Учение о налогах: возникновение и эволюция
Кафедра бюджета и финансов внешнеэкономической деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Теория финансов
на тему: Налоги, их сущность и содержание
Студентка
ФФБД, 3 курс, ДФД-1 Н.В.Чвайковская
Руководитель
кандидат экономических наук,
доцент И.Н.Жук
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 41 страница, 3 рисунка.
НАЛОГ, ТЕОРИЯ НАЛОГОВ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, НАЛОГОВАЯ БАЗА, НАЛОГОВАЯ СТАВКА, СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Предмет исследования ― эволюция налогов, понятие налогов и их экономическое содержание, виды и функции налогов.
Объект исследования – налоги, сборы и платежи.
Цель работы: изучить основные теоретические представления о сущности налогов, их виды и функции, рассмотреть эволюцию финансовой мысли о содержании налогов и их роли в экономике, изучить особенности налогообложения в Республике Беларусь.
Методы исследования: описания, обобщение, классификации, графический, метод сбора фактов.
Исследования и разработки: изучена эволюция и основные теории налогов, раскрыта сущность налогов, поведена их классификация, охарактеризованы особенности налогообложения в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
THE ABSTRACT
Course work: 41 pages, 3 drawings.
THE TAX, THEORY OF TAXES, TAX SYSTEM, THE TAXATION, TAX BAZ, TAX RATE, SUBJECT AND OBJECT OF THE TAXATION.
Object of research ― evolution of taxes, concept of taxes and their economic contents, types and functions of taxes.
Object of research – taxes, collecting and payments.
Work purpose: to study the main theoretical ideas of essence of taxes, their types and functions, to consider evolution of financial thought on the maintenance of taxes and their role in economy, to study features of the taxation in Republic of Belarus.
Research methods: descriptions, generalization, classifications, graphic, method of collecting facts.
Researches and development: evolution and the main theories of taxes is studied, the essence of taxes is opened, their classification is moved, features of the taxation in Republic of Belarus are characterized.
The author of work confirms, that the settlement-analytical material resulted in it correctly and objectively reflects a condition of investigated process, and all borrowed of literary and other sources theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.
СОДЕРЖАНИЕ
Введения……………………………………………………………………………..5
1 Учение о налогах: возникновение и эволюция………………………………….6
2 Экономическая сущность налогов, их классификация………………………..16
3 Особенности налогообложения в Республике Беларусь………………………27
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...40
ВВЕДЕНИЕ
Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.
Налоги - один из основных способов формирования финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, на социальную сферу.
В мировой практике налогообложение населения играет если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов.
Актуальность работы определена тем, что налоги имеют важное, если не важнейшее место в функционировании любого современного государства, в связи с этим, изучение этого вопроса поможет разобраться в опыте прошлого и в совершенствовании современного налогообложения.
Цель работы - изучить основные теоретические представления о сущности налогов, их виды и функции, рассмотреть эволюцию финансовой мысли о содержании налогов и их роли в экономике, изучить особенности налогообложения в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- изучить эволюцию налогов;
- рассмотреть налоги и налоговую систему;
- охарактеризовать основные виды и функции налогов;
- рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
- проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
Предметом исследования является эволюция налогов, понятие налогов и их экономическое содержание, виды и функции налогов.
Объект исследования – налоги, сборы и платежи.
Для написания курсовой работы было использовано большое количество научной и учебной литературы. Также информационная база включает систему нормативных документов, регламентирующих вопросы налогообложения, основным из которых является Налоговый кодекс Республики Беларусь.
Учение о налогах: возникновение и эволюция
Налоги возникли еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входила защита интересов данного общества. С развитием самого общества совершенствовался и этот его особый орган, постепенно приобретая черты современного государства, с его политическими, экономическими, социальными и другими функциями.
Хотя трудно сопоставить этот особый орган, сформировавшийся в структуре общества еще в древности, с современным государством, однако главная его функция — защита интересов общества — осталась неизменной.
В условиях жесточайшей борьбы за сохранение одними накопленного материального богатства и власти над другими, выделение в структуре общества этого особого органа было объективной необходимостью. Поскольку этот орган не имел источника для собственного содержания, и исходя из объективной необходимости в нем самом, общество, в интересах которого он и был создан, находило средства и источники для его содержания.
В различные времена эти источники зависели от деятельности самого общества, от исторических процессов, происходящих в обществе. В мирное время этот особый орган содержался за счет остального общества, путем эксплуатации неимущей части населения и изъятия части материальных ресурсов, присваиваемых имущей частью населения в виде налогов, для обеспечения эффективной деятельности этой особого органа — государства. В периоды военных действий и по их завершению, основным источником становилось награбленное имущество побежденного народа. Кроме того, сам побежденный народ превращался в рабов, эксплуатация которых обеспечивала победителям большие доходы. Раб представлял собой бесправное существо и дешевую рабочую силу. Процветавшая со временем работорговля приносила большие доходы, как самим рабовладельцам, так и рабовладельческому государству в целом.
Важную роль в деле финансового и материального содержания государства играла развивающаяся торговля как внутри общества, так и с другими народами.
Для пополнения казны правителя использовались самые разные формы извлечения средств, начиная с обложения собственного народа и покоренных народов непосильной данью (экономическое закабаление) до похищения правителей соседних народов, за которых назначался выкуп, который для последних чаще всего обходился целым состоянием. Использовались и другие методы. Однако самым надежным и постоянным источником пополнения казны правителя, за счет чего и содержалась эта особая структура, стоявшая на страже защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные времена в разных местах устанавливался в зависимости от политической и социально-экономической ситуации, складывавшейся в обществе [1, c. 6].
Дань — прямой налог (подать), собираемый с населения; военная контрибуция с побежденного народа. Дань была одним из основных источников государственных доходов при рабовладельческом строе и феодализме.
Таким образом, возникновению налогообложения как основной формы обеспечения существования общества способствовал целый ряд социально-экономических факторов, к которым можно отнести:
- углубление разделения труда между членами первобытного общества под влиянием развивающихся производительных сил;
- функциональное деление членов первобытного общества на занятых материальным производством, собственников и на тех, кто управляет общиной;
- разложение первобытнообщинного строя под воздействием развивающихся внутри общины частнособственнических отношений, разделение общества на богатых и бедных;
- централизация власти;
- возникновение совершенно отличного от социально-справедливого родового общества рабовладельческого общества, где господствуют эксплуататорские отношения;
- создание особого органа (государства), который стоял на страже защиты интересов рабовладельческого общества.
Анализ факторов, под воздействием которых сложились налоговые отношения, позволяет выделить основные предпосылки возникновения налогообложения, к которым относятся:
- классовое разделение общества на собственников и неимущих, впервые произошедшее под влиянием развития частной собственности и возникновения условий для передачи имущества и властных полномочий по наследству;
- централизация власти, продиктованная желанием собственников сохранить, приумножить собственное материальное богатство и усилить свою власть над неимущей частью населения;
- создание на основе централизации власти первых государственных образований.
В экономической литературе существуют различные точки зрения и мнения относительно периодизации в развитии налогообложения. В каждом случае речь идет о периодизации налогообложения, основанной на истории (исторической хронологии) преимущественного использования тех или иных видов налогов, применения той или иной формы налогообложения, увеличения или сокращения их количества в разные исторические периоды. Однако в целях формирования основ теории налогообложения необходим логический подход к исследованию проблем периодизации развития налогообложения [1, c. 7].
Начальные формы налогообложения следует искать в жертвоприношениях храмам. Поскольку последними на заре развития человечества выполнялись важные функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определённым жертвам в пользу храма, которые постепенно стали иметь более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор»[2, c. 20].
Таким же налогом, по существу, было участие членов общины в строительстве храмов, ирригационных и оборонительных сооружений, выделение из общинной территории больших пространств земли в пользу храмов и главных должностных лиц и т.п. При всём разнообразии этих форм в них можно обнаружить некое общее начало: обобществление части созданного членами общества прибавочного продукта для использования в интересах общества в целом.
Таким образом, возникновение налогов обусловлено объективными общественными потребностями, что явилось необходимым условием дальнейшего развития и функционирования человеческого общества [3, c.10-11].
Схематично основные направления эволюции теории налогов представлены на рисунке 1:
Аванс части состояния граждан |
Теории налогов |
Плата граждан государству |
Договорная плата |
Покупка гражданами государственных услуг |
Источник доходов государства |
Страховой платёж государству |
Добровольные взносы граждан для государственных целей |
Регулятор экономических процессов |
Средство уравнивания доходов |
Регулятор экономических отношений |
Средство обеспечения расходов государства |
Рисунок 1— Основные теоретические представления о сущности налогов
Примечание – источник: [3, c.13].
Первый этап развития налогообложения охватывает собою Древний мир, когда понятия «налог» еще не существовало. В классическом Древнем мире (Рим, Афины, Спарта) государство представляло собой республику, что буквально переводится как «общественное дело», дело всех его граждан. Учреждений и ведомств с оплачиваемыми чиновничьими должностями в то время не существовало. Избранные государственные служащие финансировали исполнение своих обязанностей из собственных средств, а в случае необходимости осуществления крупных работ обращались за помощью к согражданам. Поскольку осуществление управления государством не предполагало расходования каких-либо общественных средств, оно и не нуждалось в значительных поступлениях в казну. Налоги, за исключением периодов ведения войн, взимались с побежденных народов и иноземцев и воспринимались как выражение зависимости. Взиманием налогов занимались так называемые мытари [2, c.21].
Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, проведена оценка налогового потенциала с целью более справедливого распределения налогов. Государственные чиновники были наделены правом уменьшать налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Главным источником доходов служил поземельный налог. Облагалась налогом и другая собственность. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота и особый налог при торговле рабами. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства.
В борьбе с сословиями новой государственной власти возник новый источник доходов — регалии, доходы казны, которые она брала в свое исключительное пользование, изъяв их из частного оборота, из сферы деятельности населения. В XVII веке насчитывалось до 400 различных регалий. Регалиями объявлялось то, что никому не принадлежало: найденные вещи и клады, выброшенные морем и не спасенные при кораблекрушении предметы. Отсюда вытекали крупнейшие регалии: горная, соляная, рыбной ловли, лесная, речная, морская и т. д., т. е. на недра земли, леса, моря, реки, крупнейшие озера, никому не принадлежащие.
В Древней Греции существовал поимущественный налог, налог на иностранцев, экспортные и импортные таможенные пошлины, рыночные сборы и др. Все отрасли хозяйства облагались налогом: ввоз и вывоз товаров, продажи, покупки, договоры, коммерческие сделки. Действовал налог на скот, постройку плотин, подушный налог [4, c.290].
В средневековом обществе налоги все еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства, для процесса их взимания характерны высокая степень добросовестности и близость к понятию «жертва» (что заметно даже в названиях налогов). Так, например, название наиболее распространенного в Средневековье налога означает в переводе с немецкого «просьба». Во Франции понятие «налог» соответствует понятию «помощь», в Германии — «поддержка», «опора». Отличительной чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки налогоплательщиком своих возможностей по внесению необходимой суммы в казну государства. Например, так называемая налоговая клятва, принесения которой требовали от граждан городов и в которой они должны были декларировать свою налоговую задолженность на основе имеющегося у них состояния, была скорее торжественным обещанием, изъявлением доброй воли, или заявлением должника о своем имущественном положении.
Уже на ранних этапах развития экономической мысли налог рассматривали как безэквивалентный платеж, т. е. лица, уплатившие его, не получали взамен от государства ни благ, ни особых прав. На данном этапе налог выступает индивидуально безэквивалентным движением средств от индивидуума к государству, причем сначала даже не собственно к государству, а, возможно, к частному лицу, так как сборщики налогов, внеся определенную сумму в казну, стремились обеспечить прибыльность своей деятельности.
Для государства XVI — начала XVII в. был характерен сословный уклад. В то время основной его формой была монархия, еще не располагавшая регулярными налоговыми поступлениями и покрывавшая расходы на содержание двора, судебных органов и государственной администрации в основном за счет доходов от использовавшихся в финансовом отношении регалий и собственных доменов. Доходы от этих источников не могли быть существенно увеличены в течение непродолжительного периода времени, а расходы государства росли более высокими темпами, чем его доходы, поэтому получил распространение принцип, в соответствии с которым при возникновении чрезвычайных потребностей властители обращались к целевым налоговым поступлениям. На данном этапе развития понятие «налог» выступает как индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, предполагающее наличие определенной цели, а именно покрытия конкретных объявленных обществу расходов государства [2, c.22].
