсутствуют, либо крайне малы издержки на обучение и специальную подготовку.
Обученные имеют разную степень образования и подготовки к профессии. Для того, чтобы общечеловеческая природа получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, утверждал он, «требуется определенное образование и воспитание, которое, в свою очередь, стоит большей или меньшей суммы товарных эквивалентов. Следовательно, эти издержки обучения – совершенно ничтожные для обычной рабочей силы – входят круг стоимостей, затрачиваемых на ее производство».
Основатели теории человеческого капитала – американские экономисты Г.Беккер, Т.Шульц и их последователи – трактуют человеческий капитал как имеющийся у каждого запас знаний, способностей и мотиваций, которые влияют на рост производства и доходов.
Сторонники теории человеческого капитала рассматривают его в узком и широком ракурсе. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе».
В широком смысле человеческий капитал формируется за счет инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека путем затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, расходов на охрану здоровья, миграцию и поиски информации о ценах и доходах.
Благодаря теории человеческого капитала удалось быстрее преодолеть заблуждение, что затраты на образование являются потребительскими расходами, признать их производительную природу. Ведь инвестиции в человека обеспечивают значительный долговременный экономический эффект.
Вклад образования может доходить до 33% общего прироста ВНП. Причем, отдача инвестиций в человека намного выше вложений в основной капитал. В США за послевоенный период нормы отдачи высшего образования колебались в пределах 8-12%, а средняя норма прибыли реального капитала составляла порядка 4%.
Не менее плодотворными оказались положения концепции человеческого капитала о выгодности и рациональности вкладывания средств в образование и профессиональную подготовку учащимися и их родителями.
Воспроизводством квалифицированной рабочей силы экономическая функция образования не исчерпывается. Главная роль образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах.