Характеристика сущности туризма
ПРЕДИСЛОВИЕ
В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.
В системе туризма тесно переплетены интересы экономики и культуры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Развитие туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельной личности в частности.
Устойчивое развитие туризма возможно при соблюдении ряда условий, одним из которых является высокий уровень профессиональной подготовки специалистов. Их обучение может быть обеспечено при наличии соответствующей учебно-методической литературы. Однако, несмотря на большое количество разрозненных публикаций, систематизированных учебных пособий по организации туризма явно недостаточно. Между тем дисциплина «Организация туризма» является базовой при подготовке специалистов экономико-управленческого профиля для туристской индустрии. Данное обстоятельство и побудило авторский коллектив подготовить настоящую книгу, в которой комплексно отражены основные положения теории и практики организации туристской деятельности. Раскрытие теоретических аспектов организации туризма сопровождается примерами, практическими рекомендациями, иллюстрациями. Учебное пособие содержит большое количество приложений, включающих в себя нормативные, справочные и методические материалы, которые имеют важное значение для глубокого понимания сущности туризма, туристской терминологии, методов и приемов эффективной организации туристской деятельности.
Учебное пособие написано в соответствии с требованиями образовательного стандарта и программы дисциплины «Организация туризма». Изучение данной дисциплины должно предусматривать постоянный учет изменений, происходящих (причем чрезвычайно динамично) в общей и специальной нормативно-правовой базе туризма, сущность и конкретное содержание которой в обязательном порядке подлежит детальному освоению (с использованием актуальных первоисточников) в ходе учебного процесса и самостоятельной работы студентов. Именно поэтому вопросы регламентации туристской деятельности в законодательных и нормативных документах рассматриваются в книге с самых общих позиций.
Авторы выражают надежду, что данное издание окажется полезным не только студентам, но и практическим работникам сферы туризма, а также заранее благодарят за замечания и предложения, которые могут способствовать совершенствованию пособия.
Глава1
Сущность туризма и его основные социально-экономические категории
Характеристика сущности туризма
Статистическое определение туризма
Туризм как социально-экономическая система
Факторы, влияющие на развитие туризма
Классификация туризма
Функции туризма
Характеристика сущности туризма
Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, и завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т.д.
Путешествие -термин, характеризующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения. Разновидностью путешествия является туризм.
Туризм (фр.tourism, от tour— прогулка, поездка) — явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой — имеющее глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древнейших времен. В истории туризма принято различать четыре этапа:
1) до начала XIX в. — элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;
2) XIX в. — Первая мировая война — революционные изменения в развитии транспорта, создание первых бюро путешествий;
3) период между двумя мировыми войнами — начало становления массового туризма;
4) после Второй мировой войны — современный этап — массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
Первый этап определяется как предыстория туризма. Так, в античные времена основными мотивами путешествий являлись торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились спортивные поездки, когда на Олимпийские игры собирались жители со всей страны. Ранние финикийцы плавали по Средиземному морю к берегам сегодняшних Сирии и Ливана, размещая там свои колонии и развивая торговлю.
В средневековье усиливается религиозный характер путешествий. Религиозные убеждения побуждали миллионы верующих совершать паломничества к святыням: мусульман — в Мекку, христиан — в Иерусалим и Рим. Средневековые церкви стали господствующими инстанциями и единственной признаваемой властью в различных странах. Монастыри принимали путешественников. Странноприимные дома, как разновидность гостиниц, содержались религиозными орденами.
Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые дворяне нередко отправлялись в своеобразные «гран-туры» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Англичане, например, маршрут такого путешествия начинали в Лондоне, откуда ехали во Францию (с длительным пребыванием в Париже), а затем — в Италию. Обратный их путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды.
До середины XIX в. путешествия были не самоцелью, а необходимым условием и средством для достижения собственно цели (торговля, паломничество, расширение кругозора), а также отличались примитивными средствами передвижения.
Второй этап в истории туризма характеризуется революционными изменениями в развитии транспорта. Изобретения парохода, паровоза, сопровождавшиеся расширением сети дорог, обусловили большую надежность и скорость передвижения при одновременном снижении расходов на путешествия. Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а также постепенное сокращение рабочего времени вызвали существенное увеличение потоков путешествующих. В связи с этим возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным «комнатам для гостей» в домах священнослужителей, монастырях и религиозных миссиях пришли первые гостиницы. К середине XIX в. индустрия отдыха расширяет сферу деятельности. Появляются первые бюро путешествий, в задачи которых входили организация туристских поездок и реализация их потребителю. Классическим примером является групповой тур на отдых, организованный англичанином Т. Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Т. Кук создал (первоначально в Лестере, затем в Лондоне) первые бюро путешествий. В 1854 г. по их образцу К. Ризель открыл первое немецкое бюро путешествий в Берлине. Во второй половине XIX в. туристские бюро были созданы во многих странах мира. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, отразившие процесс расширения туристского спроса.
Первая мировая война, Великая депрессия 30-х гг. и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем именно в период между этими войнами зарождается массовый туризм (третий этап), расцвет которого приходится послевоенные десятилетия.
После Второй мировой войны туризм приобретает действительно массовый характер (четвертый этап). Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых стран. Формируется индустрия туризма со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления. Данный этап характеризуется быстрым ростом количества путешествующих, увеличением числа туристских предприятий и объемов их производства, массовым строительством средств размещения, объектов туристской Инфраструктуры: Особенностью современного туризма является широкий международный обмен. При этом в спросе и предложении на рынке произошли существенные изменения. Данный факт дает основание утверждать, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный. Если первый предполагает обезличенность услуг в расчете на однородность потребностей и мотиваций туристов, то второй характеризуется разнообразием предлагаемых услуг и достаточно четко выраженной специализацией туристского предложения. Трансформация конвейерного туризма в дифференцированный совершалась одновременно с переходом от рынка продавца к рынку покупателя.
Имея столь длительную историю, туризм до настоящего времени не получил однозначного определения. Как справедливо указывает российский ученый В.Г. Сапрунова, до сих пор отсутствует единство мнений по проблемам трактования сущности туризма и его понятийного аппарата. Между тем вопрос дефиниций, т.е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминологий туризма, является необходимым условием понимания явлений и процессов, характерных для туризма.
Существующие определения туризма можно объединить в три группы.
В первую входят определения, характеризующие туризм как разновидность рекреации (расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека),
систему и форму проведения свободного времени путем использования сферы услуг в походах и поездках, которые сочетают активный отдых и укрепление здоровья человека с повышением его общей культуры и образованности. В частности, в Манильской декларации по мировому туризму (приложение 1) последний рассматривается как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. Подобные определения носят узкоспециальный характер и касаются только отдельных аспектов туризма или его видовых особенностей.
Вторая группа определений туризма рассматривает его как одну из форм миграции населения, связывает с актом движения, путешествия, преодоления пространства и выступает в качестве инструментария статистики туризма (см. § 1.2).
И, наконец, третья группа определений характеризует туризм как сложное социально-экономическое явление, раскрывает его внутреннее содержание, выражающееся в единстве многообразия свойств и отношений (см. § 1.3).
Таким образом, существует много определений туризма, раскрывающих его различные стороны. Отсутствие же единого подхода к данному вопросу не только затрудняет изучение организации туризма как учебной дисциплины, но может иметь неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности.