Методы моделирования и экономико-математические методы

Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы). По аспектам развития экономики выделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный. В современных условиях в республике развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию.

16.Классификация методов планирования

К основным методам планирования относятся: 1.балансовый 2.опытно-статистический 3.нормативный 4.экономико-математический Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета. Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности. С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов. Опытно–статистический метод – характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток – плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его погрешностями в прошлом. Нормативный метод (метод технико-экономических расчетов) основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин. Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов. Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др. Экономико-математические методы и модели. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных. Наиболее распространены в современных условиях методы теории вероятности (корреляции, регрессии, теории игр), математического программирования, методы имитации, теории графов и др.

17.Метод аналитических докладных записок (аналитических экспертных оценок в форме докладной записки) предполагает, что эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития, излагая свои соображения письменно. При этом для выявления важности проблем и решений используют метод предпочтения, метод рангов. При использовании метода предпочтения эксперт должен пронумеровать возможные варианты, способы и т.п. в порядке предпочтения, поставив 1 самому важному критерию, 2 - менее важному и т.д.

При применении метода рангов эксперту предлагается расположить рассматриваемые варианты вдоль шкалы, имеющей определенное число делений (например, от 0 до 10). Разрешается располагать варианты (способы) в промежуточных точках между делениями, а также одному делению шкалы соотносить несколько вариантов.

Метод интервью

Социологические опросы, ориентированные на изучение экономической проблематики. В социальных исследованиях под словом “интервью” понимают направленную беседу, цель которого — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Интервью делятся на формализованные и неформализованные. Формализованные анкеты и интервью состоят в основном из так называемых закрытых вопросов, т.е. вопросов, в которых респонденту предлагаются заранее разработанные исследователем варианты ответов. Этот вид интервью достаточно подробно описан в отечественных учебниках по социологии. Он предназначен для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходства между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты . Формализованное интервью может использоваться для многих целей, включая изучение общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение потребительских предпочтений, стереотипов поведения, и др. Формализованное интервью может применяться единожды или в несколько заходов с одними и теми же респондентами для определения стабильности либо изменчивости их установок, ценностей, привычек, компонентов образа жизни и тд. Использование метода формализованного интервью лежит в основе работы организаций, занимающихся опросами общественного мнения.

В исследованиях, проводящихся методом неформализованного интервью, обеспечение репрезентативности выборки в общепринятом смысле этого слова является невозможно, поскольку опросить этим методом 2000 человек, как правило, нельзя не только из—за финансовых ограничений, но и потому, что результаты такого опроса будут представлять собой около 50 тыс. стр. машинописного текста.

Неформализованное интервью, в отличие от формализованного, не требует в качестве предпосылки для его проведения предварительной проработки всех пунктов информации, которая должна быть получена. В связи с этим оно может быть использовано на всех стадиях исследования. Этот метод способствует достижению интуитивного понимания вопроса или проблемы, а также обнаружению непредвиденных областей релевантности в исследовании. Различают подготовительный и независимый виды неформализованного интервью. первый проводится для подготовки к формализованному. Независимое неформализованное интервью, в отличие от подготовительного, имеет самостоятельную исследовательскую функцию. оно используется в тех случаях, когда нет возможности провести стандартизованное исследование, либо нет необходимости в сравнении множества ответов друг с другом или их суммирования по определенной выборке.

19.Методы Дельфихарактеризуются следующими чертами:

· анонимность мнений экспертов;

· регулируемая обработка, связь, которая осуществляется аналитической группой за ряд туров опроса, причем результаты каждого тура сообщаются экспертам;

· групповым ответом, который получается с помощью статистических методов и отображает обобщенное мнение участников экспертизы.

Метод Дельфи является наиболее формальным из всех методов экспертного прогнозирования и наиболее часто используется в технологическом прогнозировании, данные которого используются затем в планировании производства и сбыта продукции. Это групповой метод при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях в различных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования.

Опрос проводится с помощью специальных анкет анонимно, т.е. личные контакты экспертов и коллективные обсуждения исключаются. Полученные ответы сопоставляются специальными работниками, и обобщенные результаты снова направляются членам группы. На основе такой информации члены группы, по-прежнему сохраняя анонимность, делают дальнейшие предположения о будущем, причем этот процесс может повторяться несколько раз (так называемая многотуровая процедура опроса). После того как начинает появляться совпадение мнений, результаты используются в качестве прогноза.

Процедуру экспертного опроса по методу "Дельфи" можно выделить в несколько этапов.

ЭТАП 1. ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ (Задача рабочей группы заключается в организации процедуры экспертного опроса. )

ЭТАП 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ. (В соответствии с методом "Дельфи" группа экспертов должна включать 10-15 специалистов в данной области. Компетентность экспертов определяется путем анкетирования, анализом уровня реферирования (количества ссылок на работы данного специалиста), использованием листов самооценки.)

ЭТАП 3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ (Формулировки вопросов должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы.)

ЭТАП 4. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ (Метод "Дельфи" предполагает повторение нескольких шагов проведения опроса.)

ЭТАП 5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОПРОСА (Для проведения первого тура экспертам предлагаются вопросы. Ответы должны быть представлены в виде количественных оценок на поставленный вопрос. Ответ должен быть обоснован экспертом)

20.Сущность методы «мозговой атаки»

«Мозговой штурм», или «мозговая атака» - один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации мышления. Другие методы (метод фокальных объектов, синектика, метод контрольных вопросов) применяются гораздо реже из-за меньшей их эффективности.

Чтобы обеспечить максимальный эффект, мозговой штурм должен подчиняться определенным правилам, в противном случае мозговой штурм превращается в обычное совещание. Метод мозгового штурма очень эффективен при решении организационных и управленческих проблем, например найти новое применение для выпускаемой продукции, придумать соответствующую реакцию на действие конкурента, усовершенствовать рекламу и т.д.

Мозговая атака является методом увеличения числа предложений. Цель этого метода -- создать как можно больше любых, даже “безумных”, идей, часть которых может оказаться на удивление полезной. Метод “мозговой атаки” был разработан в 1953 г. американским консультантом в области рекламы Осборном. Основной принцип этого метода заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. Для успешного применения этого метода необходимо выполнить ряд условий:

- в заседании должны принимать участие от 7 до 12 человек;

- оптимальная продолжительность заседания -- от 15 до 30 мин.;

- количество предложений важнее, чем их качество;

- нет никаких авторских прав на идеи;

- любой участник может перенять и развить идеи другого;

- критика в любом виде запрещена;

- логика, опыт, аргументы “против” только мешают;

- иерархический уровень участников не должен слишком отличаться, иначе могут возникнуть психологические барьеры, мешающие коммуникации и построению ассоциаций.

Метод мозговой атаки -- одна из наиболее эффективных форм групповых дискуссий. Этот метод предназначен для коллективной генерации большого количества идей по решению той или иной проблемы. Исследования выявили тот факт, что количество и качество выдвигаемых альтернатив существенно возрастают, когда начальная генерация идей четко отделена от их оценивания и окончательной формулировки. Именно данный принцип положен в основу метода мозговой атаки, который известен также под названиями «мозговой штурм» (брэйнсторминг), «коллективная генерации идей», «конференция идей», «метод обмена мнениями»

21. Прогнозный сценарий -метод описания различных вариантов логически возможного развития событий исходя из конкретно сложившейся ситуации. Основное значение сценария- определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки целей. В сценарии используются заранее подготовленные прогнозы и материалы по развитию объекта прогнозирования. При разработке сценария, поскольку в ней принимает участие группа специалистов, всегда возникает неопределенность, связанная с субъективностью их суждений. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т. е. чем больше степень согласованности мнений экспертов. Поэтому важным качеством сценария является согласованность.

Сценарий может быть представлен как в текстовой, так и в числовой форме. 1)Описание изучаемой системы в абстрактном пространстве параметров. Идентификация внешней среды.2)Формирование гипотез о развитии системы. Обобщенные прогнозы путей развития системы и вероятность их реализации. 3)Опасности и благоприятные возможности развития. Выбор наиболее вероятного варианта развития. Определение последствий для планирования в каждом из нескольких возможных вариантов.

Прогнозный сценарий — это предполагаемая последовательность событий (как вероятных, так и маловероятных), исходящая из гипотетического состояния объекта при четко сформулированных допущениях. Цель сценария — снизить общий уровень неопределенности стратегии и показать, как из существующей ситуации можно альтернативно шаг за шагом перейти к будущему состоянию объекта. Сценарий должен быть внутренне взаимосвязанным, пригодным для практического применения.

Многовариантность прогнозов предполагает составление нескольких сценариев (обычно 2—3), каждый из которых обычно разрабатывается в трех вариантах: оптимистичном, в надежде на благоприятные условия; реалистичном, исходящим из нормальных, средних условий; пессимистичном, предполагающем, что дела у организации могут пойти совсем плохо. Наличие трех вариантов сценария задает рамки, в которых допустимы отклонения в ходе реализации стратегии, основывающейся на реалистичном сценарии.

22.Построение прогнозного графа.

Прогнозный граф представляется в виде графика и в виде таблицы. Для оценки эфф-ти способов достижения цели используется расчет коэф-тов значимости по каждой ветви с использованием экспертных оценок, ∑² коэф-тов значимости для ветвей исходящих из одной вершины должна равняться 1, что обеспечивает единый масштаб измерения для всех сопоставленных признаков. Комплексная оценка конкретного направления решения проблемы опред-ся умножением всех коэф-тов значимости по выбранной траектории от послед-го уровня к первому.

Развитие сценарного прогнозирования привело к разработке двух взаимосвязанных между собой методов: прогнозного графа и «дерево целей». Графом называют геометрическую, состоящую из вершины – точек, соединённых отрезками – рёбрами. Графы могут содержать или не содержать циклы (петли), быть связными или несвязными, ориентированными или неориентированными. Если связанный граф не содержит петель и ориентирован, то такой граф называют деревом целей, т.е. дерево – это связный граф, выражающий взаимосвязи и соподчинённость элементов. Метод прогнозного графа и «дерева целей» являются методами прогнозирования сложных систем или процессов, в которых возможно выделение многих структурных или иерархических уровней.

Метод прогнозного графа.В основу этой методики также положено первоначальное осуществление подцелей и событий, лежащих на низких уровнях иерархии. Рассмотрим основные этапы этого метода:

Подготовительный этап. Первая группа экспертов четко формулирует глобальную цель исследования. Делаются ориентировочные количественные оценки средств, необходимых для достижения подцелей. Затем выполняются уточняющие этапы метода.

Первый этап. Каждый эксперт делает уточненный список промежуточных целей.

Они указывают:

1) отношения подчиненности;

2) имена специалистов, которые осуществят подцели;

3) подцели второго уровня.

Второй этап. Цель этого этапа – анализ промежуточных целей первого этапа. Второй этап выполняется второй группой экспертов, которая полностью отличается по составу от первой группы. Если промежуточные цели второго этапа достаточно сложны, то необходимо переходить на новый уровень детализации подграфов.

1) строятся графы, связанные с достижением промежуточных целей;

2) на основе этих графов корректируются цели второго уровня;

3) графы детализируются, т.е. строятся подграфы; подграфы проверяют на наличие циклов и тупиков.

Третий этап. Прогнозный граф, полученный в результате полной реализации первого и второго этапа, анализируется третьей группой экспертов с точки зрения количественных оценок каждой вершины и работы (вершина – цель, дуги – работы).

Методы моделирования и экономико-математические методы - student2.ru Методы моделирования и экономико-математические методы - student2.ru 1.1

Для прогнозного графа рассчитываются следующие числовые характеристики:

1) время выполнения каждой подцели всего комплекса работ по формуле: 1.1.

- Методы моделирования и экономико-математические методы - student2.ru - время выполнения подцели ;

- Методы моделирования и экономико-математические методы - student2.ru - время совершения события по оценке j эксперта;

- Методы моделирования и экономико-математические методы - student2.ru - относительный вес авторитета j эксперта;

m – количество экспертов.

2) вероятность осуществления глобальной цели Методы моделирования и экономико-математические методы - student2.ru

- Методы моделирования и экономико-математические методы - student2.ru - вероятность достижения j цели;

- Методы моделирования и экономико-математические методы - student2.ru - вероятность достижения j цели по мнению k эксперта;

- Методы моделирования и экономико-математические методы - student2.ru - вероятность достижения условия по мнению k эксперта.

3) вероятности выполнения всех событий (целей) графа по формулам теории вероятностей.

23. Методы простой экстраполяции. Экстраполяция - метод научного прогнозирования, состоящий в распространении выводов, получаемых из наблюдения над одной частью явления на другую его часть. Простая экстраполяция используется в первую очередь для обнаружения проблем, которые требуют срочных решений. Экстраполяция, выполненная с учетом заданных ограничений, используется для создания системы с учетом многих альтернатив ( сценариев) будущего. Выбор альтернативы означает оценку эффективности инновации

Простая экстраполяция тенденций не предполагает понимания причин, лежащих в основе какого-либо явления, обычно достаточно того, что эти ( скрытые) причины не меняются во времени. Когда же происходят изменения в равновесии сил, то возникает необходимость объяснения, разработки моделей, создания теорий, которые позволяют получать все более сложные прогнозы и виды моделей.

Методы простой (формальной) экстраполяции заключаются в перенесении на будущий период прошлых и настоящих тенденций в развитии товарно-групповой структуры спроса на базе анализа динамического ряда.

Дельфийский метод

Речь идет о систематическом и контролируемом обсуждении проблемы несколькими экспертами. Эксперты вносят свои оценки того или иного международного события в центральный орган, который проводит их обобщение и систематизацию, после чего вновь возвращает экспертам. Будучи проведена несколько раз, такая операция позволяет констатировать более или менее серьезные расхождения в указанных оценках. С учетом проведенного обобщения эксперты либо вносят поправки в свои первоначальные оценки, либо укрепляются в своем мнении и продолжают настаивать на нем.

Изучение причин расхождений в оценках экспертов позволяет выявить незамеченные ранее аспекты проблемы и зафиксировать внимание как на наиболее (в случае совпадения экспертных оценок), так и наименее (в случае их расхождения) вероятных последствиях развития анализируемой проблемы или ситуации. В соответствии с этим и вырабатывается окончательная оценка и практические рекомендации.

Построение сценариев

Этот метод состоит в построении идеальных (т.е. мыслитель-' ных) моделей вероятного развития событий. На основе анализ! существующей ситуации выдвигаются гипотезы, - представляющие собой простые предположения и не подвергаемые в данном случае никакой проверке, - о ее дальнейшей эволюции и последствиях. На первом этапе производится анализ и отбор главных факторов, определяющих, по мнению исследователя, дальнейшее развитие ситуации. Количество таких факторов не должно быть чрезмерным (как правило, выделяют не более шести эле-ь i ментов), с тем чтобы обеспечить целостное видение всего множества вытекающих из них вариантов будущего. На втором этапе выдвигаются (базирующиеся на простом "здравом смысле") гипотезы о предполагаемых фазах эволюции отобранных факторов в течение последующих 10, 15 и 20 лет. На третьем этапе осуществляется сопоставление выделенных факторов и на их основе выдвигается и более или менее подробно описывается ряд гипотез (сценариев), соответствующих каждому из них. При этом учитываются последствия взаимодействий между выделенными факторами и воображаемые варианты их развития. Наконец, на четвертом этапе делается попытка создать показатели относительной вероятности описанных выше сценариев, которые с этой целью классифицируются (совершенно произвольно) по степени, их вероятности.

Для экстраполяции информацию о динамике рынка представляют в той или иной форме - графической, статистической, математической, логической. В любом случае считают, что экономическим процессам присуща «инерция» или обязательное продолжение направления их течения в ближайшем будущем. Экстраполяции требуют от исследователя рынка крайней осмотрительности. Мало изучить прошлые тенденции рынка - необходимо принять в расчет новые условия и факторы, которые не были характерны для прошлого, но возможно появятся в будущем. Одновременно необходимо избавляться от учета факторов и обстоятельств, которые потеряли свою актуальность и уже не оказывают влияния на ход развития событий на данном рынке.

Данный метод достаточно прост и доступен, однако использование его целесообразно только на такой период, в котором маловероятно изменение тенденций, то есть на краткосрочный, и для укрупненных товарных групп.

К методам простой экстраполяции относятся и расчеты эластичности спроса в зависимости от изменения какого-либо фактора.

Прогнозная экстраполяция.

Метод прогнозирования, основанный на математической экстраполяции, при котором выбор аппроксимирующей функции осуществляется с учетом условий и ограничений развития объекта прогнозирования. Примечание. В зависимости от виде анализа исходных данных и способов представления его результата различают следующие виды прогностической экстраполяции: экстраполяция тренда, экстраполяция огибающих кривых, экстраполяция корреляционных и регрессивных зависимостей, экстраполяция, основанная на факторном анализе, и др.

При экстраполировании используются следующие методы:

· наименьших квадратов и его модификации;

· экспоненциального сглаживания,

· скользящей средней.

Метод экстраполяции заключается в приложении определенной для базисного периода тенденции развития экономического процесса к прогнозируемому периоду, он основывается на сохранении в будущем сложившихся условий развития процесса.

При использовании этого метода необходимо иметь информацию об устойчивости тенденций развития объекта за срок, в 2-3 раза превышающий срок прогнозирования. Длительная тенденция изменения экономических показателей называется трендом. Последовательность действий при экстраполировании:

- четкое определение задачи, выдвижение гипотез о возможном развитии прогнозируемого объекта, рассмотрение факторов, стимулирующих или препятствующих развитию данного объекта, определение необходимой экстраполяции и ее допустимой дальности;

- выбор системы параметров, унификация различных единиц измерения, относящихся к каждому параметру в отдельности;

- сбор и систематизация данных, проверка их однородности и сопоставимости;

- выявление тенденций или симптомов изменения изучаемых величин в ходе статистического анализа и непосредственной экстраполяции данных.

Операцию экстраполяции в общей форме можно представить в виде определения значения функции: Уi + L = F (Уi × L),

где Уi + L – экстраполируемое значение уровня;

L – период упреждения;

Уi – уровень, принятый за базу экстраполяции.

Метод экстраполяции дает надежные результаты на ближайшую перспективу прогнозирования тех или иных объектов – 5 – 7 лет.

Сущность метода наименьших квадратов состоит в минимизации суммы квадратических отклонений между наблюдаемыми и расчетными величинами. Считается, что этот метод лучше других соответствует идее усреднения, как единичного влияния учтенных факторов, так и общего влияния неучтенных.

Метода наименьших квадратов широко используется в прогнозировании в силу простоты и возможности реализации на ЭВМ. Недостаток данного метода состоит в том, что модель тренда жестко фиксируется, а это делает возможным его применение только при небольших периодах упреждения, т.е. при краткосрочном прогнозировании.

Метод скользящей средней применяется в том случае, когда ряды динамики характеризуются резкими колебаниями показателей по годам. Такие ряды, как правило, имеют слабую связь со временем и не обнаруживают четкой тенденции изменения. Наиболее распространенным и простым путем выявления тенденции развития является сглаживание или выравнивание динамического ряда.

Одним из наиболее простых приемов сглаживания заключается в расчете скользящих средних, их применение позволяет сгладить периодические и случайные колебания и тем самым выявить имеющуюся тенденцию в развитии.

Метод экспоненциального сглаживания, дает возможность получить оценки параметров тренда, характеризующих не средний уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к моменту последнего наблюдения. Данный метод позволяет давать обоснованные прогнозы на основании рядов динамики, имеющих умеренную связь во времени, и обеспечивает большой учет показателей, достигнутых в последние периоды наблюдения. Суть метода - сглаживании временного ряда с помощью взвешенной скользящей средней, в которой веса подчинены экспоненциальному закону.

25. Органы прогнозирования и планирование, их задачи и функции.

В Республике Беларусь при определении состава органов управления, прогнозирования и планирования, способов их взаимодействия соблюдаются принципы и подходы, действующие в других государствах.

Национальное собрание обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы-прогнозы экономического и социального развития, программы, утверждает бюджет государства.

Руководство по организации разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития и контроль за их исполнением осуществляет Совет Министров.

К центральным экономическим органам относятся: Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты, Министерство статистики и анализа и др.

Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики. Его роль в современных условиях возрастает в связи с повышением значимости прогнозов в системе управления народным хозяйством.

Основными задачами Министерства экономики являются:

разработка государственной экономической политики, обеспечивающей преодоление экономического кризиса, рациональное использование собственного ресурсного потенциала и повышение уровня жизни народа;

координация деятельности в сферах бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики в интересах решения общегосударственных задач;

создание условий для формирования экономической среды, способствующей активизации инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, повышению конкурентоспособности продукции и услуг и эффективности внешней торговли, механизма защиты интересов товаропроизводителей и потребителей.

Важнейшие функции Министерства экономики:1)анализ и оценка социально-экономического состояния страны;2)разработка и реализация стратегии социально-экономического развития;3)подготовка методических рекомендаций по проведению прогнозных расчетов и разработке планов-прогнозов;4)разработка концепций, основных направлений, планов-прогнозов экономического и социального развития, целевых программ;5)формирование механизма государственного регулирования экономики и установление количественных значений управляющих параметров (государственный заказ и квоты, финансовые, социальные и экологические нормативы, регулируемые цены, государственные инвестиции и др.);6)методическое и научное обеспечение проведения экономических реформ;7)проведение экономических экспертиз проектов решений, соглашений, инвестиционных проектов, намечаемых иностранных кредитов, проектов создания межгосударственных финансово-промышленных групп и других подобных образований.