Начавшийся в европейских государствах с XVII в. процесс перехода от абсолютизма к конституционному правлению, т. е. падение эксплуататорского режима и формирование представительной и демократической государственности, сопровождался коренными изменениями в налогообложении. Этот процесс формирования гражданского общества и установления демократической формы государственности основывался на господстве конституционности и законности. Налогообложение, как один из основных моментов этого процесса, также получило законодательную основу. Представители сословий уже в Средние века приобрели право утверждать субсидии королю. На этой почве происходила упорная борьба между королевской властью и народным представительством. Англия была первой страной, где были преодолены произвол и усмотрение короля, а после революции 1648 г. был провозглашен принцип, в соответствии с которым все налоги должны вводиться с согласия парламента. Борьба между королем, желавшим самостоятельно назначать и расходовать налоги и проверять расходы, продолжалась и при Карле II и при Якове II. При Вильгельме III Билль о правах 1689 г. окончательно закрепил за парламентом право утверждения всех государственных доходов и расходов. Парламент приобрел господствующее влияние на решение государственных дел, так как в его руках сосредоточилось самое важное право — утверждать бюджет.
Во Франции бюджетное право получает свое развитие только после Великой французской революции, когда Конституция 1791 г. определила порядок утверждения бюджета парламентом. С этого времени утверждение бюджета народным представительством начинает входить в жизнь всех европейских народов [1, c.13].
С утверждением капиталистических отношений потребность в налогах не исчезает. Возникает новое качество налогов: отмена поголовных налогов, справедливость в обложении, недопустимость налоговых привилегий, учет видов налогов. Встала проблема платежеспособности, определяется понятие «необлагаемый минимум», устанавливаются налоги с прогрессивными ставками и т. д. [4, c.291].
Дальнейшее усиление влияния парламентов на государственные дела происходило в рамках принятых конституций, согласно которым в обществе должны главенствовать законы, принятые народными представителями, а не единоличные решения королей, царей и иных узурпаторов власти. Возрастание роли парламента (представительной власти) в решении вопросов общественного значения и борьба рабочего класса за социально-справедливые производственные отношения стали реальными предпосылками к формированию гражданского общества, что неразрывно связано со строительством демократического государства. Одно из основных направлений защиты прав граждан и организаций — социально справедливое налогообложение. Если налоговая система государства не является социально справедливой, то не может быть и речи о гражданском обществе и демократическом государстве. Социальная справедливость — это один из основных принципов, определяющих характер налогообложения на современном этапе его развития.
Коренные изменения в налогообложении связаны с переходом от эксплуататорского общества к социально-справедливому гражданскому обществу. Изменения в налогообложении обусловили его переход на качественно новый уровень развития, т. е. переход от социально несправедливого налогообложения к социально справедливому.
Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на три этапа, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое. Это этапы:
- натуральной формы оплаты налогов;
- денежной формы оплаты налогов;
- социально справедливого налогообложения [1,c. 292].
По мере развития и усложнения общественных отношений государство расширяет участие в жизни граждан, его расходы возрастают, а потому оно вынуждено изыскивать пути получения дополнительных доходов. Ведение постоянных войн, содержание армии как в военное, так и в мирное время и многие другие требующие соответствующего финансирования расходы привели к тому, что налоги постепенно становятся основным видом государственных доходов. В силу того что для существования власти доходов от эксплуатации собственности совершенно недостаточно, а самосознание населения уже настолько высоко, что простое изъятие необходимых казне денег невозможно, возникают теории, объясняющие и, более того, оправдывающие налогообложение. Эти теории получили название индивидуалистических, а основывались они на идее невмешательства государства в экономику. Сначала определение налога и его обоснование дала так называемая теория обмена, а затем теория страхования, в соответствии с которыми индивидуум, уплачивая налог, либо приобретает определенные блага у государства (теория обмена), либо страхует себя от рисков, возникающих при владении чем- либо (теория страхования)[2, c.24].
Рассмотрим основные идеи и теории налогообложения, существовавшие в различное время в государствах с различной экономической формацией.
Известные в настоящее время налоговые теории можно классифицировать на:
- общие, к которым следует относить учения с объектом исследования в виде природы и экономической сущности налога и налогообложения в целом и предметом исследования — обоснование отношений, складывающихся между экономическими субъектами хозяйствования и государством по поводу установления и взимания налогов;
- частные, к которым следует относить учения, где объектом исследования является какой-либо отдельный аспект налогообложения; предметом исследования выступает обоснование отношений, складывающихся между экономическими субъектами и государством в процессе реализации данной проблемы.
К основным общим теориям налогообложения относятся: