Характеристика правовых режимов права оперативного управления и права хозяйственного ведения
Характеристика | Право хозяйственного ведения | Право оперативного управления |
Цель деятельности | Для коммерческих организаций | В основном для некоммерческих организаций |
Финансирование | Собственные источники | Зачастую внешние источники, а не от собственной деятельности |
Контроль | Собственник может осуществлять контроль за целевым использованием имущества без вмешательства в хозяйственную деятельность (ст. 136 ч.2 ХК Украины). | Собственник имеет право контролировать использование имущества и при необходимости вмешиваться для устранения негативных последствий такого использования |
Защита прав от третьих лиц | Призащите своих прав от нарушения третьими лицами обладатель права хозяйственного ведения приравнивается к собственнику имущества. | Закон не предусматривает прямо защиты прав оперативного управления от собственника имущества (ч.3 ст. 136 и ч. 3 ст. 137 ХК Украины). |
Ответственность | Собственник не несет ответственности по долгам субъекта хозяйствования | Собственник несет субсидиарную ответственность по долгам субъекта хозяйствования, обладающего имуществом на праве оперативного управления (ст. 39 ч. 3 Закона Украины «О собственности», ст. 77 ч. 7 ХК Украины (казенные предприятия). |
Правовой режим обособленного подразделения заключается в использовании имущества в пределах, определенных субъектом хозяйствования, передающим имущество. Очевидно, субъект хозяйствования, передающий имущество, не может передать больше полномочий, чем имеет сам. Право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления однозначно исключены из правового режима имущества обособленного подразделения, однако фактический режим может ненамного от них отличаться.
Правовой режим имущества зависит от формы собственности, а также от функционального назначения готовой продукции или использования в непроизводственной сфере.
Форму собственности следует рассматривать как порядок (способ) закрепления имущества за конкретными субъектами, а форму права собственности – как правовой режим регулирования отношений собственности. В связи с этим форма права собственности не совпадает с экономической формой собственности, а система права собственности не тождественна системе форм собственности (присвоения).
Формы право собственности в Украине регулируется Конституцией, Гражданским и Хозяйственным кодексом (ст.ст.324-327 ГК Украины), где не указан исчерпывающий перечень форм собственности: 1) право собственности Украинского народа, 2) право частной собственности (физических и юридических лиц), 3) право государственной собственности, и 4) право коммунальной собственности.
Законом Украины «О собственности» 1991 года закрепляет наличие трех равноправных форм собственности: частной, коллективной (ст.2) и допускает существование смешанной формы собственности (ст. 3) ХК Украины. ХК Украины называет право собственности основным правовым режимом имущества субъектов хозяйствования, но не указывает его конкретных форм. Это означает, что наряду с правовыми формами собственности существуют и экономические формы собственности.
Особенности правового режима государственного имущества в сфере хозяйствования рассмотрены в ст. ст. 141 ХКУ, согласно ч. 1 ст. 141 Хозяйственного кодекса Украины к государственному имуществу в сфере хозяйствования относятся целостные имущественные комплексы государственных предприятий или их структурных подразделений, недвижимое имущество, другое отдельное индивидуально определенное имущество государственных предприятий, акции (доли, паи) государства в имуществе субъектов хозяйствования разных форм собственности, а также имущество, закрепленное за государственными учреждениями и организациями с целью осуществления необходимой хозяйственной деятельности, и имущество, переданное в безвозмездное пользование самоуправляющимся учреждениям и организациям или в аренду для использования его в хозяйственной деятельности.
Имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления (казенные предприятия). Осуществляя данное право, государственное предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом, однако данными правомочиями оно пользуется не в полном объеме. Так, государственным предприятиям запрещено бесплатно передавать закрепленное за ними имущество другим предприятиям и гражданам, решение о ликвидации или реорганизации государственного предприятия принимает уполномоченный государственный орган и т.д.
Особенность правового режима государственного имущества в сфере хозяйствования состоит в том, что в случае принятия государственным органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, решения о реорганизации или ликвидации государственного предприятия, трудовой коллектив имеет право требовать передачи предприятия в аренду или преобразования его в другое предприятие, основанное на коллективной собственности. Такое же право принадлежит ему и в случае признания государственного предприятия банкротом при условии принятия на себя долгов банкрота и согласия кредиторов.
Управление объектами государственной собственности в соответствии с законом осуществляют Кабинет Министров Украины и, по его полномочию, центральные и местные органы исполнительной власти. Государственные предприятия входят в отраслевые системы, возглавляемые соответствующими министерствами. Руководство ими заключается в надзоре за их деятельностью в установленных пределах. Министерствам и другим органам исполнительной власти запрещается прямое вмешательство в хозяйственную деятельность государственных предприятий.
Государственные органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, решают вопросы создания предприятий и определения целей их деятельности, реорганизации и ликвидации; утверждают уставы (положения) предприятий, контролируют их соблюдение и принимают решения в связи с их нарушением; заключают и прекращают контракты с руководителями предприятий; осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью доверенного им государственного имущества, за соблюдением правил хозяйствования, ведением отчетности, а также осуществляют другие правомочия в соответствии с Законом Украины «О собственности», Декретом Кабинета Министров Украины «Об управлении имуществом, которое находится в общегосударственной собственности» от 15.12.92 г. и другими нормативно-правовыми актами.
Государственное имущество может бесплатно передаваться в собственность соответствующих территориальных громад (коммунальную собственность). Передача объектов хозяйственного назначения из государственной в коммунальную собственность осуществляется в порядке, установленном Законом Украины от 03.03.98 г. «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности».
Согласно ч.2 ст.2 Закона не могут быть объектами передачи из государственной в коммунальную собственность предприятия, осуществляющие деятельность, которую разрешается осуществлять исключительно государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также казенные предприятия. Перечень видов деятельности, которую могут осуществлять исключительно государственные предприятия, установлен в ст. 4 Закона Украины «О предпринимательстве».
Не могут быть переданы из государственной в коммунальную собственность предприятия, которые осуществляют деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Только государственными предприятиями и организациями осуществляется деятельность, связанная с изготовлением и реализацией военного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ, добычей янтаря, охраной отдельных особо важных объектов права государственной собственности, перечень которых определяется в установленном Кабинетом Министров порядке, деятельность, связанная с проведением криминалистических, судебно-медицинских, судебно-психиатрических экспертиз и разработкой, испытанием, производством и эксплуатацией ракет-носителей, в том числе их космическими запусками в любых целях.
Деятельность, связанная с производством высокооктановых кислородосодержащих добавок — абсолютизированного технического спирта и этилтретбутилового эфира, осуществляется государственными спиртовыми заводами, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.
Законодательством установлены виды имущества, отчуждение которого негосударственным субъектам хозяйствования не допускается. Виды имущества, которое может находиться исключительно в государственной собственности, определены в Законе Украины «О приватизации государственного имущества» от 04.03.92 г. в редакции от 19.02.97 г.
Согласно ч.2 ст. 5 Закона приватизации не подлежат объекты, которые имеют общегосударственное значение, а также казенные предприятия. К объектам, которые имеют общегосударственное значение, относятся имущественные комплексы предприятий, их структурных подразделений, основным видом деятельности которых является производство товаров (работ, услуг), которые имеют общегосударственное значение. Так, общегосударственное значение имеют объекты, которые обеспечивают выполнение государством своих функций, обеспечивают обороноспособность государства, его экономическую независимость, объекты права собственности Украинского народа, которые составляют материальную основу суверенитета Украины и другие объекты.
Перечень государственных предприятий, которые не подлежат приватизации, утвержден Законом Украины «О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации» от 07.07.99 г.