Важным центральным экономическим органом является Министерство финансов. Его основная задача заключается в мобилизации денежных средств и планировании направлений их эффективного использования. Министерство финансов разрабатывает проект государственного бюджета, рассматривает проекты финансовых планов, смет министерств, государственных комитетов и ведомств, устанавливает правила ведения бухгалтерского учета и отчетности, определяет порядок отчетности по исполнению государственного бюджета, разрабатывает методические ре­комендации по расчету финансовых показателей.

Министерство труда и социальной защиты формирует тарифную систему (тарифно-квалификационные справочники, тарифную сетку, ставку 1-го разряда), разрабатывает и утверждает минимальный потребительский бюд­жет для различных социально-демографических групп населения, решает проблемы обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения с учетом профессионально-квалификационной подготовки кадров.

Министерство статистики и анализа обеспечивает плановые и другие органы управления необходимой статистической информацией, осуществляет анализ, дает оценку развития социально-экономических процессов, конъюнктуры рынка, уровня жизни народа и т.д. Его главной задачей является повышение степени достоверности информации, комплексности и оперативности ее представления.

Важное место в системе органов управления и планирования отводится Министерству иностранных дел. Оно производит прогнозные расчеты экспорта и импорта, разрабатывает торговый баланс

Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами. К ним относятся: Министерство промышленности, Министерство архитектуры и строительства, Министерство энергетики, Министерство сельского хозяйства и продовольст­вия, Министерство транспорта и коммуникаций.

В переходный к рыночным отношениям период их главными функциями являются:

1)комплексное исследование рынка;2)разработка планов-прогнозов развития отраслей, определение приоритетов и мер по их реализации; 3)регулирование производства;4)разработка методических рекомендаций, целевых программ;5)формирование заказа на поставку продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления для государственных нужд, его размещение на предприятиях и обеспечение выполнения;6)разработка мер по демонополизации производства, развитию конкуренции, разгосударствлению и приватизации собственности, развитию предпринимательства.

Региональные органы планирования и управления решают проблемы социально-экономического развития регионов. Плановые органы областей, районов, городов разрабатывают планы-прогнозы их развития с учетом региональных особенностей, что дает возможность лучше использовать потенциал регионов и создавать благоприятные условия жизнедеятельности населения.

К важнейшим функциям региональных органов управления и планирования относятся:

1)разработка прогнозов и планов экономического и социального развития регионов различного временного аспекта;2)формирование межотраслевых региональных комплексов, обеспечивающих решение проблем продовольствия, жилья и развитие экспортного потенциала;3) развитие различных форм собственности и хозяйствования;4)формирование оптимальной структуры экономики регионов;5)разработка мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и по развитию рыночной инфраструктуры в регионах.

Главными задачами планирования являются определение наиболее эффективных направлений деятельности предприятия, повышение конкурентоспособности продукции и достижение высоких конечных результатов.

26. Порядок разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития.

- сложный процесс, в котором взаимосвязаны элементы научного предвидения тех или иных экономических явлений и принятия плановых решений. Порядок и сроки разработки планов-прогнозов экономического и социального развития определяются правительством.

Основой разработки годовых планов-прогнозов являются: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития; Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу; Программы и решения президента и правительства но важнейшим направлениям экономического развития, межгосударственные соглашения. В этих документах обосновываются главные цели, задачи преобразования экономики, сформирована ее перспективная модель.

Всю работу по составлению плана-прогноза можно подразделить на ряд этапов:

I. Аналитическая, научно-исследовательская и организационно-методическая работа;

II. Разработка Концепции прогноза социально-экономического развития;

III. Разработка проекта плана-прогноза;

IY. Рассмотрение проекта плана-прогноза в Совете Министров, на комиссиях Национального Собрания, его уточнение и утверждение важнейших параметров социально-экономического развития.

На первом этапе аналитическая работа предполагает проведение комплексного анализа экономических и социальных процессов и явлений, оценку сложившейся социально-экономической ситуации, определение уровня развития и результатов реформирования экономики. Для проведения аналитической работы используются информация ряда предшествующих периодов и данные ожидаемого выполнения текущего плана-прогноза. В процессе анализа оцениваются: реальность и эффективность предыдущего плана-прогноза; проведенные институциональные преобразования экономики (разгосударствление и приватизация, развитие конкуренции, антимонопольное регулирование, поддержка предпринимательства и др.); направления развития и механизм регулирования отраслей, его эффективность.

Научно-исследовательская и организационно-методическая работа сводится к поиску прогрессивных методов прогнозирования, разработке исследовательских вариантов макроэкономического прогноза, формированию методологических подходов и методических рекомендаций по прогнозированию важнейших показателей и пропорций национальной экономики, разработке нормативов и макетов форм. Главными исполнителями этого этапа являются республиканские (центральные) плановые органы, научно-исследовательские учреждения, органы государственной статистики.

На втором этапе Министерством экономики при взаимодействии с другими органами управления разрабатывается Концепция прогноза социально-экономического развития. В ней дается социально-экономической ситуации, определение основных целей, представляются сценарии развития экономики и предложения по корректировке экономической политики и системы государственных регуляторов. Концептуальные подходы к реализации целей предпола­гают такие направления структурных преобразований, как ориентация на максимально возможное использование производственно-технического и ресурсного потенциала; создание, поддержание и развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей и производств; обеспечение первоочередной государственной поддержки отраслей с быстрой отдачей вложенных средств; ускоренное развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств; увеличение, производства продукции из местных материалов и сырья и более глубокой их переработки; увеличение производства продовольствия путем наращивания выпуска конкурентоспособной сельскохозяйственной продукцию.

Расчеты к Концепции прогноза носят ориентирующий характер и осуществляются в нескольких вариантах по узкому кругу важнейших макроэкономических показателей. При проведении расчетов выделяется несколько блоков взаимоувязанных показателей: цены и обменные курсы; показатели совокупного спроса и предложения; платежный баланс; финансовые и денежно-кредитные показатели.

Основные положения Концепции прогноза социально-экономического развития сообщаются Министерству финансов, Национальному банку, Министерству труда, Министерству внешнеэкономических связей, Государственному таможенному комитету, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды и другим республиканским и территориальным органам управления.

Третий этап связан с разработкой проекта плана-прогноза на соответствующий год. План-прогноз разрабатывается Министерством экономики исходя из основных положений Концепции прогноза нормативов, задающих и ориентирующих показателей, а также предложений министерств и региональных органов управления. Министерство финансов представляет данные о финансовых ресурсах, предварительный Государственный бюджет республики, предло­жения по налогам и другим финансовым регуляторам. Министерство труда сообщает уточненные социальные нормативы, включая минимальный потребительский бюджет и другие необходимые данные. Министерство иностранных дел представляет показатели ввоза и вывоза продукции, квоты и лицензии и другую информацию. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды сообщает квоту на добычу полезных ископаемых, предложения по природоохранным мероприятиям и экологическим нормативам. На этом этапе формирования плана-прогноза, когда используются предложения других республиканских органов управления, основное внимание уделяется сбалансированности показателей.

В самом начале осуществляются расчеты прогнозных индексов цен (сводных и по основным группам товаров), обменного курса, макроэкономических показателей и важнейших пропорций, уточняются социальные и экологические нормативы. При этом движение информации в процессе проведения расчетов по обоснованию показателей происходит в направлении от сводных показателей к сводно-ресурсным и сводно-функциональным и далее к отраслевым.

Министерством экономики определяются такие задающие показатели, как ВВП и его структура, прогнозные индексы цен, ряд других показателей, которые являются основой разработки Государственного бюджета и Основных направлений кредитно-денежной политики. В процессе разра ботки и уточнения прогноза осуществляется корректировка соответствующих экономических параметров, используемых Министерством финансов и Национальным банком в разрабатываемых ими документах. Правовой основой разработки планов-прогнозов являются законодательные и нормативные акты.

На четвертом этапе подготовленный Министерством экономики план-прогноз социально-экономического развития представляется в Совет Министров для рассмотрения, затем после обсуждения и уточнения отдельных параметров направляется на рассмотрение Президенту и Национальному Собранию.

Одновременно рассматриваются Государственный бюджет и Основные направления кредитно-денежной политики. При необходимости документы дорабатываются. В процессе доработки, осуществляемой посредством ряда итераций, участвуют Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный банк и другие, республиканские и территориальные органы управления.

После уточнения отдельных показателей принимается Государственный бюджет, одобряется план-прогноз экономического и социального развития страны на соответствующий год, Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики.


Наши рекомендации