Образование как некоммерческая отрасль экономики: некоммерческие организации и некоммерческий сектор
Проблема некоммерческого характера экономики системы образования и ее учреждений относится к числу тех злободневных, но до конца нерешенных проблем, которые имеют сегодня большое теоретическое и практическое значение.
В условиях рыночной модернизации народного хозяйства России особенно важно получить ответы на следующие вопросы: почему образование в целом включается в некоммерческий сектор экономики? Что представляют собой некоммерческие организации, и какую роль они играют в сфере просвещения? Насколько совместим некоммерческий характер отрасли образования с рыночными инструментами управления социально-экономической деятельностью учебных заведений?
Без верного решения этих вопросов невозможно сформировать научно обоснованный и практически эффективный экономический механизм для сферы образования.
Четкое разграничение коммерческих и некоммерческих организаций проведено в статье 50 Гражданского кодекса РФ: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)».
В соответствии с этими критериями образовательные учреждения являются некоммерческими структурами, так как свою деятельность они осуществляют не во имя получения прибыли и ее распределения среди своих работников.
Причем, к непредпринимательской, некоммерческой деятельности также относятся некоторые дополнительные образовательные услуги, оказываемые учащимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях сверх предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными стандартами, а также платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Ведь доход от такой деятельности используется на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, в том числе на увеличение расходов на заработную плату.
Образование по своей социально-экономической природе не может развиваться на коммерческих началах. Об этом свидетельствует не только отечественный, но и мировой опыт. Наряду с наукой, культурой, здравоохранением образование относится к некоммерческому сектору. Эти отрасли, в противоположность коммерческому (прибыльному) сектору, входят в бюджетную сферу, поскольку финансируются главным образом из бюджета не только у нас, но и в других странах.
Наиболее полно экономическая сущность некоммерческого сектора заключается в его особом функциональном назначении в рыночной экономике: в удовлетворении потребностей населения преимущественно в благах не личного, а общественного пользования.
Некоммерческий характер сферы образования и его учреждений позволяет полнее обеспечить доступность образования, более или менее равные возможности воспроизводства интеллектуальных способностей людей безотносительно к тому, к какой социальной группе они относятся.
Такой характер учебных заведений во многом определяется особенностями образовательных услуг как разновидности «общественных благ». Успешное функционирование сферы образования, его высокий уровень, особенно в условиях НТР, идут на пользу всему обществу, а не только отдельным лицам.
Когда образование оплачивается путем налогов и распределяется бесплатно или очень дешево, тогда и менее обеспеченные граждане в состоянии получить хорошее образование, это создает предпосылки равных возможностей в учебе, позволяет более равномерно распределять услуги образования между людьми, чем это может сделать свободный рынок.
При современных условиях лишь узкий круг образовательных учреждений способен функционировать на основе самофинансирования. Подавляющая масса учебных заведений нуждается в систематическом поступлении бюджетных средств. Эти средства необходимы учреждениям образования, чтобы возместить их расходы на производимые и поставляемые населению услуги в форме «общественных благ».
Частные блага представляют собой такие товары и услуги, потребление которых осуществляется на индивидуальной основе. Они могут быть предоставлены строго определенным лицам, тем, кто оплатил потребление данных благ. К ним принадлежат пища, одежда, вещи личного обихода и т.д.
Их предоставление одному потребителю приводит к уменьшению объема потребления другими. Выгоды от потребления частного блага присваиваются конкретным потребителем, причем потребление этого товара другим исключается.
Для обеспечения такими товарами частных лиц лучше всего приспособлен рыночный механизм, при котором производители управляются запросами потребителей. Покупатели предлагают цены продуктов, а производители продают их тем, кто больше платит. Такая активная «сигнальная система» исключает из игры тех, кто не платит. Но столь жесткий рыночный механизм неприемлем по отношению к общественным товарам.
Общественные блага – это такие товары и услуги, которые удовлетворяют общественные потребности или необходимы для удовлетворения общественных интересов. Они обычно финансируются государством и предоставляются не отдельным индивидуумам, а в целом обществу или социальным группам.
Не всегда имеется возможность определенно и легко разграничивать общественные и личные блага. Встречается немало услуг, у которых обнаруживаются признаки тех и других. К ним, например, относятся услуги работников высшего образования.
Эти услуги близки к общественным товарам, так как студенты потребляют их коллективно и поровну. Вместе с тем, на них не распространяется принцип исключения, который присущ частным товарам. Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу, не зачисляются в состав студентов, а сверх конкурсного приема обучаются на платной основе. Перестав платить за обучение, такие студенты отстраняются от учебы в государственном вузе.
Государство воздерживается, с одной стороны, от развития высшего образования на сугубо рыночной основе, с другой стороны, не в состоянии обеспечить бесплатное обучение всем желающим стать студентами. Поэтому избирается промежуточный вариант: доступные для всех вузы сосуществуют с частными, которые пользуются поддержкой государства в виде льготного налогообложения, предоставления субсидий и т.д.
Образовательные услуги, как и другие продукты общественного пользования, располагают свойствами внутреннего и внешнего эффектов.
Внутренний эффект проявляется на уровне отдельных граждан. Он ведет к тому, что каждый, имеющий повышенный образовательно-профессиональный потенциал и уровень культуры, имеет возможность получать больший доход по сравнению с другими.
Внешний эффект затрагивает все общество. Он выражается через темпы производительности труда, подъем экономики, улучшение моральной атмосферы в обществе, принятии верных политических решений и т.д.
Отрицательный эффект иногда проявляется в том, что ликвидация неграмотности и рост образовательного уровня приводит к чрезмерной миграции жителей села в города.
Для отрасли образования, где создается особый «товар», ясно обнаруживается ограниченность рыночного (ценового) механизма регулирования. Если бы цены на образовательные услуги устанавливались в соответствии с законом стоимости, т.е. на уровне общественно-необходимых затрат, они оказались бы весьма высокими.
В какой-то мере это уже осуществляется. Дети из некоторых состоятельных семей в наши дни воспитываются и учатся в элитных детсадах, школах, лицеях и т.д. Многие предприятия платят за обучение своих подопечных в средних специальных и высших учебных заведениях.
Таким образом, имеются две главные и тесно связанные друг с другом причины того, что образовательные учреждения, как правило, находятся в бюджетной, некоммерческой сфере.
Во-первых, только свободные рыночные цены на продукцию образования не могут обеспечить должное развитие этой отрасли и общества.
Во-вторых, государственное регулирование и финансирование многих учебных заведений более адекватно тому назначению, которое выполняет образование.
1. Новый экономический словарь / под ред. А.Н.Азрилияна. – М.: Институт новой экономики. 2006. – 1088 с.
2. Россия 2012: Стат. Справочник/ Росстат. – М., 2012. – 59 с.
3. Индикаторы образования: 2011: стат.сб. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – 264 с.
4. Экономика народного образования: Учеб, для студентов пед ин-тов/ В.А.Жамин, С.Л. Костанян, В.К.Розов, В.Н.Усанов; под ред. С.Л.костаняна. – 2-е изд., перераб, и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
5. Григорьева Е.Г. Становление рыночных отношений в сфере образования // Проблемы переходной экономики: Межвузовский сб.науч.ст. / Красноярск гос. ун-т. Красноярск, 1996.
6. Клочков В.В. Экономика образования: иллюзии и факты. – М.:Мысль, 1985.
7. Семенов А. Посттейлоризм и теория человеческого капитала // Мировая экономика и международные отношения, № 9, 1995.
8. Щетинин В. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // Мировая экономика и международные отношения, № 11, 1997.